Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование процесса прогнозирования себестоимости продукции промышленного предприятия, разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости отдельных видов продукции карамельного цеха.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе законодательной и нормативной базы, литературных источников изучить порядок формирования себестоимости промышленной продукции;
- изучить теоретические вопросы прогнозирования себестоимости продукции;
- рассмотреть основные методы прогнозирования себестоимости продукции;
- проанализировать экономико-финансовое состояние исследуемого предприятия для выявления отклонений от заданных целей функционирования;
- сделать прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ближайшую перспективу;
- на основе прогноза разработать рекомендации для увеличения прибыли от выпуска данных видов продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия
1.2. Планирование себестоимости продукции
1.3. Направления снижения себестоимости продукции
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции
2.3. Классификации методов прогнозирования
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Изучение финансового положения ЗАО «Кондитер-Курск»
3.2. Анализ себестоимости продукции отдельных видов изделий ЗАО «Кондитер-Курск»
3.3. Разработка мероприятий по поддержанию эффективности производства отдельных видов продукции карамельного цеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 679.00 Кб (Скачать)

Во-первых, по основным видам  продукции карамельного цеха исследуемое  предприятие снизило за анализируемый  период выпуск продукции; исключение составляет карамель с молочной начинкой, по которой произошло увеличение объема выпуска на 11,6% в 4 квартале 2006 года. Себестоимость этого вида продукции снизилась, следовательно увеличение объема выпуска было продиктовано увеличением объема спроса на данный вид продукции.

Во-вторых, наблюдаются неравнозначная ситуация в тенденциях изменения рентабельности отдельных видов продукции карамельного цеха. Так как основной целью и показателем эффективности производства является рентабельность (при всех прочих равных условиях), то именно ее выберем в качестве целевой функции, а именно увеличение рентабельности для отдельных видов продукции карамельного цеха. Помимо этого необходимо следить за динамикой снижения рентабельности отдельных видов продукции.

  1. Для основных видов продукции карамельного цеха в качестве цели поставлена следующая: путем снижения себестоимости продукции в следующем периоде получить: для продукции карамель с молочной начинкой - рост рентабельности на 1%.

4. В ходе анализа  было получено, что чтобы достичь  поставленных целей, необходимо  снизить себестоимость одной тонны карамели с молочной начинкой на 101 рубль.

5. В ходе анализа  структуры себестоимости анализируемых  видов изделий были определены  две группы расходов, имеющих  наибольший удельный вес в  себестоимости данных видов продукции.  Это расходы на сырье, условно-постоянные расходы.

6. Далее расчетным  путем было определено, на сколько  необходимо снизить расходы каждой  группы. Результаты представлены в таблице 5.

7. С помощью прогнозирования  было определено на сколько  снизятся расходы по двум исследуемым группам.

8. После этого расчетное  снижение сравнивалось со снижением  по прогнозу. Было получено, что  снижение расходов на расчетные  величины для достижения заданной  рентабельности вероятно для  карамели с молочной начинкой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дипломная работа посвящена актуальной для любого предприятия теме - прогнозированию себестоимости продукции.

В дипломной работе были изучены современные теоретические  подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме прогнозирования  себестоимости продукции,  рассмотрены различные классификации затрат предприятия, возникающие при производстве и реализации продукции, изучены методы калькулирования себестоимости и определения затрат предприятия, рассмотрена специфика исследуемых вопросов в пищевой промышленности, рассмотрены основные методы прогнозирования себестоимости продукции; проанализировано экономико-финансовое состояние исследуемого предприятия для выявления отклонений от заданных целей функционирования; выбраны группы продуктов предприятия, которые не соответствуют целям функционирования предприятия - получению прибыли и поддержанию определенного уровня рентабельности, сделан прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ряд периодов, а также по данным прогноза рассчитаны значения прибыли и рентабельности анализируемых продуктов,  на основе прогноза разработаны рекомендации для увеличения эффекта от выпуска данных видов продукции.

 

 

 

Предложенные в дипломной  работе мероприятия по снижению затрат гальванического производства позволили  получить следующие экономические результаты:

- достигнуто  снижение  себестоимости единицы продукции  при цинковании на 0,4218 рубля или на 6,93%;

- общее снижение себестоимости  продукции гальванического цеха  за счет рекомендованных мероприятий  составляет 28498,7 рублей или 5,79%.

Для дальнейшего совершенствования  управления себестоимостью продукции гальванического цеха при существующих технологиях можно рекомендовать ведение учета затрат не суммарно, а по видам покрытий, что позволит выявить резервы снижения себестоимости по каждому из видов наносимых покрытий.

Для решения вопроса по снижению себестоимости продукции  гальванических производств на более высоком экономическом, технологическом и организационном уровнях, предлагается комплекс мероприятий по созданию ”базовых” предприятий, позволяющих на основе использования прогрессивной техники и технологии, передовой организации труда и совершенствования структуры гальванического производства, обеспечить уменьшение себестоимости продукции, улучшение санитарно-гигиенических условий работы в гальванических цехах, резкое снижение  загрязнения окружающей среды.  

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» [Текст]:  [ПБУ 10/99 от 6 мая 1999 г. № 33н]

2. Бабич, Т.Н. Планирование на предприятии [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Бабич, Э.Н. Кузьбожев. М.: КНОРУС. 2005. 336с.

3. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие / Л.Е. Басовский. М.: ИНФРА-М. 2003. 260с.

4. Боровиков, П. Процесс планирование – система бюджетирования в динамике [Текст] / П.Боровиков // Справочник экономиста. 2006. №12. С.57-67.

5. Вертакова, Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор [Текст]: учебное пособие / под ред. Э.Н. Кузьбожева; Ю.В. Вертакова, И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев;. М.: КНОРУС. 2005. 352с.

6. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие. / Л.П. Владимирова. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко». 2001. 308с.

7. Гордеев, А.В. Экономика предприятия пищевой промышленности [Текст]: учебник / А.В.Гордеев, О.А.Масленников, С.В. Донскова, Н.К. Домушкин, А.Х. Заверюха, Е.В. Ульянов. М.: Агроконсалт. 2003. 616с.

8. Дагаев, А.А. Эволюция и перспективы совершенствования методологии долгосрочного экономического прогнозирования [Текст] / А.А. Дагаев // Российское предпринимательство. 2006. №1. С.53-55.

9. Кистерова, Е.В. Методика  расчета себестоимости продукции [Текст] / Е.В. Кистерова // Справочник экономиста. 2006. №7. С.21-28.

10. Любанова, Т.П. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]: учебное пособие / Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова. М.: Издательство ПРИОР. 2001. 272с.

11. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г.Морозовой, А.В.Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 1999. 318с.

12. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие. / Г.В. Савицкая. М.: Новое издание. 2002. 704с.

13. Салин, В.Н. Социально-экономическая статистика [Текст]: учебник / В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская. М.: Юристъ. 2004. 461с.

14. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. 639с.

15. Семенов, В.М. Экономика  предприятия [Текст]: учебник / под ред. В.М. Семенова; И.А. Баев, С.А. Терехова, А.В. Чернов, С.А. Косова , Е.В. Кучина. М.: 2001. 360с.

16. Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / И.В. Сергеев. М.: Финансы и статистика. 2005. 304с.

17. Скляренко, В.К. Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции [Текст] / В.К. Скляренко // Справочник экономиста. 2005. №8. С.40-47.

18. Скляренко, В.К. Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции [Текст] / В.К. Скляренко // Справочник экономиста. 2005. №10. С.38-45.

19. Скляренко, В.К. Расчет плановых калькуляций себестоимости продукции [Текст] / В.К. Скляренко // Справочник экономиста. 2005. №9. С.37-41.

20. Черняк, В.З. Финансовый анализ [Текст]: учебник / В.З. Черняк. М.: Издательство «Экзамен». 2005. 416с.

21. Чечевицына, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2005. 352с.

22. Читая, Г.О. Анализ  и прогноз взаимосвязи себестоимости,  объема производства и прибыли [Текст] / Г.О. Читая // Справочник экономиста. 2006. №1. С.51-59.

23. Шевченко, Н.С. Теория и практика управления затратами, оборотными средствами и запасами промышленного предприятия [Текст]: Учебное пособие / Н.С. Шевченко, О.В. Плальцева, С.А. Тиньков; под ред. Э.Н. Кузьбожева. Курск. 2002. 182с.

24. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельсности коммерческих организаций [Текст]: учебник / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. М.: ИНФРА-М. 2004. 437с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Таблица 1

 

Характеристика калькуляционных  статей [7, с. 353].

 

Статьи

По способу отнесения на себестоимость продукции

По степени зависимости  от  объема произзводства продукции

Прямые

Косвен-ные

Условно-переменные

Условно-постоянные

Сырье и материалы

+

 

+

 

Покупные и комплектующие  изделия и полуфабрикаты

+

 

+

 

Возвратные отходы

+

 

+

 

Топливо и энергия  на технологические цели

+

 

+

 

Основная заработная плата производственных рабочих

+

 

+

 

Дополнительная заработная плата

+

 

+

 

Отчисления на социальные нужды

+

 

+

 

Расходы на освоение и  подготовку производства

+

 

+

 

Износ инструментов и  приспособлений

+

 

+

 

Расходы по эксплуатации и содержанию оборудования

 

+

+

 

Цеховые расходы

 

+

 

+

Общезаводские расходы

+

   

+

Прочие производственные расходы

 

+

 

+

Внепроизводственные расходы

 

+

 

+


ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

 

Рис.1 Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль  продукции [12, с. 256].

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

Рис. 1. Классификация экспертных методов прогнозирования [5, с. 70].

 

 

Рис.4. Классификация фактографических методов [5, с. 70].

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

История создания и развития ЗАО «Кондитер-Курск»

 

Курская кондитерская фабрика  основана в 1936 году. В первые годы выпускалось около 3 тысяч изделий в год. Большая часть работ велась вручную. К 1954 году на фабрике работали основные цеха: конфетный, карамельный, пастильно-мармеладный, сиропно-начиночная станция. Из 44 фабрик СССР Курская конфетная была на 6 месте по объемам производства.

В 1976 г. образован Курский  кондитерский комбинат. А с 1978 г. предприятие переходит в «высшую лигу». Вся производимая продукция, аттестована первой категорией качества, 21 вид кондитерских изделий выпускается с Государственным знаком качества.  1985 г. - пущены 2 линии ШПФ-22 с глазировочными машинами «Супер-80» и линия по изготовлению конфет «Птичье молоко», «Трюфели», введён в эксплуатацию высокомеханизированный участок по переработке какао-бобов. 1989 г. - смонтирована новая линия по производству конфет «Ассорти» и шоколада с начинкой.

С 2004г. ЗАО «Кондитер-Курск» входит в состав Производственного  Объединения  «КИЕВ-КОНТИ». Компания «КОНТИ» известна на рынке Украины  и стран СНГ с 1997 года. Сегодня  она входит в тройку лидеров украинского кондитерского рынка и занимает первое место по темпам роста производства. Стратегия компании – увеличить присутствие на российском рынке до 5% и встать в один ряд с таким ведущими производителями конфет в России, как конценрн «Бабаевский» и фабрика «Большевик».

В 2005 г. предприятия, входящие в состав группы «КОНТИ» - ЗАО «ПО  «КОНТИ» и ЗАО «Кондитер-Курск» продолжали интенсивно увеличивать  производственные показатели. Инвестиции в Курскую кондитерскую фабрику  в 2005г. составили 134 млн. руб. Было установлено следующее оборудование: линия по производству печенья; линия по производству шоколадно-вафельной продукции; линия по производству отливных шоколадных конфет; линии по производству печенья-сендивич.

В первом квартале 2007 года на Курской КФ планируется завершить  инвестиционную фазу проекта «Модернизация  и расширение производства глазированных  помадных конфет», стоимостью 300 млн. руб. Инвестиционная стратегия компании и внедрение инновационных кондитерских технологий, позволяет компании удовлетворять запросы потребителей и достигать поставленных целей.

Всего на предприятии  работает 2458 человек на конец 2006 года. Текучесть кадров в 2004 году составила 14,7%,

в 2005 году 27,8%

в 2006 году 51,14%.

Текучесть кадров увеличилась на 23,34%.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНЕ Г

 

Таблица 1

Основные технико-экономические  показатели деятельности

 

Показатели

2005 год

2006 год

Темпы роста

Произведено, тонн

   

%

Карамель

10 203

14 950

146,53

Конфеты и шоколад

12 425

18 985

152,80

Вафли

167

10

 

Крекер

6 136

10 878

177,28

ВСЕГО:

28 931

44 823

154,93

Среднесписочная численность  ППП

1 078

1 816

168,46

Среднемесячная зарплата ППП

5 184

6 120

118,06


 

Таблица 2

Доход от неосновных видов  деятельности

 

Вид дохода

Выручка без учета  НДС, руб

Процент от общей выручки

Продажа покупных товаров

364 817 024

18,5%

Продажа прочего имущества

2 471 442

0,13

Продажа амортизируемого  имущества

151 796

0,01

Столовая

3 119 549

0,16


 

ПРИОЖЕНИЕ Д

 

 

Таблица 1

Общие покзатели работы ЗАО «Кондитер-Курск»

 

Показатели

2005 год

2006 год

Темпы роста, %

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

1 095 390

1 969 598

179,8

Себестоимость проданных  товаров, продукции, тыс. руб.

1 017 237

1 768 402

173,8

Прибыль от продаж, тыс. руб.

78153

201 196

257,43

Доходы от прочей реализации, внереализационных операций и операций с иностранной валютой, тыс. руб.

10 568

8 707

82,4

Налоги за счет финансовых результатов, курсовые разницы от операций с иностранной валютой, прочие внереализационные  расходы, тыс. руб.

28 731

94 537

329,0

Балансовая прибыль, тыс. руб.

59 990

115 366

192,3

Налог на прибыль, тыс. руб.

15 772

31 962

202,6

Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия