Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:28, реферат

Описание работы

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три.

Работа содержит 1 файл

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

                       Роль пальчиковых игр в развитии  речи детей

        Консультация для педагогов составлена  учителем-логопедом Крохиной Оксаной Владимировной

«Рука –  это вышедший  
наружу мозг человека».  
И.Кант

  Учёные  пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.                                                                                                  Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.         Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.                                                                                  Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?                                                        1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.  
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.  
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.  
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.  
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.  
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.  
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.                                           Упражнения можно условно разделить на три группы.                                                                                           I группа. Упражнения для кистей рук (с.8-29) [6]  
- развивают подражательную способность;  
- учат напрягать и расслаблять мышцы;  
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;  
- учат переключаться с одного движения на другое.   

  II группа. Упражнения для пальцев условно  статические (с.30-47) [6]  
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения  для пальцев динамические (с.48-57) [6]  
- развивают точную координацию движений;  
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;  
- учат противопоставлять большой палец остальным.

  Все эти  упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие  правила:

- Отрабатывайте  последовательно все упражнения, начиная с первой группы.  
- Игровые задания должны постепенно усложняться.  
- Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.  
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.  
- Недопустимо переутомление ребёнка в игре.                                                                                                         Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.                                                                                                                                              Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные:                                                                                                                                                                   - самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);  
- игры с пальчиками с речевым сопровождением;  
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;  
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;  
- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;  
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;  
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;  
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».                                                                                                                        Нетрадиционные:                                                                                                                                                                  - самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;  
- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.                                                                                                                                  Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:                                                                                   • Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:  
«Массаж подушечек пальцев рук»  
«Массаж фаланг пальцев»  
«Массаж прижимающий»  
«Упражнение с мячом-ёжиком»  
«Упражнение с прищепками»  
«Самомассаж горохом»  
«Горох и фасоль»  
«Колечки»  
«Гладь мои ладошки, ёж»  
• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:  
«Цепочки»  
«Поочерёдное соединение всех пальцев»  
«Ножки»  
«Соединение одноимённых пальцев»  
«Пианист»  
«Пальчики кивают»  
«Горошки»  
«Упражнение с пробками»  
«Упражнение со счётными палочками»  
«Пальцеход»  
«Колодец»  
• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:  
«Ладонь – кулак»  
«Поочерёдное соединение всех пальцев»  
«Ножки»  
• Упражнения с различными предметами( требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):  
«Упражнение с мячом-ёжиком»  
«Упражнение с прищепками»  
«Упражнение с эспандерами»  
«Упражнение со стопором»  
«Упражнение с пробками»  
«Узловка»  
«Упражнение с чётками»  
«Упражнение с бусами»  
«Упражнение со счётными палочками»  
«Пальцеход»  
«Комканье платка»  
«Колодец»  
«Горох и фасоль»  
«Все узлы переберу»  
«Мне дала синичка хрупкое яичко»  
«Волшебные орешки»  
«Будь сильней моя рука»  
• Гимнастика для пальцев:  
«Щелчки»  
«Потягивание за кончики пальцев»  
• Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

  Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и  совершенствуется чувство ритма. Они  учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

  Для детей младшего дошкольного возраста я рекомендую игры с бельевыми  прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук. Также эти игры на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей.

Весёлых вам занятий и хорошего настроения!

Литература 

1. О.И. Крупенчук  «Пальчиковые игры». – СПб.: Издательский  Дом «Литера», 2005.  
2. Дошкольная логопедическая служба: Из опыта работы/ Под ред. О.А. Степановой. – ТЦ Сфера, 2006.  
3. Чернякова В.Н. «Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений.- М.:ТЦ Сфера, 2005.  
4. «Игры с бельевыми прищепками»/Дошкольная педагогика, сентябрь-октябрь, 2006.  
5. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/ Дошкольное воспитание, № 3, 2005.  
6. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.

ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ  НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Движения пальцев  рук тесно связаны с речевой  функцией, поэтому у детей с  речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии пальцев рук. В связи  с этим в системе воспитания и  обучения детей предусматривается ряд мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка.                                                 Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук в том случае, если развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Можно сделать вывод, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.                          Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. 
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений    все это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.                                                                         Тренировку пальцев рук можно начинать с раннего дошкольного возраста (1-3 года) – это относится к кистям рук и каждому пальчику, каждой его фаланге. Проводите разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут, активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение все больше и больше пальцев рук, наращивая \ увеличивая  амплитуду движений. Также можно катать деревянные шарики различного диаметра и при этом вовлекать в движение все пальчики. Для этого можно использовать шарики из пластилина, бусы. Так же способствует развитию мелкой моторики конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучи в другую карандашей, пуговок, счетных палочек.                                                                                                                   В младшем дошкольном возрасте детям (3-4 года) даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для движений пальцев дают народные игры – потешки («Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка…»), а также игры для пальцев в стихотворной форме. Для тренировки пальцев могут быть использованы описанные в этой статье упражнения, а демонстрацию проводит взрослый (воспитатель или родитель). Например: «Человечек»   указательный и средний палец бегают по столу. «Пальчики здороваются »   кончик большого пальца руки поочередно касается указательного, среднего, безымянного и мизинца.                     В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) можно использовать перекладывание предметов разной величины (пуговицы, горошины, фасоль, горох, перья, морские камушки) в емкости различной величины (большую, среднюю, маленькую коробку). Перекладывание можно производить пальцами, а можно и с помощью пинцета. Также можно использовать лепку из пластилина, раскрашивание карандашами, мозаику, определение предметов на ощупь (при чем предметы должны быть разной величины и разными по фактуре).                                                                                                                              В старшем дошкольном возрасте (5-6 (7) лет) можно пользоваться игрой – шнуровкой с усложнением задания. В шнуровке уже используются несколько частей, которые нужно не только соединить, как элемент мозаики в определенном порядке. Можно использовать пальчиковый театр и театр теней, выкладывать фигурки из четных палочек. При построении фигур из четных палочек возможно стихотворное сопровождение. Это нужно для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Для детей этого возраста можно также использовать письмо на манке, штриховку и печатание букв, определение на ощупь элементов букв и цифр, а потом и воссоздание этой буквы или цифры. При постоянном использовании стихотворных упражнений для пальчиков в свободном освоении их выполнения, воспитатель может проводить разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Взрослый при  выполнении упражнений должен добиваться, чтобы при выполнении каждого  упражнения вовлекать все пальцы и упражнения выполнялись как  правой, так и левой рукой, чтобы  все упражнения выполнялись ребенком легко и приносили ребенку радость. 
 
Пальчиковую гимнастику можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдаются нарушения речи.

Информация о работе Роль пальчиковых игр в развитии речи детей