Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:36, курсовая работа
Целью дипломного исследования является теоретическое и методическое обоснование процесса прогнозирования себестоимости продукции промышленного предприятия, разработка практических рекомендаций по снижению себестоимости отдельных видов продукции карамельного цеха.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе законодательной и нормативной базы, литературных источников изучить порядок формирования себестоимости промышленной продукции;
- изучить теоретические вопросы прогнозирования себестоимости продукции;
- рассмотреть основные методы прогнозирования себестоимости продукции;
- проанализировать экономико-финансовое состояние исследуемого предприятия для выявления отклонений от заданных целей функционирования;
- сделать прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ближайшую перспективу;
- на основе прогноза разработать рекомендации для увеличения прибыли от выпуска данных видов продукции.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия
1.2. Планирование себестоимости продукции
1.3. Направления снижения себестоимости продукции
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции
2.3. Классификации методов прогнозирования
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Изучение финансового положения ЗАО «Кондитер-Курск»
3.2. Анализ себестоимости продукции отдельных видов изделий ЗАО «Кондитер-Курск»
3.3. Разработка мероприятий по поддержанию эффективности производства отдельных видов продукции карамельного цеха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ |
5 |
1.1. Сущность и значение
себестоимости продукции в |
5 |
1.2. Планирование себестоимости продукции |
11 |
1.3. Направления снижения |
15 |
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ |
21 |
2.1. Комплексная оценка себестоимости продукции |
21 |
2.2. Использование операционного анализа в управлении себестоимостью продукции |
27 |
2.3. Классификации методов прогнозирования |
30 |
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ прогнозирования себестоимости продукции в управлении предприятием |
38 |
3.1. Изучение финансового положения ЗАО «Кондитер-Курск» |
38 |
3.2. Анализ себестоимости продукции отдельных видов изделий ЗАО «Кондитер-Курск» |
42 |
3.3. Разработка мероприятий по
поддержанию эффективности |
46 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
55 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
56 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
60 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной системы хозяйствования многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управления себестоимостью на основе ее прогнозирования являются весьма актуальными для предприятий.
Рыночные условия
За последние годы
структура себестоимости
Актуальность выбранной темы определяется еще и тем, что подходы к анализу и управлению себестоимостью на предприятиях практически не изменились со времен плановой экономики, медленно внедряются перспективные методы учета и распределения затрат, что приводит к неправильной оценке финансовых результатов деятельности предприятия.
Целью дипломного исследования
является теоретическое и методическое
обоснование процесса прогнозирования
себестоимости продукции
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе законодательной и нормативной базы, литературных источников изучить порядок формирования себестоимости промышленной продукции;
- изучить теоретические
вопросы прогнозирования
- рассмотреть основные
методы прогнозирования
- проанализировать экономико-
- сделать прогноз себестоимости отдельных видов продукции на ближайшую перспективу;
- на основе прогноза разработать рекомендации для увеличения прибыли от выпуска данных видов продукции.
Объект исследования - процесс прогнозирования себестоимости продукции карамельного цеха. Предметом исследования является совокупность методов анализа и прогнозирования себестоимости продукции.
Новизна и практическая значимость дипломной работы состоят в следующем:
систематизированы результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов по вопросам анализа, прогнозирования и планирования себестоимости продукции;
выявлены особенности формирования себестоимости промышленной продукции в рыночных условиях;
на основе анализа теории и практики прогнозирования и планирования себестоимости продукции обоснованы направления по её снижению.
В процессе исследования использовалась финансовая и статистическая отчетность предприятия, научная и учебная литература, периодическая печать, нормативная и законодательная документация.
В работе были использованы труды следующих авторов: перечислить авторов: А.В. Гордеева, И.В. Сергеева, Савицкой Г.В., Селезневой Н.Н., Петровой В.И., Карлика Е. М., Шеремета А.Д., Барнгольца С.Б. и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия
Себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности. Снижение себестоимости важнейший фактор развития экономики хозяйствующего субъекта, основа соизмерения доходов и расходов [21, с. 213].
Себестоимость продукции
представляет выраженные в денежной
форме текущие затраты
В связи с реформированием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности измелились определения таких понятий, как «затраты», «расходы», «издержки». Определение расходов было уточнено и дополнено новым содержанием, понятие затрат не изменилось, издержек – отошло на второй план [17, с. 40].
Современная трактовка выше приведенных терминов имеет следующее содержание. Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных информационных и других видов ресурсов, задействованных на производство и реализацию продукции за определенный период времени [17, с. 41].
Расходы предприятия – это денежное выражение произведенных предприятием выплат по различным основаниям и признанных предприятием будущих выплат за поставленную ему продукцию, товары, работы, услуги (кредиторская задолженность) [11, с. 122].
Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности [17, с. 42].
Понятие «издержки» шире понятия «затраты». Издержки предприятия – это денежное выражение общей суммы затраченных предприятием в процессе финансово-хозяйственной деятельности ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и прочих) [10, с. 122]. Кроме того, издержки включают в себя специфические затраты: на социальные нужды, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Однако в определенных условиях понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные [17, с. 42].
Себестоимость – важнейший качественный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также являющийся инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления. Она выступает как исходная база для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности и образования общегосударственного фонда – бюджета [7, с. 348].
Как экономическая категория
себестоимость продукции
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- база для формирования
оптовой цены на продукцию
предприятия и определения
- экономическое обоснование
целесообразности вложения
- определение оптимальных размеров предприятия;
- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений [16, с. 246].
В зависимости от цели (планирование, учет, анализ) различают плановую, расчетную и отчетную (фактическую) себестоимость [7, с. 350].
Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Ее рассчитывают по прогрессивным плановым нормам использования активной части основного капитала, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов [7, с. 350].
Расчетная себестоимость используется в технико-экономических расчетах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса [7, с. 350].
Отчетная себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по достижению себестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими. Фактические затраты могут отклоняться от плановых. Экономия будет создаваться в случае улучшения использования основного капитала, трудовых и материальных ресурсов[7, с. 350].
Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная. Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы) [16, с. 246].
На практике в целях анализа, учета и планирования многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная [16, с. 248].
Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисление на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты [16, с. 248].
К материальным затратам относят: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов [16, с. 248].
Отчисления на социальные нужды осуществляются по определенным нормативам от фонда оплаты труда: в Пенсионный фонд – 28%; в Фонд социального страхования – 5,4%; в Фонд занятости – 1,5%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 3,6% [16, с. 248].
К амортизации основных фондов относятся все амортизационные отчисления по основным средствам за отчетный период [16, с. 248].
Прочие затраты – это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров и другие [16, с. 248].
Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций [16, с. 248].
Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по экономическим элементам, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям [16, с. 249].
Типовую группировку затрат по статьям калькуляции, можно представить в следующем виде:
Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции в деятельности предприятия