Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование процесса прогнозирования себестоимости продукции промышленного предприятия, разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости отдельных видов продукции карамельного цеха.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе законодательной и нормативной базы, литературных источников изучить порядок формирования себестоимости промышленной продукции;
- изучить теоретические вопросы прогнозирования себестоимости продукции;
- рассмотреть основные методы прогнозирования себестоимости продукции;
- проанализировать экономико-финансовое состояние исследуемого предприятия для выявления отклонений от заданных целей функционирования;
- сделать прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ближайшую перспективу;
- на основе прогноза разработать рекомендации для увеличения прибыли от выпуска данных видов продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия
1.2. Планирование себестоимости продукции
1.3. Направления снижения себестоимости продукции
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции
2.3. Классификации методов прогнозирования
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Изучение финансового положения ЗАО «Кондитер-Курск»
3.2. Анализ себестоимости продукции отдельных видов изделий ЗАО «Кондитер-Курск»
3.3. Разработка мероприятий по поддержанию эффективности производства отдельных видов продукции карамельного цеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 679.00 Кб (Скачать)

Снижение трудоемких операций обеспечивает рост производительности труда и, следовательно, приводит к снижению доли заработной платы в себестоимости продукции. Этот источник снижения себестоимости реализуется в том случае, если темпы роста производительности труда будут опережать темпы роста средней заработной платы [7, с. 366].

Затраты на обслуживание и управление включают весь фонд заработной платы аппарат управления и расходы, связанные с управлением (почтово-телеграфные, командировочные, амортизационных отчисления, содержание оборудования, зданий, сооружений). Следовательно, совершенствование управления в отрасли, сокращение управленческого аппарата и управленческих расходов обеспечивают абсолютную экономию по этой группе расходов. Снижение себестоимости по этому источнику обеспечивается также в результате увеличения объема производства, так как на каждую единицу продукции приходится относительно меньше затрат [7, с. 367].

Снижение себестоимости  в связи с сокращением внепроизводственных  расходов обеспечивается уменьшением  расходов на реализацию продукции, снижением  тарифов на транспортирование, рациональным использованием транспортных средств, уменьшением их простоев, сокращением и ликвидацией непроизводственных расходов (штрафов, пеней, неустоек) [7, с. 367].

Технико-экономические факторы  снижения себестоимости продукции можно разделить на следующие группы: повышение технического уровня производства; улучшение организации производства и труда; изменение объема и структуры продукции; отраслевые и прочие факторы [7, с. 367].

Каждая группа факторов состоит из отдельных подгрупп. Так, в первую группу факторов входят: механизация  и автоматизация производственных процессов; внедрение передовой технологии и автоматизированных систем управления; модернизация и улучшение эксплуатации применяемой техники и совершенствование технологии производства; повышение качества продукции; внедрение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии и отходов производства; прочие факторы, повышающие технический уровень производства [7, с. 367].

Ко второй группе факторов относятся: совершенствование управления производством; улучшение организации труда; улучшение материально-технического снабжения; сокращение потерь от брака; прочие факторы, связанные с совершенствованием организации производства [7, с. 367].

Третья группа факторов включает: относительное сокращение условно-постоянных расходов, связанное с ростом объема производства продукции; улучшение использования основных производственных фондов и обусловленное этим относительное уменьшение амортизационных отчислений; изменение структуры производимой продукции [7, с. 367].

В четвертую группу входят: ввод новых производств и оборудования; ликвидация нерентабельных и малоэффективных цехов и производств; совершенствование форм общественной организации производства (концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование) [7, с. 367].

Влияние отдельных групп факторов на себестоимость продукции может быть определено количественно. Рассмотрим основные положения расчета.

Снижение каждого вида затрат –  результат влияния многих факторов. Каждый отдельный фактор может влиять на снижение ряда затрат. В связи с этим при определении влияния каждого фактора необходимо учитывать экономию материальных ресурсов, фонда заработной платы и других расходов, обусловленных действием только конкретного фактора [7, с. 368].

1. Экономия от осуществления  мероприятий по группе факторов «Повышение технического уровня производства» определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после произведения мероприятия и умножением полученной разности на объем производства. Сумма экономии (руб.):

                                            Э = (СО – СН) * АН                                               (3)

где СН и СО – прямые текущие затраты на единицу продукции соответственно до и после проведения мероприятия, руб.;

АН – объем продукции (работ и услуг) от начала проведения мероприятия

до конца планируемого года, натуральные единицы [7, с. 368].

2. В результате действия  группы факторов «Улучшение использования  сырья, материалов, топлива и энергии»  может быть получена экономия  от снижения материальных затрат (формула 4) [7, с. 368].

                                         ЭМ =  (НО*Ц – Н1*Ц) * К1                                      (4)

где НО и Н1 – норма расходов сырья, материальных ресурсов на единицу

продукции, соответственно до и после проведения мероприятия, кг;

Ц – цена единицы сырья, материалов, топлива и энергии, руб.;

К1 – количество единиц продукции, выработанной с момента проведения

мероприятия до конца  планируемого года [7, с. 368].

Экономия по фонду  заработной платы и отчислениям  на социальные нужды ЭТ (руб.) в результате снижения трудоемкости единицы продукции определяется по формуле (5):

                                  ,                             (5)

где ТО и Т1  - трудоемкость единицы продукции соответственно до и

после проведения мероприятия, нормо-час;

ЧО и Ч1 – среднечасовая тарифная ставка рабочего соответственно до и

после проведения мероприятия;

В – средний процент  дополнительной заработной платы для  данной

категории рабочих, %;

Г – установленный  процент отчислений на социальное страхование;

К1 – количество изделий, выпускаемых с момента проведения

мероприятия до конца  планируемого года [7, с. 369].

Экономия или дополнительные затрат (в рублях) от повышения качества продукции рассчитывается по формуле (6):

ЭК = (З1 – ЗО) * К1                                            (6)

где З1 и ЗО – затраты на единицы продукции соответственно до и после

повышения качества;

К1 – количество единиц продукции повышенного качества, изготовляемой в планируемом году [7, с. 369].

Относительная экономия на амортизационных отчислениях в результате улучшения использования производственных фондов (формула 7):

                                                                                             (7)

где А0 и А1 -  общая сумма амортизационных отчислений соответственно в базовом и планируемом годах, руб.;

ТПо и ТП1 – объем товарной продукции соответственно в базовом и планируемом годах, руб. [7, с. 369].

3. Влияние изменения  структуры продукции (структуры  ассортимента) на уровень затрат определяется на основе данных о ценах и переменных затратах на производство отельных изделия в базовом году и объема их производства в базовом и планируемом годах. Величину переменных затрат определяют на основе калькуляции планируемого периода. Экономию или перерасход рассчитывают по формуле (8):

                                                                   (8)

где КО и КП – количество изделий, изготовленных соответственно в базовом и плановых годах, натуральные единицы;

РО – себестоимость единицы изделия (по переменным расходам) в базовом году, руб.;

ЦО – оптовая цена предприятия на изделие в базовом году, руб. (9, с.370).

Влияние ввода новых (ликвидации устаревших) цехов или производств  определяется по формуле (9):

                                                                                                 (9) 

где D – объем товарной продукции нового цеха (производства) в планируемом году.;

С0 и С1 – затраты на 1 рубль товарной продукции соответственно в базовом и планируемом годах [7, с. 370].

Влияние на экономию затрат отдельных факторов обобщается в  сводном расчете снижения себестоимости [7, с. 370].

Влияние технико-экономических  факторов на себестоимость продукции  определяется также при анализе фактической себестоимости.

Изучение источников и факторов снижения себестоимости  имеет теоретическое и практическое значение. В практической деятельности отраслевого и межотраслевого управления на основе системного анализ в конкретных случаях используются в первую очередь те факторы снижения себестоимости, которые обеспечивают максимальную экономическую эффективность [7, с. 370].

 

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции

 

Важным показателем, характеризующим  работу предприятий, является себестоимость  продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов  хозяйствования [12, с. 342].

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень  важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции [12, с. 342].

Объектами анализа себестоимости  продукции являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции  в целом и по элементам затрат; затраты на рубль продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат; затраты по центрам ответственности [12, с. 342].

Задачами анализа себестоимости  продукции являются:

- оценка обоснованности и напряженности  плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

- анализ динамики фактических  показателей себестоимости и  оценка выполнения плана по  себестоимости;

- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

- анализ себестоимости отдельных  видов продукции;

- выявление резервов дальнейшего  снижения себестоимости продукции;

- оценка и определение оптимального  соотношения выручки и произведенных затрат [14, с. 129].

Цель анализа себестоимости  продукции заключается в выявлении  возможностей повышения эффективности  использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта  продукции [21, с. 214].

Источники информации: «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и так далее [12, с. 343].

Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:

- анализируются затраты на одни  рубль товарной продукции, 

- анализ себестоимости по экономическим  элементам и статьям расхода,

- анализ себестоимости  конкретных видов продукции [21, с. 215].

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. В процессе анализа следует изучить динамику затрат на рубль 1 продукции [12, с. 353].

Следующий этап анализа — изучение выполнения плана и определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя [12, с. 354].

Затраты на рубль продукции  непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию [12, с. 354].

Факторная модель удельных затрат на рубль продукции (УЗ) выглядит следующим образом (формула 10):

                                                                 (10)

где Цi – отпускная цена на продукцию [12, с. 354].

Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за: объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ); ее структуры (У∂); уровня переменных затрат на единицу продукции (bi); суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А)  [12, с. 351].

Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия