Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий, направленных на развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.

Содержание

Введение с.3
Глава1. Теоретические аспекты проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.
§1.1. Сущность проблемы развития танцевальных движений у детей
6-7 лет. с.5
§1.2. Особенности овладения и проявления детьми 6-7 лет основными танцевальными движениями. с.11
§1.3. Музыкальные игры – средство развития танцевальных движений у детей 6-7 лет. с.14
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.
§2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования. с.19
§2.2. Задачи, содержание и методы формирующего эксперимента. с.29
§2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного
экспериментов с.34
Заключение с.43
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

                Методика разучивания: на первом этапе дети слушают образный рассказ и музыку к игре. Проводится распределение ролей (все движения персонажей разучиваются предварительно в образных упражнениях). Педагог следит за ходом игры, не останавливая её. После завершения игры даёт пояснения и вновь проводит игру. Если в действиях детей имеются неточности, на последующих этапах педагог вновь проводит ряд образных упражнений. В дальнейшем, при совершенствовании игры, можно перемежать образный рассказ со слушанием музыки, использовать музыкальные загадки, рассказ сюжета одним из детей, исполнение игры по подгруппам (артисты-зрители) с оценкой движений товарищами.

 

                  II.  Развивающий. На данном этапе педагог углубляет знания детей о танцевальном искусстве, дети совершенствуют основные движения, учатся импровизировать в танцах и играх.

            Цель: совершенствовать танцевальные движения детей.

            Задачи:

      Углубить знания детей об основных  танцевальных движениях.

      Развивать танцевальные умения: отрабатывать качества движений.

      Воспитывать способность к танцевально-музыкальной импровизации.

           

Тематика бесед и музыкальных игр:

1.      «Виды бега: бег галопом вперёд и бег галопом по кругу». Игры «Перебежки», «Цирковые лошадки».

2.      «Виды прыжков: подскоки и прыжки со сменой ног». Игры:  «Змейка», «С кочки на кочку».

3.      «Танцевальный калейдоскоп». Игры: «Зеркало», «Волшебный сад».

           Рассмотрим методы и приёмы работы педагога с детьми на данном этапе на примере игры «С кочки на кочку». Здесь используется образный рассказ, показ воспитателя, словесные объяснения.

          Педагог: Ребята, покажите мне, пожалуйста, как вы можете прыгать (показ детей). А теперь покажите мне разные способы прыжков. Диана, как называются твои прыжки? (Подскоки). А вот Никита нам показал прыжки со сменой ног: он прыгал с одной ноги на другую. Ещё девочки могут так на скакалке прыгать. Давайте мы с вами поиграем в новую игру «С кочки на кочку». Представьте, что мы с вами пошли на болото за клюквой. Много мы ягод насобирали. И тут увидели место, где этих ягод видимо-невидимо. А добраться до того места можно только по кочкам. Прыгать надо с кочки на кочку, меняя ноги. Давайте попробуем друг за другом. Я буду первая, а вы за мной.

         

 

2.      Творческий. На этом этапе дети придумывают игры и танцы.

Цель: формировать у детей умение самостоятельно применять освоенные танцевальные движения в играх и танцах.

Задачи:

      Стимулировать проявление детьми активности, инициативы и творчества в музыкальной деятельности.

      Развивать аналитические умения детей: сравнивать, замечать достоинства и недостатки в танцевальных движениях своих товарищей.

      Воспитывать инициативу, позицию субъекта в танцевально-игровой деятельности.

            Тематика бесед и музыкальных игр:

1.      «Танец грустный, танец весёлый». Сочинение фрагмента танца на разное по характеру звучания музыкальное произведение («Во поле берёза стояла» и песня «Буратино» из к/ф «Приключения Буратино»).

2.      «Что такое концерт?» Игра: «Концерт».

3.      «Что такое пляска-импровизация?» Игра: «Зеркальная пляска» под песню Львёнок и черепаха» В. Шаинского.

4.      Игра «Вопрос – ответ».

             Рассмотрим методы и приёмы работы педагога на примере игры «Зеркальная пляска». Здесь идёт предварительная беседа об игре, использование музыки. Педагог в игре принимает прямое участие .

              Педагог: Ребята, мы уже с вами говорили об импровизации. Как вы думаете, интересно самим сочинять танец или танцевать уже готовый? А трудно сочинять? А какие танцевальные движения вам знакомы? Я вам предлагаю сейчас поиграть. Давайте встанем в круг. Лада, покажи, пожалуйста своё любимое движение (показ). А теперь все ребята его попробуют повторить. Теперь Настя покажет своё любимое движение, а мы его повторим. Илья, а у тебя какое любимое движение? Давайте и его повторим. А я покажу вам кружение, а вы повторите. А теперь мы объединим все движения, и у нас должен получиться танец. Теперь я вам усложняю задачу. Мы будем сочинять танец под песню «Львёнка и черепахи». Давайте её вспомним (прослушивается песня). Ну а теперь давайте сочиним движения на вступление. Можно я начну? Все ребята бегут по кругу, затем ложатся на пол: мальчики – «львята» - на живот, подбородок опирается на согнутые в локтях руки, девочки – «черепахи» - на бок, положив голову на согнутую в локте руку и забросив одну ногу на другую. «Львята»  находятся в одной половине группы, «черепахи» - в другой.

                    1-й куплет: движения предлагает Лада Б. (девочка посещает танцевальную студию). «Львята» качают головой вправо и влево, а ноги поочерёдно сгибают в колене. «Черепахи» также качают головой и плавно машут свободной рукой.

                    2-й куплет: движения предлагает Диана Д. Теперь все садятся на коврик, обнимают колени, раскачиваются из стороны в сторону, потом встают.

                    3-й куплет: движения предлагает Даша М. Все прыгают по 2 раза на одной ноге, потом на другой, прыгая, кружатся вокруг себя.

                    4-й куплет: движения предлагает Яна Д. Теперь все двигаются по группе прямым галопом и находят себе пары, кружатся парами. А потом кланяются.

                    Молодцы! А теперь давайте попробуем этот танец станцевать ещё раз.

              Итак,  формирующий эксперимент осуществлялся с сентября 2009 года по апрель 2010 года. Была проведена работа по развитию танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр в повседневной жизни в ДОУ. Цели и задачи были реализованы через специально подобранное содержание, методы и приёмы, учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка. Для выявления результатов обратимся к контрольному эксперименту.

 

    Анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

 

        По аналогии с констатирующим экспериментом был проведён контрольный эксперимент.

        Цель: выявить эффективность созданных условий по развитию танцевальных движений у детей 6-7 лет.

        Задачи:

1.      Выявить уровень сформированности танцевальных движений у детей 6-7 лет; а именно:

      Выявить  у детей особенности развития танцевальных  умений.

      Выявить у детей  особенности развития пластичности движений.

      Выявить  у детей  способность к импровизации.

2.      Сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

    Для реализации 1-й задачи – выявить уровень сформированности танцевальных движений (особенности развития танцевальных умений) у детей 6-7 лет - детям было предложено поиграть. В ходе организации музыкальных игр и наблюдений за детьми, мы выявляли у них сформированность следующих танцевальных умений: двигательно-слуховая координация, ритм, движение боковым и прямым галопом, темп, точность и ритмичность движений предплечий, рук и пальцев, подскок.

         1.Игра «Весёлые лягушки» (Г. Анисимова). Цель: выявить сформированность  двигательно-слуховой  координации детей.

Оборудование. Мячик.

Инструкция к проведению: Ребята, послушайте текст игры.

 

У болота на опушке

Мы, лягушки-хохотушки,

Будем с мячиком играть

Бегать, прыгать и скакать.

            Выбираем первого участника. Он с мячом находится в центре круга, двигается внутри против движения. Он должен закончить бег с окончанием первого предложения и отдать мяч другому участнику, который стоит напротив него. Этот игрок начинает прыгать с мячом по кругу на второе предложение и, остановившись на окончание музыкальной фразы, передать мяч третьему ребенку. Тот двигается подскоками на третье предложение внутри круга и с окончанием его кладет мяч посредине круга на пол. На четвертое предложение все дети хлопают в ладоши. Кто первым возьмет мяч с окончанием четвертого предложения, тот снова продолжает игру.

2        Игра «Дождик» (Е. Гольцова). Цель: воспроизвести ритмический рисунок. Инструкция к проведению: Ребята, представьте, что мы вышли погулять, а на улице идёт дождь. Мы попробуем с вами изобразить капли дождя. Будьте внимательны и повторяйте все движения за мной.

Слова:                                                                                Движения:

Кап-да-кап, кап-да-кап                 И.П.: ноги на ширине плеч, руки над головой, ладонями вверх,

Мокрые дорожки,                      пальцы сжаты. Медленно наклоняем туловище вперёд, с  

Всё равно пойдём гулять -        поочерёдным сгибанием ладоней. Марширование на месте.

Надевай галошки.                                    Руки на поясе, выставляем поочерёдно ноги на пятку.

 

Кап-кап, кап-да-кап,                   Разнообразные хлопки: по коленям, под коленями, с подъёмом

Дождик капает вот так,              ног поочерёдно, за спиной и т.д.

Будто дождик в прятки

Заиграл с ребятками.

 

Дождик капнул на бочок,          Показываем поочерёдно правую и левую руки. Сжатые кулачки

На ладошки, кулачок.                 поворачиваем.

Застучал над головой,              Хлопки над головой.

Как нам весело с тобой.           Прыжки и хлопки над головой одновременно.

 

Кап-кап, кап-да-кап,                  Ритмичные хлопки.

Дождь пошёл сильнее,              Хлопки с ускорением.

Будем с зонтиком гулять –       Левая рука на поясе, правая держит «зонтик», полуприседания.

Вместе веселее.                          Прыжки вокруг себя.

 

Кап-кап, дождь прошёл,           Руки вытянуты вперёд, поворот ладошек вверх, вниз.

Сухо на ладошке.                      Сжимаем и разжимаем кулачки.

Скоро солнышко взойдёт,        «Тянемся к солнышку».

Высохнут дорожки.                   Мягко приседаем, опуская руки, касаясь руками пола.

 

По дорожкам побежим,             Разные вида бега по команде педагога.

Все во двор гулять спешим.

Бегаем,играем.
Как устанем – сядем.                  Садятся на коврик.

 

 

3.      Игра «Прыжки в парах» (О. Смирнова). Цель: выявить сформированность умения двигаться прямым и боковым галопом.

Инструкция к проведению: Ребята, сейчас мы с вами будем танцевать в парах. Танец у нас необычный: он состоит из одних прыжков. Вы выберете себе пару, возьмётесь за руки,  и под музыку будете выполнять прямой и боковой галоп (влево - вправо, соединив руки в паре «лодочкой»). Музыка детская, весёлая «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.

  4.  «Волна» (М. Михайлова). Цель: выявить сформированность умения сохранять пластичность движений предплечий, рук.

Инструкция к проведению: Ребята, представьте, что мы с вами находимся на берегу моря. Дует лёгкий ветерок, на берег набегает лёгкая волна. Давайте попробуем изобразить волны. Сначала выполним плавное движение вверх и вниз одной рукой. А теперь отведём руку в сторону и сделаем пластичное движение плеча, предплечья, кисти (показ). «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.

           5. Игровой этюд «Я порхаю, как мотылёк» (М. Михайлова). Цель: выявить сформированность выполнения лёгкого подскока.

Инструкция к проведению: Ребята, а сейчас мы превратимся в мотыльков. Мотыльки летают с растения на растение, как будто прыгают с одной лапки на другую. Посмотрите, как это движение (подскоки с ноги на ногу) выполнит Лада. Посмотрите, она выполняет движение без напряжения, шаг небольшой. Лада хорошо отталкивается от пола, устремляется всем корпусом вверх. Посмотрите, как Ладе удаётся передать беспечный, непринуждённый, лёгкий характер весёлой польки. Давайте все попробуем.

              Было выявлено, что качественные показатели общего уровня танцевальных движений у детей 6-7 лет значительно улучшились. Выяснилось, что 55% детей имеют высокий общий уровень развития танцевальных движений.

                                                  Критерии оценки:

                    3 балла – выявляемое умение сформировано.

                    2 балла – выявляемое умение сформировано частично.

                    1 балл – выявляемое умение не сформировано.

       Данные результатов фиксировались в приложении 1 таблице 5.

 

                  Характеристика уровня развития танцевальных умений у детей 6-7 лет.

          Высокий уровень (2,6-3 балла) – выявляемые танцевальные  умения  сформированы  в комплексе: двигательно-слуховая координация,  умения воспроизводить ритмический рисунок,  двигаться прямым и боковым галопом, сохранять темп, точность и ритмичность движений предплечий, рук, пальцев, выполнять  подскоки. Ребенок самостоятельно и непринужденно проявляет каждое умение,  выражает удовлетворение от процесса и достигнутого результата.

           Средний уровень (1,8-2,4 балла) –  выявляемые танцевальные умения сформированы частично: ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого, допускает небольшие ошибки при передаче ритмического рисунка, выполнении прямого галопа, двигательно-слуховая координация не нарушена.

Информация о работе Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр