Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 18:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
◦рассмотреть понятие способностей в психологии;
◦изучить различные подходы к изучению проблемы способностей;
◦проанализировать виды способностей;
◦рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста;
◦рассмотреть особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
◦произвести исследование особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Объект изучения – творческие способности.
Предмет исследования – особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы способностей в современной психологии 5
1.1. Понятие способностей в психологии 5
1.2. Различные подходы к изучению проблемы способностей 7
1.3. Виды способностей 11
Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 14
2.1 Психологические особенности детей дошкольного возраста 14
2.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 17
Глава 3. Исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста 23
3.1. Методы и организация исследования 23
3.2. Анализ и обсуждение результатов 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Целью данной курсовой работы является исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Объект изучения – творческие способности.
Предмет исследования – особенности творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – особенности обучения влияют на характеристики творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Главная цель исследования: определение влияния соответствующих методов обучения на уровень развития творческих способностей.
Методы исследования - изучение специальной литературы по заданной теме, методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Б. Синельников, В. Г. Кудрявцев).
.
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека и количественно-качественная разница продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер, то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного человека с умением других. Критерием способности является уровень (результат) деятельности, которого одним удаётся достигнуть, а другим нет. История общественного и индивидуального развития учит, что всякое искусное умение достигается в результате более или менее напряжённой работы, различных, иногда гигантских, «сверхчеловеческих» усилий. С другой стороны, одни достигают высокого владения деятельностью, умения и умелости при меньшей затрате сил и быстрее, другие не выходят за пределы средних достижений, третьи оказываются ниже и этого уровня, даже если они усердно стараются, учатся и имеют благоприятные внешние условия. Именно представителей первой группы называют способными. [6, 245]
Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
В.Г.
Белинский понимал под
По
Б.М. Теплову, способности – это
индивидуально-психологические
С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
Психологический
словарь определяет способность
как качество, возможность, умение,
опыт, мастерство, талант. Способности
позволяют совершать
Способность – это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность – имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.
На основе изложенного можно дать ориентировочное и предварительное определение способности.
Способность представляет собой выражение соответствия между требованиями деятельности и комплексом нервно-психологических свойств человека, обеспечивающим высокую качественно-количественную продуктивность и рост его деятельности, которое проявляется в высокой и быстро растущей (по сравнению со средним человеком) умелости овладевать этой деятельностью и владеть ею. [18, 149]
Не
было бы ошибочным несколько более
обычное и простое определение
способности как комплекса
Однако
первое можно считать
Формирование и развитие современного психологического учения о способностях начинается относительно поздно – в 19 веке, когда складывается психология как самостоятельная наука.
Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Именно жизнь ставит нас перед тем фактом, что общая одарённость является всегда фоном, на котором выявляются способности. Это мы можем проследить в многочисленных работах различных психологов. В области психологии и физиологии, в исследованиях способностей существует целый ряд общих идей и подходов. Но в этих многочисленных работах нет пока ни одного исследования, которое поставило бы вопрос о тех физиологических особенностях, которые связаны с понятием способность.[10, 141]
Так,
в 18 веке, Гельвеций, занимая крайние
позиции в вопросе о
Учение
Вольфа было общепсихологическим, то есть
касалось общих для всех людей
свойств психологических
Значительный вклад в теорию способностей внёс В.Г. Белинский. В его работах содержится уже довольно стройное и чрезвычайно содержательное учение о способностях. В.Г. Белинский имел возможность опираться на оригинальные мысли своих предшественников, кроме того, постоянная литературно-критическая деятельность, анализ художественных произведений побуждали его задумываться о способностях, их природе и различиях.
Под
способностями Белинский
Как и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский считал, что способности представляют собой природный дар. Н.Г. Чернышевский понимал, что для развития способностей необходимы определённые условия. Он писал, что великие гении одарены от природы, но их дарования могут развиваться только в определённых общественных условиях, и именно таких, которые представляют возможность для их активной деятельности. Идеи Чернышевского по проблеме одарённости послужили отправным пунктом для разработки материалистической теории способностей, которая в основу всего положила деятельность как источник и условие развитие способностей человека.
Впервые
на почву конкретного исследования
вопрос о причинах и происхождении
способностей был поставлен Ф. Гальтоном.
Его работа «Наследственность таланта,
её законы и последствия» сделалась
отправным пунктом
Гальтон в своей работе сделал первую попытку определить наследственность таланта путём изучения биографий знаменитых людей и выяснения, сколько было среди родственников этих людей выдающихся личностей. Влияние взглядов Гальтона ощущается в работах Кеттела, Термена, Кокса и др.[10,155]
Исключение составляет работа А.Ф. Лазурского «Классификация личности», в которой рассматриваются некоторые вопросы проблемы способностей и одарённости в связи с другими аспектами психологии личности. Та часть психической организации личности, которую А.Ф. Лазурский назвал эндопсихикой, составляет одарённость человека или его прирождённые способности.
Итак, по мнению Лазурского, способности врождённы. Что же касается условий жизни, воспитания и образования, то они не оказывают общественного влияния на способности.[10,157]
Б.М.
Теплов в статье «Способности и одарённости»
понимает под способностями
Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С.Л. Рубинштейн в своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и сознание».
Рубинштейн под способностями понимает пригодность к определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте продвижения.
В основе
способностей, по Рубинштейну, лежат
«наследственно закреплённые предпосылки
для их развития в виде задатков».
Под задатками понимаются анатомо-физиологические
особенности нервно-мозгового
«Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка».
Очень ценной является мысль Рубинштейна о том, что способность представляет собой сложное синтетическое образование личности.[10,178]
Вместе с тем Лейтес справедливо подчёркивает мысль, что «чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности». Лейтесу принадлежит также глава о способностях в учебнике «Психология», изданным в 1956 году под редакцией Смирнова А.А., Леонтьева А.И., Рубинштейна С.Л. и др. В ней в основном воспроизводятся способности как условия успешного выполнения деятельности, сочетания способностей, обеспечивающие успешность, способности людей как продукт истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношения способностей и задатков и т.п.[10,182]
Информация о работе Творческие способности у детей дошкольного возраста