Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:36, курсовая работа
Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование процесса прогнозирования себестоимости продукции промышленного предприятия, разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости отдельных видов продукции карамельного цеха.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе законодательной и нормативной базы, литературных источников изучить порядок формирования себестоимости промышленной продукции;
- изучить теоретические вопросы прогнозирования себестоимости продукции;
- рассмотреть основные методы прогнозирования себестоимости продукции;
- проанализировать экономико-финансовое состояние исследуемого предприятия для выявления отклонений от заданных целей функционирования;
- сделать прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ближайшую перспективу;
- на основе прогноза разработать рекомендации для увеличения прибыли от выпуска данных видов продукции.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия
1.2. Планирование себестоимости продукции
1.3. Направления снижения себестоимости продукции
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции
2.3. Классификации методов прогнозирования
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Изучение финансового положения ЗАО «Кондитер-Курск»
3.2. Анализ себестоимости продукции отдельных видов изделий ЗАО «Кондитер-Курск»
3.3. Разработка мероприятий по поддержанию эффективности производства отдельных видов продукции карамельного цеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным общей суммы издержек на производство и реализацию продукции и данных о выпуске продукции. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль продукции показана в Приложении А, рис 1. [12, с. 355].
Структура себестоимости дает возможность определить направления снижения затрат, а следовательно, выявить резервы роста прибыли [21, с. 220].
Анализ затрат по экономическим элементам осуществляется следующим образом:
- определяется общая величина затрат по плану и по факту (смета затрат);
- определяется абсолютное отклонение по смете затрат (фактические затраты минус плановые).;
- сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого периода. Анализ показателя в динамике (за ряд лет);
- определяется абсолютное отклонение по каждому экономическому элементу и удельный вес каждого элемента затрат [21, с. 220].
По изменению удельного веса расходов на зарплату определяют изменение трудоемкости продукции. Увеличение удельного веса затрат является следствием увеличения трудоемкости продукции, и наоборот. По изменению удельного веса материальных затрат определяют изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда и наоборот. По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производства [21, с. 220].
В целом анализ затрат
по экономическим элементам
Анализ себестоимости товарной продукции по статьям расхода является одним из важнейших вопросов аналитической работы. Цель данного анализа - оценка соблюдения плана по статьям затрат. Он дает возможность установить, по каким статьям экономия, а по каким статьям перерасход [21, с. 221].
Таблица 1.
Анализ себестоимости по статьям затрат [21, с. 222].
Статьи затрат |
Полная себестомость выпущенной продукции |
Отклонение |
Отклонение в процентах | ||
Плановая о.г. |
Фактическая о.г. |
К плановой сумме по данной статье |
К итогу плановой себестоимости | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Необходимо вначале проанализировать выполнение плана по себестоимости в целом. Затем необходимо проанализировать отклонения, образовавшиеся по отдельным статьям затрат, что позволит определить скрытые резервы снижения себестоимости [21, с. 222].
Для анализа по отдельным статьям используются данные, содержащиеся в графах 4, 5, 6 таблицы 1. В графе 4 даны абсолютные отклонения по каждой статье. Анализируя их, определим наибольшую экономию или перерасход по статьям затрат. Графа 5 дает возможность оценить относительный размер отклонений по отношению к плановой сумме соответствующей статьи. Увеличение удельного веса свидетельствует о неблагоприятном положении по отдельным статьям затрат. В графе 6 даны относительные показатели, характеризующие отношение абсолютного отклонения к общей сумме плановой себестоимости. Анализ данных показателей дает возможность определить, чем в первую очередь необходимо заняться хозяйствующему субъекту, какими расходами [21, с. 223].
По результатам расчетов нужно определить конкретные причины, обусловившие данные отклонения, и принять меры по недопущению перерасхода по статьям затрат в будущем [21, с. 223].
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
где Сi – себестоимость единицы i-гo вида продукции;
Аi - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;
bi - сумма переменных затрат на единицу i-гo вида продукции;
VВПi — объем выпуска i-гo вида продукции в физических единицах [12, с. 358].
Используя эту модель
производится расчет влияния факторов
на изменение себестоимости
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет (формлула 17):
в том числе за счет изменения
а) объема производства продукции (формула 18):
б)суммы постоянных затрат (формула 19):
в) суммы удельных переменных затрат (формула 20):
Зависимость себестоимости единицы продукции от данных факторов показана на рис.1.
Рис.1. Зависимость себестоимости единицы продукции от объема ее производства [12, с. 358].
Эта же модель может быть использована и для прогнозирования уровня себестоимости и финансовых результатов [12, с. 360].
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: "издержки — объем производства (реализации) продукции — прибыль" и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу [12, с. 423].
В основу этой методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода [12, с. 424].
Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль [12, с. 424].
Экономическое содержание маржинального дохода (МД) – это вклад организации (предприятия) в постоянные расходы, которые оно несет в любом случае, даже тогда, когда объем продаж равен нулю. Это вклад в достижение прибыльности. Организация (предприятие) начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного количества продукции. Чем больше постоянные затраты. тем больше нужно продать продукции, либо сократить постоянные расходы [14, с. 147].
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
- определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли [12, с. 424].
Точка безубыточности может рассчитываться в натуральном или стоимостном выражении [10, с. 176].
Расчет в натуральном выражении может быть произведен, если выпускается один вид продукции (формула 21):
где NБЕЗУБ – количество изделий, которое должно быть произведено и реализовано для обеспечения безубыточности предприятия [10, с. 176].
Расчет в стоимостном
выражении универсален и
где ОБЕЗУБ – объем продаж точки безубыточности (критический объем продаж) в стоимостном выражении;
КПЕР – коэффициент соотношения переменных затрат (в расчете на весь объем продукции) и выручки от реализации (формула 23):
Обычно расчет точки безубыточности сопровождается его графической интерпретацией (рис.2) [10, с. 177].
По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации [12, с. 439].
Рис.2. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью [12, с. 439].
После определения точки безубыточности рассчитывается запас финансовой прочности (ЗФП) как разность между плановой величиной выручки от реализации (ВР) и критическим объемом продаж (ОБЕЗУБ) (формула 24):
Кроме того рассчитывается коэффициент финансовой прочности КФП (формула 25):
Финансовое
положение предприятия
Анализ безубыточности рекомендуется проводить по всем годам планируемого периода. Если плановый объем продаж не обеспечивает безубыточности производства или необходимого запаса финансовой прочности, то разрабатывается план обеспечения безубыточности, в который включаются соответствующие мероприятия, влияющие на затраты или объем продаж [10, с. 178].
2.3. Классификации методов прогнозирования
Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления [6, с. 34].
Прогноз строится на основе исходных данных и предположений о будущем. Его качество определяется надежностью информации и обоснованностью предстоящих изменений в направлении факторов и тенденций. Исходные данные должны содержать неопровержимые с позиции сегодняшнего дня факты, утверждения. Обоснование предположений о будущем является наиболее сложной стадией прогнозирования. В условиях рынка предположения не являются определенными и однозначными [11, с. 362].
Прогнозирование – это специфический вид человеческой деятельности, некий процесс, в котором применяются конкретные инструменты. В прогнозном процессе предметом деятельности выступает информация. После ее переработки, систематизации, упорядочения появляется возможность форматировать суждения о том, как изменится прогнозируемый объект [14, с. 67].
Методология – это совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности [11, с. 52].
Под методами прогнозирования подразумевают совокупность приемов мышления, способов, позволяющих на основе анализа информации о прогнозном объекте вынести относительно достоверное суждение о будущем объекта. От типа объекта зависит тип применяемого метода. Объекты можно классифицировать по уровням хозяйствования, производственным ресурсам, сферам деятельности. Практика прогнозной работы свидетельствует, что определенные типы объектов исследуются чаще всего конкретными методами. Рассмотрим всю совокупность методов в самом общем виде [5, с. 69].
Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия