Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:22, контрольная работа
Цель работы: исследовать индивидуально-психологические особенности творческих способностей у детей разного уровня психического развития младшего школьного возраста.
Введение
Глава 1.Творческие способности, как необходимое условие
современной жизнедеятельности детей
1.1.Психологическая характеристика творческих способностей
1.2.Анатомо-физиологические и психические особенности детей
младшего школьного возраста
1.3.Условия развития творческих способностей у младших
школьников
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по исследованию
взаимозависимости уровня психического развития
и уровня развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста
2.1.Методы и ход исследования
2.2.Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
На основе анализа полученных результатов была составлена диаграмма соотносимости уровня психического развития с уровнем развития воображения исследуемой группы учащихся (приложение 3).
Получились следующие данные: из 3 исследуемых с низким уровнем психического развития двое имеют низкий уровень развития воображения и 1 – средний уровень, средний балл этой группы - 3 балла(16%). Из группы со средним уровнем психического развития (3 человека) двое имеют средний уровень развития воображения и 1 человек – высокий, средний балл этой группы –7 баллов(37%), из 3 исследуемых с высоким уровнем психического развития у всех выявлен высокий уровень развития воображения, средний балл этой группы составляет 9 баллов(47%) (приложение 4).
Сравнивая полученные результаты, мы можем придти к выводу, что уровень психического развития младшего школьника влияет на его уровень развития воображения: чем выше уровень психического развития ребенка, тем выше его уровень развития воображения. Диагностика показала, что к творчеству способны все, но в большей или меньшей степени, что зависит от индивидуальных особенностей личности и ее возможностей.
В диагностике на исследование активности мышления оценка результатов проводилась по количеству полученных баллов за отведенное время по определенным критериям, а также за качество правильных ответов. Диагностика проводилась сначала в группе, а затем – индивидуально. В данной диагностике результаты, показывающие уровень активности мышления, представлены в таблице.
Таблица 2.2.
N п\п | Имя испытуемого | Уровень психического развития | Уровень активности мышления | Количество полученных баллов |
1 | Илья | низкий | низкий | 3 |
2 | Иван | низкий | средний | 4 |
3 | Елена | низкий | средний | 4 |
4 | Алена | средний | средний | 6 |
5 | Елена 2 | средний | средний | 6 |
6 | Артем | средний | средний | 6 |
7 | Александр | высокий | высокий | 9 |
8 | Юлия | высокий | высокий | 9 |
9 | Анастасия | высокий | высокий | 9 |
Проанализировав представленные данные, мы составили диаграмму соотносимости уровня психического развития с уровнем активности мышления испытуемой группы учащихся (приложение 5). Получились следующие данные: из 3 исследуемых с низким уровнем психического развития двое имеют средний уровень активности мышления и 1 – низкий уровень, средний балл этой группы составляет 4 балла(21%). Из 3 исследуемых со средним уровнем психического развития все имеют средний уровень активности мышления, средний балл этой группы составляет – 6 баллов(32%). Из 3 исследуемых с высоким уровнем психического развития все имеют высокий уровень активности мышления, средний балл этой группы составляет – 9 баллов(47%) (приложение 6).
Сравнивая полученные результаты, мы пришли к выводу, что уровень психического развития также влияет и на уровень активности мышления. Творчество младшего школьника зависит от индивидуальных свойств личности.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что уровень развития творческих способностей зависит от уровня психического развития младшего школьника. По результатам диагностик из группы испытуемых высокий уровень развития творческих способностей имеют 3 ученика, средний уровень – 4 человека и 2 ученика имеют низкий уровень развития творческих способностей. Данные представлены в таблице.
Таблица 2.3.
N п\п | Имя испытуемого | Общий уровень развития творческих способностей | Средний балл |
1 | Елена | низкий | 3 |
2 | Иван | низкий | 3 |
3 | Илья | средний | 4 |
4 | Алена | средний | 6 |
5 | Елена 2 | средний | 6 |
6 | Артем | средний | 7 |
7 | Александр | высокий | 9 |
8 | Юлия | высокий | 9 |
9 | Анастасия | высокий | 9 |
Отсюда следует, что творить, создавать что-то новое может каждый. Но тем продуктивнее и значительнее будет творческая деятельность, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов он располагает в своем опыте. Чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность, тем больше возможностей для развития творческих способностей.
Подводя итог выше сказанному, составлена общая таблица по результатам диагностик, из которой видно, что дети с высоким уровнем психического развития имеют высокий уровень активности мышления, развития воображения, общий уровень развитии творческих способностей. Дети с низким уровнем психического развития имеют низкие показатели исследуемых характеристик, соответственно, что и требовалось доказать.
Таблица 2.4. Сводная диагностическая карта исследования зависимости
уровня психического развития и творческих способностей
Имя испытуемого | Уровень психического развития
| Уровень развития воображения | Уровень активности мышления | Общий уровень развития творческих способностей |
Елена | низкий | низкий | средний | низкий |
Юлия | высокий | высокий | высокий | высокий |
Александр | высокий | высокий | высокий | высокий |
Елена 2 | средний | средний | средний | средний |
Илья | средний | низкий | низкий | средний |
Алена | средний | средний | средний | средний |
Артем | высокий | средний | средний | средний |
Анастасия | высокий | высокий | высокий | высокий |
Иван | низкий | низкий | средний | низкий |
Заключение
В данной работе были рассмотрены индивидуально – психологические
особенности развития и проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Нами была сформулирована гипотеза и выделена основная цель работы, на основании чего определены задачи.
Каждый этап работы решал поставленную задачу, соответственную определенному виду деятельности.
В начале работы были изучены теоретические материалы, связанные с изучением индивидуально-психологических особенностей творческих способностей, а также условия развития и формирования творческих способностей младших школьников.
Затем были изучены особенности исследования творческих способностей у детей разного уровня психического развития младшего школьного возраста, имеющиеся в психодиагностике. Нами были подобраны методики и проведены исследования.
Исследования, проведенные нами, показали истинность выдвинутой гипотезы, т.е. чем выше уровень психического развития ребенка, тем выше его творческие способности, и, наоборот, низкий уровень творческих способностей имеют дети с низким уровнем психического развития.
Данная работа имеет практическую значимость для учителей начальных классов, воспитателей, родителей и психологов, так как одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей у всех детей. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.
Список литературы
1.Воронин, Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология: учеб. пособие по факультат. курсу. [Текст]/ Л.Г. Воронин.- М.:Просвещение, 1987. – 206 с.
2.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] /Л.С. Выготский.- М.: Просвещение, 1991. – 42 с.
3.Зеньковский, В.В. Психология детства. Текст /В.В. Зеньковский.- Екатеринбург, 1995.
4.Капустина, Н.М. Технология воспитания. [Текст] /Н.М. Капустина.- М.: Просвещение, 2007.
5.Крутецкий, В.А. Психология: учеб. для учащ. пед. училищ. [Текст]/В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. – 235 с.
6.Левин, С.В. Ваш ребенок рисует. Текст / С.В. Левин.- М.: Просвещение, 1980.- 136 с.
7.Менджерицкая, Д.В. О детском творчестве. Текст /Д.В. Менджерицкая.- М.: Просвещение, 1980.-240 с.
8.Мир детства: младший школьник. [Текст] /Под ред. А.Г. Хрипковой.- М.: Педагогика, -1988. – 229 с.
9.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. Текст / Р.В. Овчарова.-М.: ТЦ Сфера, 1996.
10. Практическая диагностика и психологическое консультирование. Текст /под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромек.- Ростов-на-Дону.: Фирма Ирбис, 1998.
11. Эдеймиллер, Э.Г. Психология творчества. Текст / Э.Г. Эдеймеллер.-Спб.: Питер, 1999.
Психодиагностика « Нарисуй что-нибудь», показывающая уровень развития воображения младших школьников.
Ребенку дается лист бумаги, набор цветных карандашей (фломастеров) и предлагается придумать и нарисовать что-то необычное. На выполнение задания отводится 3 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов:
0-3 балла: за отведенное время ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали, либо ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
4-6 баллов: ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
7-9 баллов: ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, эмоциональное и красочное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
Выводы об уровне развития воображения:
0-3 балла – низкий уровень;
4-6 баллов – средний уровень;
7-9 баллов – высокий уровень.
Приложение 2
Психодиагностика, показывающая уровень развития мышления младших школьников.
Испытуемому предлагается за 1 минуту нарисовать рисунок с использованием определенных элементов. Данные элементы (линии, круг, треугольник, квадрат и т.д.) могут быть изменены по размеру, быть повернуты, использоваться в одном рисунке несколько раз. Рисунок должен изображать что-то конкретное, а не являться набором абстрактным фигур. После выполнения задания экспериментатор должен уточнить у испытуемого: что изображено на рисунке, где именно сокрыты задающие элементы. Далее оценивается качество рисунка, а также качество правильных ответов испытуемого по приведенным ниже критериям и делается вывод об особенностях активности мышления по 3 уровням.