Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а именно процессу сенсорного развития внимания, ведь известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Содержание

Введение 3
1. Сенсорное воспитание - основа умственного развития ребенка 4
2 Сенсорное воспитание в детском саду 5
3 Роль сенсорных игр в умственном развитии ребенка 8
3.1 Виды сенсорного восприятия 10
3.2 Сенсорные игры, как один из методов развития речи 11
3.3 Виды сенсорных игр 12
Заключение 17
Литература 18

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение                                                                                                                           3 
1. Сенсорное воспитание - основа умственного развития ребенка                          4 
2 Сенсорное воспитание в детском саду                                                             5 
3 Роль сенсорных игр в умственном развитии ребенка                                            8 
   3.1 Виды сенсорного восприятия                                                                               10 
   3.2 Сенсорные игры, как один из методов развития речи                                 11 
   3.3 Виды сенсорных игр                                                                                             12 
Заключение                                                                                                                    17 
Литература                                                                                                                      18 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

Развитие  восприятия различной  модальности

создает ту первичную базу, на которой 

начинает  формироваться речь,

а также психическое  развитие и развитие

  интеллектуально-познавательной  сферы.

Л.С. Выготский

     Познание  человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а именно процессу сенсорного развития внимания, ведь известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

     Развитая  сенсорика - основа для совершенствования  практической деятельности современного человека.

     Формирование  многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию детей должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе [2].

 

     1. Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка 

     Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности.

     Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно  формируются эталонные представления  о цвете, форме, величине, о признаках  и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

     Сенсорное воспитание создает необходимые  предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

     Восприятие  формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п., неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимального развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» — чувства, «моторика» — движение) развития [4].

     Сенсомоторная координация - это согласованные действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы "обучает" руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности.

     Познание  ребенком окружающего мира и его  объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности. 

     2. Сенсорное воспитание в детском саду 

     В процессе повседневной жизни, в играх  и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.

     Например, прежде чем нарисовать какой-нибудь предмет, надо вычленить форму, установить ее сходство с определенной геометрической фигурой; при сооружении постройки по образцу приходится расчленить его на части, среди набора деталей найти необходимые.

     В литературе выделяют два основных сенсомоторных  метода — обследование и сравнение [7].

     Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.

     Развитие  сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под  влиянием практики и обучения. Эффективность  этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.

     Общая схема обследования предполагает определенный порядок:

— восприятие целостного облика предмета;

— выделение  его главных частей и определение их свойств (форма, величина, из какого материала и т.д.);

— определение  пространственных взаимоотношений  частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т.д.);

— выделение  мелких деталей (частей) и определение  их величины, соотношения, расположения и т. д.;

— повторное  целостное восприятие предмета.

     Сравнение — это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

     Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний [1].

     Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

     Сенсорные эталоны - это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического  опыта.

     Такими  эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей [9].

     Воспитатель использует различные возможности  для осуществления сенсорного воспитания. Так, в изобразительной деятельности ребенок усваивает цвета и  оттенки, в конструктивной - упражняется  в различении формы, величины, пространственных отношений, свойств поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая); при выполнении движений под музыку различает темп, ритм, характер музыки.

     Занятия изобразительной деятельностью  способствуют развитию эмоциональной  отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

     Дети  учатся удерживать определенное положение  корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима; учатся слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы

     Технику Оригами дети в любом возрасте любят складывать разные фигурки из бумаги. Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), интересные объемные фигурки животных, цветы замечательно выглядят на выставках детского творчества.

     На  занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти [6].

     Дети  с удовольствием делают комочки, приклеивают крупные и мелкие детали, работают с бумажной полосой. Делают кольца, петли, завитки, в результате работы выглядят очень оригинально.

     Дети  систематически получают знания о предметах  народно-прикладного искусства и отражают их в своих рисунках, поделках. Представленные здесь работы дети выполняли на занятиях и в свободное время.

     Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться.

     По  мере накопления чувственного опыта  круг сенсорных представлений ребенка  становится шире. Чтобы сказать, тяжелый или легкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твердый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием «твердый» или «мягкий».

     Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Воспитатель, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей [2]. 

     3. Роль сенсорных игр в умственном развитии ребенка 

     Источники способностей и дарований  детей – 

     на  кончиках их пальцев. От пальцев, образно  говоря,

       идут тончайшие  ручейки, которые  питают

       источник творческой  мысли.

     В. А. Сухомлинский. 

     Развитие  ощущений и восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности. Продуктивная деятельность не только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками [1].

Информация о работе Дидактические игры