Совершенствование организации рабочих мест специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

В целях обеспечения этого, организация труда предполагает осуществление комплекса мероприятий:
разработка перечня работ и операций основного производства и установление последовательности их выполнения, регламентация содержания и порядка выполнения функций по обслуживанию производства, определения пропорций различных видов труда, установление рациональных форм его распределения и кооперации;
подбор, профессиональная подготовка и расстановка кадров, четкое определение обязанностей каждого работника;
организация и оснащение рабочих мест, обеспечивающих эффективное выполнение каждым работником, производственных заданий;
внедрение наиболее рациональных приемов и методов выполнения работ;
создание необходимых санитарных и производственно-бытовых условий, обеспечивающих гигиену и безопасность труда, регламентация режимов труда и отдыха работников;
установление норм труда и его оплаты, выбор форм морального и материального с

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1.Организация рабочих мест специалистов…………………………………...6
1.2.Особенности организации автоматизированных рабочих мест специалистов …………………………………………………………………….17
2. Аналитическая часть
2.1.Характеристика предприятия………………………………………………23
2.2.Анализ структуры управления……………………………………………..29
2.3.Анализ содержания выполняемых работ………………………………….33
2.4.Анализ планирования рабочих мест……………………………………….36
2.5. Анализ размещения рабочих мест и определение рациональности планировки рабочих мест………………………………………………………44
2.6. Анализ оснащения рабочих мест и определение степени оснащенности…………………………………………………………………..53
2.7.Определения коэффициента уровня организации рабочих мест специалистов……………………………………………………………………58
Выводы по аналитической части……………………………………………61
3. Проектная часть
Совершенствование организации рабочих мест специалистов и определение эффективности предложений по совершенствованию рабочих мест……………………………………………………………………………62
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по организации и нормированию труда..doc

— 1.14 Мб (Скачать)

ТПНД – время перерывов, связанных с нарушением трудовой дисциплины.

Коэффициент потерь по организационно-техническим  причинам:

КПНТ  =Тпнтсм = 0,02

Тпнт – потери рабочего времени по техническим причинам.

Коэффициент возможного повышения производительности труда при условии устранения прямых потерь рабочего времени:

Ппт = (ТПНД+ ТПНД)/ Топ *100 = 24,34%

Максимально возможное повышение производительности труда при устранении всех потерь и лишних затрат времени:

П=( Топ н + Топ ф)/ Топ ф *100=37,5%

     При помощи данных – (см. таблицу 7.1 и 7.2) необходимо составить нормативный баланс рабочего времени. 
 

Таблица 7.3 – Нормативный баланс рабочего времени

Категории элементов затрат Продолжительность, мин Отклонение 
Норм. Факт. +/-, мин %
Подготовительно-заключительное время

Оперативное время

Время обслуживания рабочего места

Время на отдых и личные надобности

Потери  времени

21

418

18

23

-

90

304

7

5

74

+69

-114

-11

-18

+74

429

73

39

23

-

ВСЕГО 480 480 0 100

   

        Из произведенных расчетов можно  проанализировать фотографию рабочего  времени. Потери связанные с  нарушением трудовой дисциплины  составляют 63 минуты, а потери рабочего времени по техническим причинам составляют 10 минут. Из данных – (см. таблицу 7.3) выявлено, что подготовительно-заключительное время превышает норму на 69 минут, оперативное время не достает до нормы 114 минуты, время обслуживания рабочего места не дотягивает до нормы 11 минут, а так же время на отдых и личные надобности на 18 минут. Причины таких нарушений являются, разговор на отвлеченные темы сотрудников, разговор по телефону на личные темы, поиск информации в интернете, не связанной с трудовым процессом, а так же плохая организация и обслуживание рабочего места.  Такие данные не допустимы для предприятия, и необходимо провести мероприятия для ликвидации причин потерь рабочего времени. Так как имеются заболевания работников, нужно провести анализ условий и организации труда работников отдела.

2.5. Анализ размещения рабочих мест и определение рациональности планировки рабочих мест.

  Одним из основных элементов организации является размещение рабочих мест в служебных помещениях. Под планировкой рабочего места понимается заранее намеченный план, прототип зоны приложения труда с пространственным размещением технических средств, оборудования и служебной мебели, необходимых для осуществления трудового процесса.

Планировка  определяется технологией работ, объемами и видами перерабатываемой информации. Выполняемые работы производятся на рабочих местах, которым выделяется определенная площадь. Для установления потребной площади рабочего места используется как суммарный, так и единичный методы расчета. При суммарном методе общая величина потребной площади (Побщ) рассчитывается по формуле19:

где:

Про - площадь рабочей и обшей зоны досягаемости;

Птм -  площадь, занимаемая техническими устройствами и мебелью;

Пп - площадь проходов;

Потд - площадь зоны отдыха.

При единичном  методе расчета площадь рабочего места (Прм) рассчитывается следующим образом20:

где:

а - длина рабочего места;

b- расстояние от рабочего места до стены;

с - величина прохода между рабочими местами, стоящими в ряд;

d - ширина рабочего места;

l - расстояние между двумя рабочими местами.

При выборе формы помещения необходимо учитывать, что оптимальное соотношение  длины сторон помещения должно составлять 1:1 либо 1:1,5. Допускается предельное значение 1:2.

Ширина (глубина) помещений при использовании  двустороннего естественного освещения  не должна превышать 15 метров. При использовании  одностороннего естественного освещения  ширина (глубина) помещения не должна быть больше 7 метров21 . Необходимо знать, что от размеров помещения зависит эффективность труда служащих. Размеры помещения нужно выбирать, опираясь на логику и знание преимуществ и недостатков больших и малых помещений. Так малые помещения позволяют работникам лучше сосредоточится на работе, в них вся служебная мебель расположена компактно, большинство документов «под рукой». В малых помещениях отсутствует эффект утомления от того, что кто-то из коллег ведет на соседнем рабочем месте переговоры с клиентами, партнерами либо поставщиками.

Таким образом, если характер труда требует  серьезных размышлений и сосредоточенности  на работе, то необходимо при проектировании рабочих мест планировать помещения  небольшого размера.

   Большие помещения позволяют лучше использовать производственную площадь, в них улучшается общение сотрудников друг с другом. Кроме того, в больших помещениях появляется возможность расположить рабочие места сотрудников по ходу выполнения процесса обработки документации. При использовании помещений большого размера экономятся затраты на монтаж освещения и вентиляции. В этих помещениях быстрее протекает процесс взаимодействия сотрудников друг с другом, повышается скорость достижения результата при совместной работе.

   Процесс производства динамичен и постоянно требует принятия решений, связанных с повышением его эффективности. Может возникнуть необходимость в изменении размеров помещения путем удаления перегородок либо их установки. Перегородки могут устанавливаться при обособлении участков, выполняющих специфические функции (механизированную обработку данных, печать документов на пишущих машинках).

Для обособления  отдельных рабочих мест или группы рабочих мест могут применяться:

  • сборно-разборные экраны;
  • шкафы;
  • боксовые разделительные перегородки;
  • кирпичные и деревянные перегородки.

  При расположении рабочих мест в помещении следует придерживаться принципа прямоточности документопотоков. Последние по возможности, не должны пересекаться либо иметь поступательно-возвратный характер движения. Расположение рабочих мест необходимо согласовывать с характером работ, выполняемых сотрудниками. Рабочие места сотрудников, часто принимающих посетителей либо получающих большие объемы исходной документации, располагаются ближе к входу, для работников, постоянно составляющих отчеты необходимо поместить рабочее место ближе к средствам подготовки и получения документов.

Столы сотрудников располагаются таким  образом, чтобы естественный свет падал  на них слева или спереди. Окно не должно быть в поле зрения человека, находящегося на рабочем месте, поэтому  столы предпочтительней располагать  перпендикулярно к окнам.

Специальное оборудование и рабочую мебель по возможности рекомендуется размещать ближе к рабочим местам тех сотрудников, которые ими чаще пользуются.

В служебном  помещении для качественного  выполнения своих функций каждый работник должен иметь возможность  свободного подхода к своему рабочему месту, рабочим местам коллег и оборудованию коллективного пользования.

 Для  обеспечения этого, при проектировании  расположения рабочих мест в  помещении необходимо соблюдать  нормативные размеры проходов, изложенные в таблицу 822.  
 
 
 

Таблица 8 - Нормативная ширина проходов в служебных помещениях.

    Условие Ширина прохода (см)
    Для одного человека 60
    Для двух человек 80
    Для трех человек 100
    Между столами 55
    Между отдельно стоящими в ряд столами 70
    Между отдельно стоящими в ряд столами с проходом между ними  
    90
    Между отопительными приборами и рабочим  столом 55
    Между стеной и столом 65
 

    Рассмотрим действующую планировку  бухгалтерии ОАО «НИИРП», она представлена ниже  на рисунке 5.

                                                                         Рисунок 5- Первоначальная планировка отдела 

1 –  стол однотумбовый

1к –  стол однотумбовый с компьютером

2 –  шкаф с документами

3 –  стул для посетителя

Очевидно, что подобная планировка не является оптимальной, так как для некоторых столов источник света находится справа и сзади, что согласно нормам неприемлемо. Кроме того, не все работники имеют доступ к каталогам документов.

Рассчитаем  коэффициент, оценивающий состояние планировки на рабочих местах:

Кпрурм=2/6=0,33

Сру – количество рабочих мест, имеющих удовлетворительное состояние планировки;

Срм – общее количество рабочих мест.

Идеально  бы было если коэффициент был бы равен 1, но так как он равен 0,33 , то можно смело сказать что организация рабочих мест в данном отделе требует совершенствования, перепланировки.

Согласно  вышеизложенным нормам и требованием, нужно провести перепланировку помещения отдела бухгалтерии ОАО «НИИРП» .

Поскольку в данной курсовой работе  наиболее подробно мы рассматриваем рабочее место специалиста – бухгалтера по учёту заработной платы, то ниже рассмотрим существующую планировку рабочего места данного специалиста. Посмотрим его плюсы и недостатки, и на основе этих данных перепланируем данное рабочее место.

Планировка рабочего места бухгалтера ОАО «НИИРП» представлена на рисунке 7. 

 
 

Рисунок 6 - планировка рабочего места бухгалтера ОАО «НИИРП»

      1 – стол однотумбовый;

      2 – стул подъемно-поворотный;

      3 - стул для посетителя;

Информация о работе Совершенствование организации рабочих мест специалистов