Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование процесса прогнозирования себестоимости продукции промышленного предприятия, разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости отдельных видов продукции карамельного цеха.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе законодательной и нормативной базы, литературных источников изучить порядок формирования себестоимости промышленной продукции;
- изучить теоретические вопросы прогнозирования себестоимости продукции;
- рассмотреть основные методы прогнозирования себестоимости продукции;
- проанализировать экономико-финансовое состояние исследуемого предприятия для выявления отклонений от заданных целей функционирования;
- сделать прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ближайшую перспективу;
- на основе прогноза разработать рекомендации для увеличения прибыли от выпуска данных видов продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия
1.2. Планирование себестоимости продукции
1.3. Направления снижения себестоимости продукции
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции
2.3. Классификации методов прогнозирования
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Изучение финансового положения ЗАО «Кондитер-Курск»
3.2. Анализ себестоимости продукции отдельных видов изделий ЗАО «Кондитер-Курск»
3.3. Разработка мероприятий по поддержанию эффективности производства отдельных видов продукции карамельного цеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 679.00 Кб (Скачать)

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия,  полуфабрикаты и услуги производственного  характера сторонних предприятий  и организаций.

4. Топливо и энергия  на технологические цели.

5. Заработная плата  производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные  нужды.

7. Расходы на подготовку  и освоение производства.

8. Общепроизводственные  расходы.

9. Общехозяйственные  расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные  расходы.

12. Коммерческие расходы [16, с. 249].

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость  продукции, итог 12 статей – полную себестоимость  продукции [16, с. 249].

Производственные затраты  классифицируются по следующим признакам:

1) По признаку участия в производственном процессе различают основные и накладные затраты. Основные затраты непосредственно связаны с изготовлением продукции (сырье, основные материалы, топливо на технологические цели, заработная плата производственных рабочих). Накладные затраты – это расходы, связанные с обслуживанием процесса производства и управления: общехозяйственные, общепроизводственные, коммерческие [7, с. 353].

2) По характеру зависимости расходы предприятия подразделяются на: зависимые (нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда) и независимые от предприятия (нормы амортизации, нормы отчислений на социальные нужды) [7, с. 353].

3) По методу отнесения на себестоимость продукции – на прямые и косвенные. Прямые – это расходы строго целевого назначения, их включают в себестоимость единицы продукции методом прямого счета. Например, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на основные материалы. Косвенные затраты не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Поэтому они распределяются между различными изделиями пропорционально тому или другому условному измерителю, чаще всего пропорционально заработной плате основных производственных рабочих или пропорционально прямым расходам на определенный вид продукции [7, с. 354].

4) По степени зависимости  от изменения объема производства  затраты подразделяются на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно-постоянные) [7, с. 353].

Условно-переменные затраты изменяются пропорционально объему продукции (основные сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, сдельная заработная плата с начислениями, технологические топливо и энергия) [10, с. 132]. Условно-постоянные затраты при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на освещение, отопление, амортизация зданий и сооружений) [7, с. 353]. В Приложении А приводится перечень статей с разбивкой затрат по способу отнесения на себестоимость продукции и в зависимости от объема производства продукции.

Заметим, что переменные расходы будут переменными по отношению ко всему объему продаж, но для каждой единицы изделий  они будут постоянными, так как, по существу, представляют технологическую  себестоимость, которая, как правило, является нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. С другой стороны, постоянные расходы являются постоянными для всей массы продаж, но для каждого изделия они являются переменными. Каждое последующее изделие будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящееся на это изделие. Поэтому снижение себестоимости продукции практически не зависит от переменных затрат, а обуславливается постоянными расходами [24, с. 43].

 

 

1.2. Планирование  себестоимости продукции

 

План – это образ  чего-либо, модель будущего, система  мер, направленная на достижение поставленных задач [2, с. 25].

Планирование – это  процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана  создания, развития и функционирования предприятия [2, с. 25].

Качество плана определяется глубиной и количеством примененных  при планировании научных подходов и принципов планирования [7, с. 128].

К принципам планирования относят следующие: учет объективных  условий развития объекта планирования; научность; оптимальность; комплексность; непрерывность; гибкость; преемственность стратегического и тактического (текущего) планов; социальная ориентация плана; ранжирование объектов планирования по их важности; адекватность плановых показателей; согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента; вариантность плана; сбалансированность плана; экономическая обоснованность плана; автоматизация системы планирования; обеспечение обратной связи системы планирования [7, с. 128].

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде [16, с. 256]. Планирование себестоимости предусматривает возможное ее снижение и обеспечение на этой основе оптимального уровня затрат на производство и рост накоплений [7, с. 363].

Вид планирования себестоимости  продукции может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывают на ряд лет. Текущее планирование (планирование на год) предусматривает уточнение перспективных планов на основе данных плановых смет и калькуляции затрат на производство [7, с. 363].

План по себестоимости  продукции включает в себя следующие  разделы:

1. Смета затрат на  производство продукции (составляется  по экономически элементам).

2. Себестоимость всей  товарной и реализованной продукции.

3. Плановые калькуляции  отдельных изделий.

4. Расчет снижения  себестоимости товарной продукции  по технико-экономическим факторам [16, с. 256].

Важнейшими качественными  показателями плана по себестоимости являются: себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимость важнейших видов продукции; затраты на 1 рубль товарной продукции; процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам; процент снижения себестоимости сравниваемой продукции [16, с. 256].

Предприятие, выпускающее разнородную продукцию, планируют снижение себестоимости сравнимой продукции и величину затрат на 1 рубль товарной продукции [7, с. 363]. К сравниваемой товарной продукции относят все виды серийного и массового производства, производимые предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период [8, с. 215].

К несравниваемой товарной продукции относят все виды единичного производства, а также серийного и массового производства, которые впервые запускаются в серийное или массовое производство. Показателем сравниваемой товарной продукции является себестоимость единицы продукции [8, с. 215].

Величина себестоимости  товарной продукции планируемого года определяется уровнем затрат базисного  года и запланированным объемом  производства товарной продукции в  оптовых ценах предприятия

Задания по снижению себестоимости  сравниваемой товарной продукции устанавливаются  в процентах к предыдущему  году. Сравниваемая товарная продукция, запланированная к выпуску, оценивается  по плановой и среднегодовой себестоимости предшествующего года. Экономия по плану снижения себестоимости – это разность между себестоимостью товарной продукции за предшествующий год и плановой величиной себестоимости на текущий год. Отношение этой экономии к себестоимости товарной продукции предшествующего года отражает величину планового снижения себестоимости сравниваемой товарной продукции [7, с. 364].

При выпуске значительной доли несравнимой товарной продукции  используется показатель затрат на 1 рубль  товарной продукции, он рассчитывается как частное от деления себестоимости всей товарной продукции предприятия на объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия (формула 1). Этот показатель используется при характеристике затрат в динамике и по несравнимой продукции. Однако для повышения его достоверности необходимо учитывать изменения объема производства продукции, ее состава, ассортимента и качества [7, с. 364].

                                                                                                            (1)

где - объем выпуска товарной продукции в действующих оптовых      ценах;

 - себестоимость объема выпуска товарной продукции [10, с. 133].

Показатель затрат на один рубль товарной продукции –  универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывать связь между себестоимостью и прибылью [21, с. 215].

Затраты на один рубль товарной продукции  непосредственно зависят от изменения  общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы [21, с. 216].

В разработке сметы затрат и плановой калькуляции себестоимости товарной продукции используют результаты анализа  расходов вспомогательных цехов, на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховых и общезаводских расходов, расходов на подготовку и освоение производства и других расходов [7, с. 364].

Смета затрат на производство по вспомогательным  цехам – вся совокупность затрат этих подразделений, которые включаются в себестоимость товарной продукции  исходя из направления использования на основе баланса распределения работ и услуг вспомогательных цехов [7, с. 364].

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, как цеховые так  и общезаводские, рассчитывают по утвержденным на предприятии нормативам (в разрезе  каждого элемента и статьи затрат) [7, с. 364].

Планы по труду, материально-техническому снабжению и услугам материально-технического снабжения служат основанием расчета  сметы цеховых расходов. Последовательность ее составления начинается с распределения заработной платы вспомогательных рабочих, затрат на вспомогательные материалы и стоимость услуг вспомогательных подразделений по соответствующим статьям сметы. Далее рассчитываются амортизационные отчисления. Внепроизводственные расходы включают отдельной статьей в полную себестоимость товарной продукции, а в общую смету затрат – по соответствующим элементам. Сводная плановая калькуляция себестоимости товарной продукции – завершающая стадия планирования себестоимости [7, с. 364].

На основе определения  объема товарной продукции в оптовых ценах и по полной себестоимости производятся расчеты прибыли и рентабельности в целом на объем товарной продукции и по изделиям [10, с. 132].

Рентабельность отдельных видов  продукции (изделий) – Rизд рассчтывается  по формуле (2):

                                                                                         (2)

где Цi и Сi – соответственно цена и себестоимость единицы

продукции [10, с. 133].

1.3. Направления  снижения себестоимости продукции

 

Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности общественного производства. Снижение себестоимости предполагает экономное потребление ресурсов, что говорит не только о количественном, но и о качественном воздействии на экономический потенциал страны и его перспективные изменения [7, с. 365].

Так как себестоимость  продукции состоит из разных групп (статей) расходов, то соответственно существуют различные направления снижения себестоимости. Выявлению источников и факторов, обеспечивающих снижение себестоимости, предшествует системный анализ структуры затрат, уровня научно-технического оснащения производства, состояния технологии, организации труда и управления. Источники показывают, где искать возможности сокращения затрат на производство продукции. Факторы определяют условия, обеспечивающие успешное использование выявленных источников снижения себестоимости [7, с. 365].

Источники резервов снижения себестоимости: во-первых, это эффективное  использование производственной мощности, обеспечивающей увеличение объема производства; во-вторых, это сокращение затрат на производство за счет экономного использования всех видов ресурсов, роста производительности труда, сокращение непроизводственных расходов, производственного брака, сокращение потерь рабочего времени и т.д [8, с. 233].

Большую часть в себестоимости  продовольственной продукции составляют затраты на сырье, материалы, топливо  и энергию. В связи с этим одним  из основных источников снижения себестоимости  является экономное использование сырья и материалов, которое достигается в путем сокращения потерь на всех стадиях технологического процесса, снижения уровня брака, применения наиболее экономичных видов тары. Экономии сырьевых ресурсов способствует также применение полноценных, но более дешевых заменителей, прогрессивных технологических схем. Значительный эффект дает уменьшение возвратных отходов, так как вторичная переработка приводит к потерям сырья и удорожанию продукции [7, с. 366].

Экономия материально-сырьевых ресурсов обеспечивает снижение себестоимости продукции за счет сокращения расхода материалов и сырья на производство единицы продукции или всего объема работ по сравнению с установленными нормами или фактическим расходом в базисном периоде. Итак, основные направления экономии материальных ресурсов – увеличение выхода конечной продукции, полное использование вторичных ресурсов и отходов [7, с. 366].

Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия