Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:
Определение влияния специально подобранных дидактических игр на развитие речи детей.
Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.
Объектом исследования является организация речевого воспитания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные словесные (дидактические) игры.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Содержание

Введение. Актуальность Глава 1.
Общие сведения о развитии речи ребенка
Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Словесная (дидактическая) игра как методический прием формирования речевых навыков дошкольников
Глава 2.
2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию речевых
навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Вывод
Использованная литература Приложение А Приложение Б

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Вторая  неделя.

   Продолжается  определение речевого уровня детей. В течение всего ноября воспитатель не привлекает специального внимания детей к объектам группового уголка природы: сама поливает растения, ухаживает за животными, если таковые имеются. Делает это обязательно при детях. При этом наблюдает за ними и помечает в диагностической тетрадке, кто из детей предлагает помощь, кто проявляет интерес, кто равнодушен к живым обитателям группы.

Занятие № 1.

  «Планета  Земля в опасности!» с включением дидактической игры «Земля и ее обитатели» и «Почему они исчезают». Программное содержание. Дать детям представление о том, что Земля - это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды есть материки - твердая земля - суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и южный.

  На  планете Земля обитает много  живых существ: в океанах и  морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут

 

  

                40

люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.

  Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Материалы к занятию. Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «808», флажок «808», бледно - зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей. Методические приемы. Занятие проводится в форме рассказа- беседы воспитателя с детьми.

     Дидактическая игра «Земля и ее обитатели». Цель:   уточнение   и   расширение   знаний   о   животных;   пополнять словарный запас детей новыми названиями.

Ход игры: Дети делятся на две команды; чья команда какой континент выберет. Затем дети выбирают животных, которые живут на этом континенте, определяя их по силуэту. Чья команда быстрее подберет животных, та и выиграла.

     Дидактическая игра «Почему они  исчезают». Цель: учить отстаивать свое мнение, соглашаться или не соглашаться с мнением другого человека. В этом детям помогают диалоги между ними. Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе.

Занятие № 2.

      «Начинаем читать книгу «Экология в картинках» Программное содержание. Дать детям представление о том, что в книге   рассказывается   о   «доме»   для   разных   животных   существ:

 

      

              41

растений, животных, людей. Сберегая их «дом» - условия, в которых они живут, мы сбережем живые существа.

Цель: учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить детей рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.

      С помощью дидактического упражнения «Рассказываем вместе» учить   детей,   составляя   самостоятельное   описание,   рассказывать подробно и интересно, избегая повторов. Ход занятия:

В.: Дети, название книги, которую мы начинаем читать, - «Экология в картинках». Ее автор - писатель Виталий Николаевич Танасийчук. Он написал книгу специально для таких ребят, как вы, которые  любят природу и хотят стать юными экологами - юными защитниками природы. Теперь мы прочтем то, что написано перед самым первым рассказом (читает пролог).

В.: Дети, о чем эта книга? (Ответы). Что  изучает наука экология? Для кого природа является «домом»?

В.: Теперь послушайте первый рассказ - «Удивительная прогулка» (читает выразительно с паузами).

В.: Дети, я вам задам сейчас вопросы. Вы их внимательно послушайте, подумайте, но отвечать не надо. Я еще раз  прочту рассказ, тогда вы на них сумеете хорошо ответить. Вот эти вопросы:

  1. Где гулял автор книги?
  2. Какое было время года?
  3. Что с ним произошло?
  4. Кто ему приснился во сне?

    (Пауза для  осмысления вопросов или повторное  их чтение).

 

              42

В.: слушайте еще  раз рассказ (читает). Воспитатель  задает вопросы по

очереди и выслушивает  ответы детей. Неточные ответы поправляет

чтением соответствующего текста.

В.: Дети, в конце  рассказа автор нам задает вопрос. Он сожалеет, что в

нашем лесу нет  таких зверей, и спрашивает: почему их нет? Как вы

думаете, почему в нашем лесу нет белого медведя, слона, обезьян,

крокодила?

     Дети  высказывают свои предположения, воспитатель  поддерживает рассуждения, реагирует словами: «Это не совсем так», при этом не делая никаких поправок и пояснений. В.: Дети, я не буду вам объяснять сейчас, мне хочется, чтобы вы сами подумали, поговорили дома с родителями. Мы про все узнаем дальше, когда будем читать следующие рассказы в книге. Поэтому вам домашнее задание на завтра: подумайте над вопросом писателя, поговорите с родителями. Завтра на прогулке мы с вами поговорим, и вы расскажите, что решили.

     На  следующий день воспитатель обсуждает  с детьми прочитанный накануне рассказ, выслушивает их соображения, хвалит всех, кто не забыл дома поговорить с родителями, обсудить, почему в местных лесах не живут слоны, обезьяны, белые медведи и крокодилы. Затем вместе создают самодельную книгу: воспитатель печатает рассказ, дети рисуют иллюстрации, вместе оформляют обложку.

Третья  неделя.

      Посвящается циклу ежедневных наблюдений за сезонными  явлениями природы, работе с календарем природы, целевым прогулкам по участку детского сада. Данный цикл наблюдений и

 

      

                43

работа  с календарем1 проводятся ежемесячно, поэтому приводим примерный ход наблюдений на каждый день.

Понедельник. В конце прогулки на участке воспитатель собирает детей, предлагает понаблюдать за погодой, определить ее состояние. Задает примерно следующие вопросы: Какое сейчас небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, если небо покрыто облаками; солнечная, если небо чистое; дождливая, если идет дождь). Дует ли сейчас ветер? Как узнали, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (Теплая, потому, что дети одеты в кофточки, или прохладная, если они в куртках).

     Наблюдения  детей сопровождаются разными действиями: поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него и т.д. в конце прогулки воспитатель подводит итог: «Сегодня погода (например) солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и нарисуем в календаре значками такую погоду».

     В группе: воспитатель собирает детей возле страницы календаря, демонстрирует «Условные обозначения», сама показывает, где и как надо закрасить квадратик «понедельник», где отметить погоду, какие значки при этом использовать. Говорит: «Сегодня я сама аккуратно раскрашу, нарисую значки в календаре. Вы посмотрите, как это надо делать. Говорите мне, какая сегодня была

 
 
 
 Недельная методика ознакомления дошкольников с  сезонными явлениями природы, рисунки  календарей подробно представлены в  работах С.Н. Николаевой: Ознакомление дошкольников с явлениями природы и трудом взрослых в разные сезоны // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 8; Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992; Подготовка детей к школе. - М: Братислава, 1999.

 

 

                44

погода, какие значки надо рисовать. (Дети называют). Завтра вы сами будете рисовать, а я буду вам помогать».

Вторник. В начале прогулки на участке воспитатель, собрав детей, говорит: «Мы вчера с вами наблюдали за погодой, говорили про нее; рисовали значками в календаре. Сегодня мы опять будем наблюдать погоду. Какая сегодня погода? Как про нее можно сказать? (Ответы). Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? (Ответы). Сегодня холоднее или теплее, чем вчера? (Ответы). Во что мы одеты? (Ответы). Как можно сказать про погоду сегодня?» (Например, пасмурная, тихая, прохладная).

     Чтобы разнообразить наблюдения, воспитатель  продумывает заранее игровые элементы, например, ленточки, флажки для определения ветра, трубочки («подзорные трубы») для поиска солнца на небе. В конце наблюдения детям дается установка - запомнить, какая была погода, чтобы в группе после прогулки правильно отметить ее в календаре.

В группе: дети под руководством воспитателя закрашивают «вторник», рисуют значки погоды. Она оказывает им помощь в рисовании.

Среда. Воспитатель, собрав детей, напоминает, как наблюдали за погодой в предыдущие дни: сначала рассматривали небо, затем определяли ветер, потом уточняли, тепло или прохладно и как все одеты. Предлагает дошкольникам самим без вопросов рассказать о погоде, выслушивает всех, уточняет реплики, высказывания детей, хвалит за наблюдательность, за хорошие словесные определения. Учит искать разнообразные признаки ветра (колышется белье на веревке, чуть шелестят листья на деревьях, слегка лохматятся волосы и др.), учит отыскивать признаки прошедшего дождя, если такие есть:

 

                45

мокрые крыши, лужи, темные стволы деревьев, блестящие  листья и

др.

Четверг. В начале прогулки воспитатель дает детям установку -самостоятельно понаблюдать за погодой, а в конце рассказать о ней. Предлагает для игры самодельную ветряную вертушку. Перед окончанием прогулки просит их рассказать о погоде, следит за правильностью и разнообразием ответов. Подводит детей к березе, предлагает им еще раз полюбоваться березой, рассмотреть ее получше, чтобы в группе нарисовать ее для календаря. В группе: дети отмечают день недели, погоду, желающие рисуют на специальной бумаге по трафарету ствол и главные ветки березы, Рядом рисуют куст.

Пятница. Воспитатель поручает 4-5 детям наблюдать за погодой, со всеми обходит всю территорию детского сада. Дети называют деревья, кустарники, травы, которые растут на других участках, отмечают красивые уголки, пейзажи, любуются ими. Воспитатель еще раз подчеркивает мысль, что территория детского сада - это «дом» для зеленых насаждений и для детей. Затем все наблюдают за животными участка (отыскивают насекомых, если такие имеются, обращают внимание на птиц).

Понедельник. Воспитатель выясняет у детей, как они выполнили домашнее задание, хвалит тех, кто не забыл про него. Все вместе отмечают погоду в календаре за выходные дни. Рассматривают заполненную страницу ноябрьского календаря, обсуждают результаты наблюдений.

     Дидактическая игра «Что растет в  родном краю» Цель: обучать детей понимать происходящие в природе процессы, давать   им   представления   о   значении   растений,   чтобы   показать

 

     

              46

зависимость  всего  живого  на  земле  от  состояния  растительного

покрова.

Обогащать словарь  детей новыми названиями деревьев.

Ход игры:

Воспитатель: - Сейчас я буду называть разные деревья и  кустарники,

а вы выбирайте  только те, что растут у нас в  России. Если растут,

хлопайте в  ладоши, если нет, молчите.

Итак:

  • Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
  • Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.
  • Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.

Информация о работе Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр