Себестоимость продукции горного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость продукции — затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Величина себестоимости продукции влияет на важнейшие показатели работы предприятия — прибыль и рентабельность.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 26.66 Кб (Скачать)
    1. Себестоимость продукции горного  предприятия

       Себестоимость продукции  — затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Величина себестоимости продукции влияет на важнейшие показатели работы предприятия — прибыль и рентабельность.

       Себестоимость продукции в горной промышленности складывается из затрат, на:

    • геологоразведочные работы, выполняемые  самим предприятием или по его  поручению специализированными  организациями;

    • проведение подготовительных эксплуатационных выработок, необходимых для постоянного воспроизводства фронта очистных работ при подземном способе добычи полезных ископаемых и на проведение вскрышных работ при открытом способе разработке месторождений;

    • добычу полезных ископаемых при данной технологии, организации и управлении производством;

    • отчисления на социальное страхование;

    • мероприятия по охране труда и  технике безопасности и по содержанию горноспасательных частей;

    • содержание и эксплуатацию оборудования и других основных фондов;

    • освоение новых машин, агрегатов  и технологических процессов;

    • воспроизводство и капитальный  ремонт основных фондов в форме амортизационных  отчислений;

    • сбыт продукции;

    • приведение земель после завершения разработок полезных ископаемых в состояние, пригодное для хозяйственного использования (рекультивация и др.);

    • расходы непроизводительного характера (надбавки к тарифам за электроэнергию, потери от порчи материалов, потери готовой продукции при хранении, потери от простоев, оплата судебных издержек и арбитражных сборов, расходы, связанные с возмещением ущерба лицам в результате производственных травм и т. д.).

       Перечисленные затраты при расчёте себестоимости (калькуляции) единицы продукции и всего объёма продукции группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям затрат.

       Группировка по элементам затрат характеризует  их экономическое содержание. Под элементом затрат понимаются однородные затраты, которые нельзя разложить на составные части в пределах данного предприятия (материалы, энергия со стороны и т.д.).

    Для горной промышленности принята следующая  группировка по элементам затрат:

    1. Вспомогательные  материалы;

    2. Топливо;

    3. Электроэнергия;

    4. Услуги  промышленного характера;

    5. Затраты  на оплату труда;

    6. Отчисления  на социальные нужды;

    7. Амортизация  основных фондов;

    8. Прочие  денежные расходы.

Первые  четыре элемента составляют материальные затраты.

Вспомогательные материалы.

       Этот  элемент включает в себя затраты  по всем видам потребляемых материалов (лес, В.В., средства взрывания, вент. трубы и т.д.)

       В зависимости от способа отнесения  затрат на себестоимость все материалы подразделяются на две группы:

    1) нормируемые  на единицу продукции (лес,  В.В., средства взрывания).

    2) нормируемые  по срокам службы.

       На  материалы первой группы устанавливаются  нормы расхода как правило на 1000 тонн добычи и включение затрат по этой группе происходит в момент списания этих материалов на производство полностью.

       Материалы второй группы включают в себя материалы  длительного пользования и списание их на себестоимость, осуществляется частями  ежемесячно в зависимости от нормативного срока списания данного вида материала.

    Топливо.

      По  элементу «Топливо» учитывается  расход топлива на производственно-технические нужды, при этом возможны два варианта:

    1. расход собственного  топлива на ПТН.

    2. расход покупного  топлива.

       В первом случае затраты на топливо  включаемые в себестоимость определяются путём умножения количества израсходованного топлива на себестоимость добычи по всем элементам кроме элемента " Топлива ", а во втором случае затраты складываются из стоимости приобретённого топлива.

    Электроэнергия.

       Затраты по этому элементу формируются на основе двухставочного тарифа. Основной тариф устанавливается за максимум заявленной нагрузки, по дополнительному тарифу оплачивается потреблённая энергия в киловатт/часах.

    Услуги  промышленного характера.

       В этот элемент включается стоимость  работ, осуществляемых сторонними организациями для предприятия (услуги автотранспорта, услуги по монтажу и наладке оборудования).

    Отчисления  на оплату труда.

       Этот  элемент охватывает зарплату, начисленную  на предприятии по всем формам и  системам оплаты труда, как работников списочного состава, так и работников не состоящих в списках предприятия, но выполняющих для него работы гражданско-правового характера.

    Отчисления  на социальные нужды.

       В этот элемент включены страховые  отчисления, пенсионный фонд (28%) , фонд занятости (1,5%) , на обязательное медицинское страхование (5,4%).

    Амортизация основных фондов.

       Поэтому элементу наряду с общепринятым порядком отчислений по нормам, определяется сумма  по потонной ставке от пассивной части основных фондов. Амортизация на кап. Ремонт части основных фондов устанавливается по нормам.

    Прочие  денежные расходы.

       К ним относятся затраты связанные  с организацией и управлением  предприятием в целом и не вошедшие в другие элементы себестоимости. Величина этих расходов устанавливается по многочисленным статьям этих расходов .

       Группировка затрат по калькуляционным статьям  характеризует производственное назначение расходов, слагающих себестоимость.

       В зависимости от способа отнесения  затрат на отдельные виды продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы могут быть непосредственно отнесены на данный продукт или работы. Косвенные расходы связанные с производством на одном предприятии нескольких видов продуктов распределяются между ними условно, пропорционально какому либо виду прямых расходов.

       В горной промышленности применяются  обе группировки затрат при определении себестоимости продукции. 

    1. Ценообразование и стоимостная  оценка продукции  горных предприятий
 

    Цена всегда была и до настоящего времени остается важным показателем в процессе купли-продажи, и именно цена в конечном итоге определяет уровень спроса на продукцию предприятия.

    Методы  ценообразования разнообразны:

    - средние издержки плюс прибыль;

    - анализ безубыточности и обеспечения  целевой прибыли;

    - установление цены на основе  ощущаемой ценности товара;

    - установление цены на основе  уровня текущих цен;

    - установление цены на основе  закрытых торгов.

    Метод “средние издержки плюс прибыль” наиболее часто применяем среди других методов. Сначала определяется себестоимость единицы продукции, а затем устанавливается цена. Размеры цены варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров.

    При использовании метода ценообразования  “анализ безубыточности и обеспечения целевой прибыли” компания стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Так, компания  может назначить на свои товары цены с расчетом получить 15-20% на вложенный капитал.

    Метод “установление цены на основе ощущаемой ценности товара” используют все большее число компаний. Основным фактором при этом методе считаются не издержки, а покупательское восприятие, с целью формирования которого используются неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара. Компании, использующие этот метод, выявляют, какие именно ценностные представления имеются в сознании потребителей о товаре конкурентов, чтобы затем назначить цену на свой товар.

    При методе “установление цены на основе уровня текущих цен” компания исходит из цен на товары конкурентов и меньше всего обращает внимание на показатели собственных издержек или спроса. Компания может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен конкурентов в зависимости от типа рынка. Этот метод применяется довольно широко, так как руководители компаний считают, что придерживаться уровня текущих цен - это означает стремление сохранять равновесие в рамках своей отрасли.

    Метод “установление цены на основе закрытых торгов” применим в случаях борьбы за подряды в ходе торгов. При назначении цены компания исходит из предполагаемых предложений цены конкурентов, а не от цены и показателей собственных издержек или спроса. Для получения подряда необходимо назначить цену ниже цены конкурентов.

    Существует  несколько видов ценовой политики.

    1. Политика высоких цен. Предприятие  устанавливает на свою продукцию  высокие цены. При этом  объемы  производства продукции могут  быть незначительными. 

    2. Политика низких цен. Предприятие  устанавливает низкие цены, получая  прибыль за счет значительных  объемов производства продукции

    3. Региональная  ценовая политика. Предприятие устанавливает различные  цены на продукцию, реализуемую  в разных странах и регионах.

    4. Временная ценовая политика. Предприятие  временно может установить цены, как выше рыночных цен, так  и ниже рыночных цен в зависимости от ситуации, складывающейся для него в соответствии с его внутренними возможностями и внешними условиями.

    5. Политика выравнивания цены. Применяется  в ситуации, когда из-за снижения  цены на один вид продукции  вследствие падения потребительского  спроса, предприятие вынуждено поднимать  цены на другой вид продукции. 

Стоимостная оценка продукции  горного предприятия

     Продукцией  предприятия является совокупность производимых им товаров.

     Предприятия выпускают разнообразную продукцию. Даже горнодобывающие предприятия, занятые добычей конкретного полезного ископаемого, производят различные его марки и сорта с большим многообразием качественных показателей. Поэтому суммарная оценка общего объема выпускаемой либо запланированной к выпуску продукции с использованием только натуральных единиц измерения (т, м, м2, м3), не может обеспечить обобщающую оценку результатов работы предприятия с учетом потребительских свойств и достоинств производимой продукции.

     Подобная  оценка может быть осуществлена лишь при наличии такой единицы  измерения, которая была бы в состоянии  оценить различные потребительские свойства любой производимой продукции и с количественной, и с качественной стороны.

     Возможность такой обобщающей оценки деятельности предприятия (объединения, отрасли) предопределена двойственным характером труда, затрачиваемого на производство любой продукции, поскольку этот труд, являясь одновременно и конкретным, и абстрактным, создает не только потребительные стоимости, но и стоимости. В общем случае стоимость любого товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его производства, и измеряется величиной общественно необходимого рабочего времени с учетом его качества.

     В условиях рыночной экономики стоимость  произведенного товара определяется его  реализационной ценой, выраженной в  денежной форме, Уровень этой цены колеблется вокруг стоимости в зависимости от конъюнктуры рынка и соотношения между объемами спроса и предложения данного конкретного товара на рынке его сбыта. Однако непременным условием производства каждого конкретного товара является компенсация каждому производителю товара его производственных затрат и возможности получения нормальной прибыли.

Информация о работе Себестоимость продукции горного предприятия