Дидактические игры для детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

Содержание

Введение 3
1 Дидактические игры для детей 3-4 лет 5
2 Дидактические игры для детей 4-5 лет 9
3 Дидактические игры для детей 5-6 лет 12
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Дидактические игры для детей.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

 

     Введение 

     Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

    Дидактические игры для детей можно разделить на три группы: словесные игры, настольные игры и игры с предметами (игрушками, природным материалом).

    Словесные игры - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

    Дети  с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

    Игры  с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок  сравнивает предметы, устанавливает  их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т.д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

    Обязательным  компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение  ребенка и его действия. Правила  делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым  должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

    Дидактические игры для детей разного возраста отличаются разным содержанием и обучающими задачами.

 

     1 Дидактические игры для детей 3-4 лет 

     При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет необходимо хорошо знать их возрастные особенности: внимание малышей пока еще не устойчиво, они быстро отвлекаются. Но в то же время дети в этом возрасте становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Учитывая это, нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям и, конечно, к игрушке, которая может привлечь ребенка своей яркостью, интересным содержанием.

    Важно, чтобы в игре сочетались активные движения и действия с умственной задачей.

    При проведении дидактической игры с детьми четвертого года жизни взрослый объясняет правила по ходу игры. Например, в игре "Собери пирамидку" ребенку сначала дается задание снять все кольца со стержня, затем найти самое большое кольцо и надеть его на палочку и т.д.

    Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому  рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением.

    Дидактические игры с предметами

    Игра  1 Кукла Катя проснулась

     Дидактическая задача. Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготка, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

    Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой  куклой большие предметы одежды, рядом  с маленькой - маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.

    Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.

    Ход игры. Взрослый заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол.

    На  двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы - Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с  пододеяльником. Если в игре участвует  несколько детей, нужно посадить детей так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению взрослого.

    Взрослый  объясняет правила игры:

    - Дети, посмотрите, кто спит на  этой кроватке. Узнали ее? Да, это  кукла Катя. А кто спит на  этой? Правильно. Это Таня.

    Взрослый, обращаясь к большой кукле говорит:

    - Катя, ты уже проснулась? Будешь  вставать? Дети, она говорит, что  хочет встать, но сначала надо  разыскать ее одежду. Что нужно  для того, чтобы одеть Катю?

    - Платье, майку, трусики, колготки, туфельки.

    - Правильно. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду?

    Один  ребенок увидел платье. Взрослый прикладывает платье кукле Кате.

    - Дети, посмотрите, годится Кате платье? (Дети улыбаются: платье явно  мало.) Нет, оно мало. Значит платье  не для Кати. Для кого же  оно? Наверное оно для куклы Тани. Она еще спит.

    Обращаясь к одному ребенку:

    - Поищи другое платье.

    Ребенок находит платье побольше, примеряет  кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.

    - Платье кукле сразу наденем  или сначала наденем другие  вещи? - спрашивает взрослый, привлекая внимание детей к белью куклы.

    - Надо сначала трусики и майку  надеть, - отвечают дети.

    - Значит, их надо найти. Кто найдет  трусики и майку для куклы  Кати? Только не ошибитесь!

    Один  ребенок подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит взрослому.

    Таким образом находят и дрйгие вещи. Приглашая детей к себе, взрослый просит одного надеть на куклу трусы, другого - майку, третьего - платье, застегнуть пуговицы, завязать пояс. при этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.

    Одетых  кукол можно взять для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс  одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности ребенка.

    Игра 2 Кукла Катя обедает

    Дидактическая задача. Закрепить знания детей о  столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения  во время еды, заботливое отношение  к кукле.

     Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.

    Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить  скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

    Ход игры. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит  за столом.

    - Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит взрослый и показывает  на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда. (Указывает  на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

    Поочередно  по приглашению взрослого дети находят  нужный предмет. Если предмет правильно  отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

    Обращаясь к ребенку:

    - Что ты поставишь кате на стол?

    - Я поставлю вот это.

    - Как это называется?

    - Тарелка глубокая для супа.

    В знак одобрения дети хлопают в  ладоши, а ребенок ставит перед  куклой тарелку.

    По  просьбе взрослого дети находят  так все предметы, которые потребуются  для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

 

     2 Дидактические игры для детей 4-5 лет

     Дети в возрасте от 4 до 5 лет обладают большей устойчивостью внимания. В этом возрасте совершенствуется осязательное, зрительное и слуховое восприятие, развивается процесс запоминания и припоминания. Они начинают различать более сложные формы предметов, звукосочетания. Увеличивается словарный запас, развивается мышление. Наряду с обобщенными внешними признаками дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

    Дидактические игры для детей 4-5 лет должны способствовать развитию личности ребенка. Игры для этого возраста уточняют и закрепляют знания о свойствах предметов, их назначении. Детям 4-5 лет интересны игры, сочетающие движения с решением умственных задач.

    Используйте чаще словесные игры для детей пятого года жизни, и не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач.

    Дидактические игры для детей 4-5 лет разнообразны и развивают сенсорные способности  ребенка, знания о природе и предметах  окружающего мира, восприятие, мышление, речь, память, волю.

    Дидактические игры с предметами

    Игра 1 Из чего сделано?

    Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

    Игровые правила. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

    Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование "чудесного мешочка".

    Ход игры. Для этой игры подбираются  предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

    До  начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи.

    Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

    Для того чтобы все играющие учились  определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т.д.

    В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет.

Информация о работе Дидактические игры для детей