Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:36, курсовая работа
Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование процесса прогнозирования себестоимости продукции промышленного предприятия, разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости отдельных видов продукции карамельного цеха.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе законодательной и нормативной базы, литературных источников изучить порядок формирования себестоимости промышленной продукции;
- изучить теоретические вопросы прогнозирования себестоимости продукции;
- рассмотреть основные методы прогнозирования себестоимости продукции;
- проанализировать экономико-финансовое состояние исследуемого предприятия для выявления отклонений от заданных целей функционирования;
- сделать прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ближайшую перспективу;
- на основе прогноза разработать рекомендации для увеличения прибыли от выпуска данных видов продукции.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия
1.2. Планирование себестоимости продукции
1.3. Направления снижения себестоимости продукции
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции
2.3. Классификации методов прогнозирования
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Изучение финансового положения ЗАО «Кондитер-Курск»
3.2. Анализ себестоимости продукции отдельных видов изделий ЗАО «Кондитер-Курск»
3.3. Разработка мероприятий по поддержанию эффективности производства отдельных видов продукции карамельного цеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основными направлениями повышения рентабельности производства продукции являются снижение себестоимости ее производства и реализации при неизменной цене или повышения цены реализации продукции при неизменной ее себестоимости.
Еще одним направлением повышения рентабельности при неизменной цене и себестоимости является рост объемов реализации. Рост объемов реализации способствует снижению доли постоянных издержек, приходящихся на единицу изделия, что в конечном счете приводит к снижению себестоимости всего объема реализации и тем самым повышению прибыли при неизменной цене.
Однако, с точки зрения проводимого исследования нас интересует в первую очередь себестоимость продукции. Попытаемся путем ее изменения, а также путем прогнозирования ее величины на будущий период найти пути повышения рентабельности для продукции карамельного цеха.
Во-первых, рассчитаем на
сколько нужно снизить себестои
То есть фактически под прочими равными условиями будем понимать, что все показатели, кроме целевой рентабельности и расчетной себестоимости оставляем на уровне последнего анализируемого периода.
Как видно из данных приложения Л, рентабельность в долях (R) рассчитывается путем деления прибыли (П) на произведение себестоимости продукции (С) и выработки. Отсюда себестоимость равна произведению прибыли к рентабельности. Прибыль рассчитывается как разница между произведением объема реализации (О) на цену реализации (Ц) и себестоимостью продукции. Сделав необходимые преобразования получим, что себестоимость всего объема реализованной продукции равна:
С = Ц*О/(R+1) (33)
Чтобы получить значение
себестоимости на одну тонну продукции
нужно полученный результат разделить
на объем реализации в тоннах. Тогда
формула будет выглядеть
С(на 1 тонну продукции) = Ц*1000/(R+1) (34)
Данные расчета представим в таблице 4.
Таблица 4
Расчет величины себестоимости продукции для достижения заданного уровня рентабельности в плановом периоде
Вид изделия |
4 квартал 2006 года |
1 квартал 2007 года | ||||
R % |
Ц руб/тонн |
С руб/тонн |
R % |
Ц руб/тонн |
С руб/тонн | |
карамель с молочной начинкой |
11,7 |
28845 |
25696,32 |
12,7 |
28845 |
25594,49 |
Таким образом из таблицы 4 видно, что чтобы достичь поставленных целей, необходимо снизить себестоимость одной тонны карамели с молочной начинкой на 101 рубль.
Рассмотрим структуру
себестоимости анализируемых
Структура затрат на изготовление анализируемых видов продукции представлена в Приложении К. Наглядно представлены эти доли на рис. 4.
Рис.4. Структура затрат карамели с молочной начинкой
Как видно из диаграммы, для всех изделий доля переменных затрат превышает долю постоянных затрат; и составляет 85,58% для карамели с молочной начинкой.
Из приложения К видно, что наибольшую долю в структуре себестоимости изделий занимают:
В целом эти две группы расходов занимают в структуре себестоимости 89,35%. Естественно предположить, что здесь существуют возможности сокращения суммы себестоимости на заданную величину; напомним сумма сокращений на тонну составит: для карамели с молочной начинкой на 101 рубль. На сколько необходимо сократить каждую составляющую - зависит от возможностей производства, внешних факторов и т.п.
Попробуем распределить сокращение себестоимости относительно доли каждой составляющей и определим, на сколько рублей с тонны необходимо сократить каждый из двух основных элементов затрат. Данные представим в таблице 5.
Таблица 5
Расчет суммы снижения себестоимости изделий по основным элементам затрат
Продукция |
Общая доля 2-х групп затрат в себестоимости % |
Частная доля группы затрат ( получены делением доли каждой группы в себестоимости продукции на общую их долю) % |
Общая сумма сокращения себ-ти в расчете на 1 тонну изделия |
Сумма уменьшения затрат по каждой группе в расчете на 1 тонну продукции (получена умножением частной доли в долях на общую сумму сокращения себестоимости), руб. | ||
Сырье |
Прочие производственные расходы |
Сырье |
Прочие производственные расходы | |||
карамель с молочной начинкой |
89,35 |
74,93 |
14,42 |
101 |
84,70 |
16,30 |
Таким образом мы получаем, что для достижения заданных целей повышения рентабельности снижением себестоимости при всех прочих равных условиях необходимо сократить расходы на две основные группы затрат по двум видам изделий с одной их тонны на суммы, представленные в правой части таблицы 5
Снижение двух групп затрат - это желаемый результат, который приведет к росту рентабельности анализируемых видов продукции до целевых значений. Однако, под изменением факторов внешней среды (роста цен на электроэнергию, топливо, потеря поставщиков и т.п.) и факторов внутренней среды (роста зарплаты, смены оборудования и т.п.) реальная ситуация может отклониться от заданного курса действий.
Поэтому попытаемся путем прогнозирования на два периода (1 и 2 квартал 2007г.) предсказать с определенной вероятностью поведение выделенных двух групп затрат. Для проведения прогноза возьмем две основных группы затрат, восемь периодов упреждения – 4 квартала 2005 и 2006 года. В качестве метода прогнозирования выберем трендовый метод. Группировочную таблицу для проведения прогноза представим в Приложении М.
Из таблицы видно, что за период с 1 квартала 2005 года по 4 квартал 2006 года величина расходов на сырье снижается. Условно-постоянные расходы для карамели с молочной начинкой снижаются.
Это дает возможность предположить, что подобная тенденция при всех прочих условиях сохранится и в будущем.
Количественное выражение тенденции проведем с помощью аналитического выравнивания с помощью элементарных функций, предлагаемых табличным процессом Excel.
Критерием выбора различных
вариантов аппроксимации данных
о себестоимости изделия
Наибольшее значение этот показатель принимает при использовании степенной функции (затраты на сырье R2=0,9075, условно-постоянные затраты R2=0,9868).
Приведем технологические таблицы, линии трендов и их уравнения для изделий карамель с молочной начинкой, показателей "Расходы на сырье" и "Условно-постоянные расходы" (Приложение Н, О), приведем прогнозные значения на 1 и 2 квартал 2007года (приложение М).
Оценка адекватности будет проводится с помощью следующих показателей. Значение средней ошибки аппроксимации – для затрат на сырье 0,73%, для условно-постоянных затрат 9,7% что значительно ниже критического значения – 12%; стандартное отклонение S - 188,48 и 154,45 соответственно.
После получения прогнозных величин сравним их с расчетными величинами от желаемого снижения сумм расходов по двум анализируемым группам.
Таким образом, по прогнозу на 1 квартал 2007 года снижение себестоимости по изделиям карамель с молочной начинкой превышает желаемое снижение себестоимости, и достигают заданного уровня рентабельности 12,7%.
Для выявления направлений снижения себестоимости продукции воспользуемся методами корреляционно-регрессионного анализа.
Рассмотрим известную в экономической теории зависимость между себестоимостью единицы продукции и объемом производства. Связь меду этими показателями обратно пропорциональна, что подтверждается расчетами по данному предприятию.
Предположим, что связь меду себестоимостью единицы продукции и объемом производства можно описать равносторонней гиперболой, используемой для характеристики многих видов связей:
где у – себестоимость 1 тонны карамели, руб
х – объем производства, тонн.
Рассчитаем параметры уравнения регрессии с помощью опции «Поиск решения» Microsoft Excel.
у = 18,7 + 234903,5*
Таблица 11
Технологическая таблица
для расчета данных у = 18,7 + 234903,5*
Объем производства, Х |
Фактические значения, Уф |
Расчетные значения, Ур |
Уф- Ур |
(Уф- Ур)2 |
(Уф- | |
8785,8 |
46,8 |
45,43926 |
1,439259 |
2,071466 |
0,03271 |
59,29 |
8647,6 |
45,7 |
45,86655 |
-0,13345 |
0,01781 |
0,002901 |
32,49 |
8603,58 |
45,0 |
46,00553 |
-0,99447 |
0,988969 |
0,021159 |
22,09 |
7390,93 |
49,9 |
50,48521 |
-0,51479 |
0,265012 |
0,010094 |
0,49 |
6017,5 |
56,5 |
56,73926 |
0,23926 |
0,546505 |
0,012969 |
28,09 |
5869,3 |
55,9 |
56,72494 |
0,824938 |
0,685535 |
0,012499 |
39,69 |
5085,3 |
60,5 |
61,7604 |
-1,26074 |
1,589466 |
0,021368 |
53,29 |
6,004764 |
0,113701 |
235,43 |
Проверим полученную регрессионную модель на адекватность, рассчитав среднюю ошибку аппроксимации и коэффициент детерминации.
А =
Значение средней ошибки аппроксимации – 1,62 %, что не превышает критического значения – 12%. Следовательно, качество построенной модели оценивается как хорошее.
Коэффициент детерминации находится по следующей формуле:
где - среднее значение результативного признака.
Значение коэффициента детерминации R2 =0,974 свидетельствует о том, что 97,4 % вариации результативного признака обусловлено изменением факторного признака. Влияние данного фактора на величину результативного признака можно определить количественно, рассчитав коэффициенты эластичности.
Коэффициент эластичности показывает, насколько процентов в среднем, изменится значение результативного признака при изменении факторного 1 %.
где a,b – параметры уравнения регрессии;
- среднее значение факторного признака.
Для полученного уравнения: у = 18,7 + 234903,5*
Таким образом, одним из факторов снижения себестоимости выступает размер производства: с ростом его на 1 %, себестоимость единицы продукции снижается на 0,63 %.
Значения коэффициентов при анализируемых факторах можно использовать для планирования уровня затрат на предприятиях, определения его расчетных значений для предприятия. Путем исчисления отклонений расчетных уровней от фактических можно выявлять резервы снижения себестоимости. Все это говорит о целесообразности использования методов корреляционно-регрессионного анализа таких показателей как себестоимость единицы продукции и уровня затрат на рубль товарной продукции в управлении себестоимостью продукции.
Для исследуемого предприятия в ходе анализа удалось сделать следующие выводы и предложения
Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия