Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:36, курсовая работа
Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование процесса прогнозирования себестоимости продукции промышленного предприятия, разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости отдельных видов продукции карамельного цеха.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе законодательной и нормативной базы, литературных источников изучить порядок формирования себестоимости промышленной продукции;
- изучить теоретические вопросы прогнозирования себестоимости продукции;
- рассмотреть основные методы прогнозирования себестоимости продукции;
- проанализировать экономико-финансовое состояние исследуемого предприятия для выявления отклонений от заданных целей функционирования;
- сделать прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ближайшую перспективу;
- на основе прогноза разработать рекомендации для увеличения прибыли от выпуска данных видов продукции.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия
1.2. Планирование себестоимости продукции
1.3. Направления снижения себестоимости продукции
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции
2.3. Классификации методов прогнозирования
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Изучение финансового положения ЗАО «Кондитер-Курск»
3.2. Анализ себестоимости продукции отдельных видов изделий ЗАО «Кондитер-Курск»
3.3. Разработка мероприятий по поддержанию эффективности производства отдельных видов продукции карамельного цеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Сегодня предприятие выпускает около 150 наименований шоколадных конфет и карамели, шоколада с начинками и подарочных наборов шоколадных конфет, крекеров, печенья и вафель, которые знают не только в России, но и в ближнем зарубежье.
Основным видом деятельности организации является производство и реализация кондитерских изделий. Выручка за 2006г составила 1 969 749 344 руб. (без учета НДС), в том числе от реализации готовой продукции – 1 599 189 533 руб., что составляет 81,2% от общей суммы реализации (Приложение Д, таблица 1, 2).
Нематериальные активы организации представляют собой исключительное право на товарный знак. Начисление амортизации по нематериальным активам осуществляется исходя из сроков полезного использования
Стоимость основных средств на конец 2006г. составляет 424 204 тыс.руб., в том числе:
- здания 37 971 тыс. руб.
- сооружения 2 520 тыс. руб.
- машины и оборудование 373 430 тыс. руб.
- транспортные средства 9 561 тыс. руб.
- производственный и хоз. инвентарь 722 тыс. руб.
Амортизация составила 220 797 тыс. руб.
Коэффициент износа = (Сумма износа)/(Первоначальная стоимость ОС) = 0,52
Переоценка основных средств не производилась.
Переведены на консервацию
вафельный цех и цех
По итогам работы за 2006
год предприятие имеет
Рентабельность продукции в 2006г. составляет 6,5%. Рентабельность продаж в 2006г. составляет 10,2%. Сумма дебиторской задолженности предприятия по состоянию на 31 декабря 2006 года составила 331 497 тыс. руб., что на 64% выше чем в предыдущем году. Сумма кредиторской задолженности предприятия по состоянию на 31 декабря 2006 года составила 537 651 тыс. руб, что на 55% выше чем в предыдущем году
Общая характеристика финансового положения предприятия является первым и необходимым этапом на пути выявления отклонений от заданной цели функционирования любого предприятия. Она позволяет, ограничиваясь общим взглядом на деятельность предприятия, обнаружить отклонения и путем более тщательного анализа негативных сторон деятельности определить и устранить причины, повлекшие эти отклонения.
Как правило, общая характеристика
финансового положения
Анализ структуры активов и пассивов исследуемого предприятия приведен в Приложение Ж и З.
Анализ структуры активов исследуемого предприятия показал, что в структуре всех активов доля внеоборотных активов колеблется в пределах 16-25% в общей сумме активов. За анализируемый период доля внеоборотных активов в общей сумме активов повысилась на 9,1%, что свидетельствует о снижении мобильности капитала предприятия. В основном увеличение произошло за счет увеличения доли основных средств.
В структуре внеоборотных активов основную долю занимают основные средства, доля которых выросла за анализируемый период на 8,8%. Произошло снижение доли долгосрочных финансовых вложений, что объясняется быстрой сменой условий экономической жизни в стране в целом.
Что касается оборотных активов, то одной из положительных тенденций является снижение доли запасов на 3%, которые являются малоликвидными средствами. Однако, нужно отметить снижение краткосрочной дебиторской задолженности на 4,7%я. а так же доли денежных средств на 3,5%.
В целом структура активов исследуемого предприятия свидетельствует о его хорошем финансовом положении. Основные негативные моменты, на которые следует обратить внимание - снижение доли дебиторской задолженности, что может быть связано с падением выпуска или объема реализации некоторых видов продукции.
Анализ структуры пассивов ЗАО "Кондитер-Курск" свидетельствует о том, что в структуре всех пассивов доля собственного капитала колеблется в пределах 33-44% в общей сумме пассивов. Его доля за анализируемый период резко снизилась на 11% и составила 33,7%, что является негативной тенденцией Основную долю в структуре собственного капитала занимает нераспределенная прибыль .
Долгосрочные пассивы
предприятия имеют
Наибольшую долю в общей сумме пассивов занимают краткосрочные пассивы, их доля составляет 55,6-65,7% и за анализируемый период она увеличилась на 10%. Основную долю в структуре краткосрочных пассивов составляет кредиторская задолженность. Это негативная тенденция, так как растет риск неуплаты краткосрочных долгов предприятием в случае немедленного их предъявления кредиторами.
Однако для определения финансовых проблем предприятия, необходимо проанализировать показатели ликвидности и финансовой устойчивости.
Расчет основных финансовых показателей приведем в Приложении И. Анализ основных коэффициентов финансового состояния показывает, что практически все коэффициенты соответствуют нормативным значениям.
Что касается коэффициента текущей ликвидности, то его значения равно нормативному в каждом периоде, но прослеживается его снижение, что является негативной тенденцпей. Значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (за анализируемый период они колебались в пределах 0,11-0,55) говорят о том, что на конец периода около 11% оборотных средств предприятия сформировано за счет собственных средств.
Однако, необходимо заметить
резкие колебания промежуточного коэффициента
ликвидности, который ниже нормы, что
свидетельствует о
Следовательно необходимо проанализировать объемы сбыта основных видов продукции исследуемого предприятия с целью нахождения "узких мест" и тех товаров, сбыт которых снижается из-за роста цен на них вследствие увеличения себестоимости их изготовления.
Предыдущий анализ показал в целом прочное финансовое положение исследуемого предприятия. Однако он и обнаружил некоторые проблемы, которые требуют своего грамотного решения.
Одним из таких неблагоприятных
проявлений является резкое колебание
доли дебиторской задолженности
в оборотных средствах
Вообще снижение дебиторской
задолженности считается
Таблица 2
Объемы реализации за 2005 – 2006 годы, тонн
Продукция |
1 квартал 2005г. |
2 квартал 2005г. |
3 квартал 2005г. |
4 квартал 2005г. |
1 квартал 2006г. |
2 квартал 2006г. |
3 квартал 2006г. |
4 квартал 2006г. |
% к 3 кварталу 2006г. |
Карамель |
1221 |
2482 |
2669 |
3046 |
3559 |
4244 |
3750 |
3915 |
4,41 |
Конфеты |
1274 |
2359 |
3483 |
4812 |
3868 |
4246 |
3702 |
4799 |
29,61 |
Крекер |
1031 |
1271 |
1738 |
1823 |
1861 |
1608 |
1299 |
1540 |
18,53 |
Печенье |
707 |
1140 |
1156 |
1228 |
6,29 | ||||
Шоколад |
33 |
26 |
68 |
139 |
125 |
172 |
228 |
675 |
195,73 |
В целом рост объемов производства в 2006 году определяется повышением спроса на продукцию ввиду более гибкой системы работы с покупателями, расширением дилерской сети, действует льготная скидка потребителям по различным параметрам, улучшением внешнего оформления изделий. Возможность увеличения объемов производства обусловлена более полным использованием рабочего времени.
Рис.3. Объемы реализации основных видов продукции
Однако из данных таблицы 2 и наглядно из рис. 3. видно, что происходит снижение темпов роста объема реализации карамельной продукции. Это обусловлено, в первую очередь высокой ценой изготовляемой продукции.
В Приложении И наглядно показано из каких статей складывается сумма себестоимости для двух основных видов изделий карамельного цеха. Подобная калькуляция позволит выделить основные статьи расходов и их влияние на прибыль предприятия.
Оценим влияние группы факторов на динамику изменения себестоимости отдельных видов карамели. Такая оценка основывается на кратно-аддитивной модели, характеризующей изменение себестоимости единицы продукции под влиянием следующих факторов: суммы постоянных затрат i-го вида продукции; уровня переменных затрат на единицу i-го вида продукции; объема выпуска i-го вида продукции в физических единицах.
Подробно методика оценки факторов рассматривалась во второй главе. Исходные данные для факторного анализа себестоимости карамели представлены в таблице 3.
Таблица 3
Исходные данные для факторного анализа себестоимости изделия (карамель с молочной начинкой)
Показатель |
3 квартал 2006 |
4 квартал 2006 |
Изменение |
Объем производства, тонн |
2340,35 |
2612,18 |
271,83 |
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. |
9715,93 |
9677,93 |
-38 |
Сумма переменных затрат на тонну продукции, тыс.руб./ тонн |
22,04 |
21,99 |
-0,05233 |
Общее изменение себестоимости единицы продукции (карамель с молочной начинкой):
в том числе за счет изменения
а) объема производства продукции:
б) суммы постоянных затрат:
в) суммы удельных переменных затрат:
Факторный анализ фактической
себестоимости единицы
В приложениях показаны основные показатели эффективности производства карамельного цеха, а именно: выработка продукции в натуральных единицах, полная себестоимость продукции в расчете на тонну выпуска, объем товарной продукции в денежном выражении на весь объем реализации, прибыль в рублях, цена продажи единицы продукции, а также рентабельность продукции.
В ходе анализа этих показателей можно отметить, что:
Во-первых, по основным видам продукции карамельного цеха исследуемое предприятие снизило за анализируемый период выпуск продукции; исключение составляет карамель с молочной начинкой, по которой произошло увеличение объема выпуска на 11,6% в 4 квартале 2006 года. Себестоимость этого вида продукции снизилась, следовательно увеличение объема выпуска было продиктовано повышением объема спроса на данный вид продукции.
Во-вторых, за 4 квартал 2006
года снизилась себестоимость
В-третьих, наблюдаются неравнозначная ситуация в тенденциях изменения рентабельности отдельных видов продукции карамельного цеха. Так как основной целью и показателем эффективности производства является рентабельность (при всех прочих равных условиях), то именно ее выберем в качестве целевой функции, а именно достижения положительной рентабельности для отдельных видов продукции карамельного цеха.
Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия