Знания, умения и навыки как результат процесса учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:02, лекция

Описание работы

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания (постижения) действительности и адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий (Российская педагогическая энциклопедия).

Работа содержит 1 файл

Лекция ЗУН как результат процесса учения.docx

— 32.57 Кб (Скачать)

ТЕМА: Знания, умения и навыки как  результат процесса учения

Источник О.В. Нестерова

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания (постижения) действительности и адекватное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий (Российская педагогическая энциклопедия).

Знание –  это продукт познавательной деятельности (Л.М. Фридман).

Знания составляют ядро содержания обучения (Б.Б. Айсмонтас). На их основе формируются умения и навыки. 

Знание как результат познания может  быть: 

- обыденным,  формируемым в повседневном опыте,  отражающим внешние стороны и связи окружающей действительности;

- научным,  представляющим собою систематизированные, обобщенные ряды знаний, формирование которых основано на эмпирических (опытных) и теоретических формах отражения действительности (мира,  закономерностях его развития);

-  учебным, производным от научного знания и реорганизованным с учетом психологических особенностей и возможностей обучающихся.

Основной   целью научного знания является  создание или  описание моделей мира, а основной целью  учебного –  приобретение  уровня общей или  профессиональной квалификации.

Научное знание возникает в результате познавательной деятельности, осуществляемой с привлечением особых исследовательских методов в решении различных поисковых задач.  Научные знания могут быть переданы путем организованного целенаправленного обучения.

Учебное знание возникает в результате познавательной деятельности, осуществляемой при помощи учебных приемов, умений и действий в решении различных учебных задач.

Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину,  включающую саму предметную форму научного знания и учитывающую закономерности познавательной деятельности учащихся.

Учебное  знание существует   в  трех формах (В.И. Гинецинский):

- в форме  учебной дисциплины,

- в форме  учебного текста,

- в форме  учебной задачи.

Языковая  форма учебного знания – есть  текст. Тексты бывают письменные (алфавитные, формульные, пиктографические), устные и технотронные (звуковые).

Форма учебного знания – учебная задача определяется как некий этап учебно-познавательной деятельности, как упрощенная форма проблемной ситуации, а также как учебный текст.

Знание – это результат познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно, со слов или в результате чтения текста,  прослушивания аудиозаписи или просмотра видеозаписи.

Знания обладают разными свойствами: системностью, обобщенностью,  осознанностью, гибкостью, действенностью, полнотою и прочностью. (И.Я. Лернер, В.М. Полонский). Организованное обучение требует четкого определения глубины и широты знаний. Осознанность, осмысленность, умение объяснить, обосновать, указать взаимосвязь – есть содержательное знание (в отличие от формализованного).

Выделяют  следующие этапы учебного познания и рождения учебного  знания: восприятие, запоминание,  активное воспроизведение   (воспринятых и понятых существенных связей и отношений предметов),  включение в структуру прошлого опыта и применение в постижении нового.

           А.К Маркова: знание как результат познания  проходит определенный путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, оцениванию и применению. Этот путь – усвоение. Усвоение является основным понятием всех теорий обучения. Основой усвоения  знаний является мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем.

И.А. Зимняя:

Усвоение – механизм, путь формирования индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий, умений и навыков, нравственных норм и этических правил поведения. (А.Н. Леонтьев).

Усвоение – сложная интеллектуальная деятельность, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение.

Усвоение – результат учения, учебной деятельности. По отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, центральной части процесса обучения (С. Л. Рубинштейн).

Усвоение научных знаний и соответствующих им умений -  основная цель и главный результат деятельности (В. В. Давыдов).

Характеристики усвоения знаний: прочность, управляемость, личностная обусловленность усвоения, особенности характера усвоения для разных возрастных периодов, обобщение, готовность (легкость) актуализации,  полнота и системность.

         Знания могут усваиваться на репродуктивном (воспроизведение по образцу, по инструкции) и продуктивном (поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия) уровнях.

         В.П. Беспалько, разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности, выделяет уровни усвоения учебной информации:

1. понимание (отсутствие опыта,  но наличие обучаемости как восприимчивости к усвоению);

2. узнавание (выполнение действия  с опорой, помощью - репродуктивное  действие);

3. воспроизведение (самостоятельное выполнение действия – воспроизведение и применение информации – репродуктивное действие)

4. применение (использование знаний и умений в нетиповых ситуациях – продуктивное действие);

5. творчество (в известной сфере деятельности в нетипичных ситуациях - новые алгоритмы действия, новая информация, новые правила – творчество).

В.И. Гинецинский: Понимание – новое видение уже известного знания, поэтому перенос знания в новые условия – признак понимания.

Структурная организация, компоненты усвоения.

И.А. Зимняя связывает понимание (в частности текста) с  адекватностью воссоздания, воспроизведения смысла содержания.

        С. Л. Рубинштейн, Н. Д. Левитов: 

1. Положительное отношение учащихся.

  1. Процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом.
  2. Мышление как процесс активной переработки полученного материала.
  3. Процесс запоминания и сохранения полученного и обработанного материала.

        И. И. Ильясов на основе системного анализа основных теорий обучения выделяет  следующие компоненты:

  1. Получение усваиваемых знаний об объекте и действиях с ним.
  2. Отработка, освоение знаний и действий.

         С. Л. Рубинштейн выделяет  четыре основных этапа усвоения,  характеризующиеся взаимообусловленностью: каждый из них определяет конечный результат усвоения.

Этапы усвоения знаний:

1.  ознакомление -  включение активного сознательного отношения личности к воспринимаемому материалу. Весь процесс восприятия опосредован мыслительной деятельностью.

2.  - осмысление. (Входя в первый, второй этап является основой третьего).

3.  запоминание учебного материала. (По мнению С. Л. Рубинштейна, запоминание -  это постоянное осмысление и переосмысление материала, включение его в новые смысловые связи, поэтому очень важно  при организации процесса усвоения собственное изложение, свободное воспроизведение учебного материала).

4.  применение на практике. (Есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепления, формирования прочных навыков).

          П. Я. Гальперин,  Н. Ф. Талызина в  рамках теории поэтапного формирования умственных действий выделили следующие  этапы усвоения: 

1. Мотивационный этап. (Познавательная мотивация — это эффективный путь побудить человека к учению).

2. Этап составления схемы ориентировочной основы действия (ООД). (Учащиеся знакомятся с новой деятельностью и входящими в нее знаниями. Важно не только рассказать ученикам, как надо решать соответствующие задачи, но  показать сам процесс решения. Важно зафиксировать  выделенное содержание деятельности. Ученики должны не только понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно выполнять).

3. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися. Процесс активного выполнения новых действий.  Он, в свою очередь, включает четыре этапа:

1 -  выполнение действия в материализованной (материальной) форме;

2. -  выполнение внешнеречевого  действия;

3.  - выполнение действия  «про себя»;

4. -  выполнение умственного действия.

Главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что познавательная деятельность и  введенные в нее знания приобретают  умственную форму, становятся обобщенными  не сразу, а поочередно, проходя через  ряд этапов.

(См. Айсмонтас:  Этапы формирования умственных действий 7.3.2. (по Н.Ф. Талызиной)).

 

Б.Б. Айсмонтас.

Характеристики действия.

 

1. Форма действия характеризует уровень его присвоенности,  меру интеоризации. Различают следующие формы: материальную (материализованную), перцептивную,  внешнеречевую и умственную.

Материальное  действие – это реальное преобразование объекта с целью установления его свойств. Оно осуществляется с помощью знаково-символических  средств: схем, диаграмм, чертежей. Материализованная  форма действия – самостоятельный  объект усвоения.

Перцептивное  действие – это идеальное преобразование реальных или знаково-символических  объектов в плане восприятия.

Речевое действие – это громкая речь или внешняя  речь про себя.

Умственное  действие – это действие во внутреннем плане без опоры на внешние  средства.

Критерием отнесенности действия к той или иной форме  служит как исполнительная, так и  ориентировочная часть.

К числу характеристик  действия, помимо формы,  относятся: обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и т.д.).

2. Обобщенность действия характеризует меру выделения существенных для его выполнения свойств предмета из других, несущественных.

3. Развернутость действия показывает, все ли операции, входившие первоначально в состав действия, выполнены. По мере формирования действия состав выполняемых операций уменьшается, действие становится свернутым, сокращенным. Происходит свертывание умственных действий.

4. Освоенность  действия – это быстрота легкость  выполнения, степень автоматизированности.

Кроме этих характеристик, действие имеет ряд  вторичных свойств: разумность, сознательность, абстрактность, прочность 

Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык – способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

 

Формирование и развитие навыков в процессе усвоения

 И. А. Зимняя.  Навык — упроченное, доведенное в результате многократных, целенаправленных упражнений до совершенства выполнения действия. Оно характеризуется отсутствием направленного контроля сознания, оптимальным временем выполнения, качеством.

Н. А. Бернштейн: формирование навыка — это сложный процесс его построения, в котором выделяются два периода.

Первый период — установление навыка, включающий следующие фазы: 1. установление ведущего сенсомоторного уровня; 2. определение двигательного состава движений; 3. выявление адекватных коррекций, как «самоощущение этих движений изнутри»; 4. фоновые коррекции, вносимые в автоматизмы.

Второй период — стабилизация навыка также распадается на фазы: 1.срабатывание разных уровней вместе (синергетический); 2. стандартизация; 3. обеспечивающая устойчивость к помехам, т. е. «несбиваемость».

В схеме Л. Б. Ительсона рассматривается собственно психологическая, деятельностная сторона развития навыка в терминах цели, действия, способа, контроля, а также в плане внутренней стороны этой деятельности (мыслительные, аналитико-синтетические операции) (см. О.В. Нестерова табл. на с. 66).

И. А. Зимняя.

Факторы формирования навыков:

1. Правильное распределение упражнений во времени.

2. Понимание, осмысление принципа, основного плана выполнения действия.

3. Знание результатов выполненного действия.

4. Влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент.

5. Рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.

 

Закономерности и особенности формирования навыков:

1. Целенаправленность.

2. Внутренняя мотивация и внешняя инструкция, создающая установку.

3. Правильное распределение упражнений во времени обучения.

4.  Включение тренируемого умения в имеющую значимость учебную ситуацию.

5. Необходимость постоянного знания результатов выполнения действия.

6. Понимание общего принципа, схемы действия, в которое включено тренируемое действие.

7. Учет влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков.

 

Критерии сформированности навыка:

1. правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок); 2. скорость выполнения отдельных операций или их последовательности.

 

Внутренние критерии сформированности навыка:

1. отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия;

Информация о работе Знания, умения и навыки как результат процесса учения