Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа
Цель исследования: поиск эффективных педагогических условий, направленных на развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.
Введение с.3
Глава1. Теоретические аспекты проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.
§1.1. Сущность проблемы развития танцевальных движений у детей
6-7 лет. с.5
§1.2. Особенности овладения и проявления детьми 6-7 лет основными танцевальными движениями. с.11
§1.3. Музыкальные игры – средство развития танцевальных движений у детей 6-7 лет. с.14
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр.
§2.1. Цель, задачи и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования. с.19
§2.2. Задачи, содержание и методы формирующего эксперимента. с.29
§2.3. Анализ результатов констатирующего и контрольного
экспериментов с.34
Заключение с.43
Список литературы
Приложение
Низкий уровень (1-1,6 балла ) – выявляемые танцевальные умения не сформированы: ритмический рисунок и двигательно-слуховая координация нарушены, темп, точность и ритмичность движений предплечий, рук, пальцев ребёнок не сохраняет, поскоки выполняет неуклюже.
В результате проведённых музыкальных игр были выявлены следующие показатели:
5о% детей демонстрируют высокий уровень сформированности танцевальных умений; добавились новые дети – Даша М., Ваня Г., Дима Д., Илья И., Соня Ш., Настя С. Все дети с лёгкостью выполняют игровые задания, самостоятельно и непринуждённо проявляют каждое умение.
25% детей демонстрируют средний уровень сформированности двигательных качеств и умений; это Даша Л., Родион А., Азамат К., Вова Ш., Никита Г., Катя Н., Ксюша Д., Соня Р.
10% детей демонстрируют низкий уровень сформированности двигательных качеств и умений. Ошибки при передаче ритмического рисунка допускают Диана Д., Ярослав С. Движения детей остаются неуклюжими, нескоординированными. С ними необходимо продолжать работать над координацией.
Мы выяснили, что после проведённой работы на формирующем этапе у большинства детей выявляемые танцевальные движения сформированы: улучшились показатели по сравнению с показателями на констатирующем этапе.
Для реализации 2-й задачи – выявление особенностей развития пластичности движений детям было предложено исполнить «Танец с цветами» ( Приложение 4).
3 балла – пластичность движений сформирована.
2 балла – пластичность движений сформирована частично.
1 балл – пластичность движений не сформирована.
Данные результатов фиксировались в приложении 1 таблице 6.
Характеристика уровня развития пластичности движений у детей 6-7 лет.
Высокий уровень (3 балла) – выявляемые движения сформированы: ребенок начинает движения после музыкального вступления, движения рук плавные, выразительные. Ребенок самостоятельно и непринужденно выполняет каждое движение, выражает удовлетворение от процесса и достигнутого результата.
Средний уровень (2 балла) – выявляемые движения сформированы частично: ребёнок начинает движения после музыкального вступления, движения рук невыразительные. Ребёнок выполняет каждое движение скованно, неуверенно, удовлетворение от процесса и достигнутого результата не выражает.
Низкий уровень (1 балл) – выявляемые движения не сформированы: ребёнок не начинает движения после музыкального вступления, движения рук скованные, невыразительные. Ребёнок выполняет движения только с помощью взрослого, удовлетворение от процесса не выражает.
В результате проведённого игрового этюда были выявлены следующие показатели:
60% детей обладают высоким уровнем развития пластичности движений; видна динамика развития.
у 35% детей – средний уровень развития пластичности движений. Сюда добавились дети, которые на констатирующем этапе имели низкие показатели. Трудности детей в том, что при выполнении движений они не могут до конца расслабить руки, поэтому в движениях чувствуется скованность, неуверенность.
5% детей обладают низким уровнем сформированности пластичности движений. Это Ярослав С.
Для реализации 3 задачи – выявление умения импровизировать - детям предложено выполнить игровое задание «Чайный сервиз». Возможно использование любых мелодичных отрывков из произведений В-А. Моцарта, Ф. Шуберта, этюдов разных композиторов.
Материал: чайный сервиз.
Педагог: Ребята, для того, чтобы сочинить танцевальные движения, музыканту или хореографу бывает достаточно посмотреть на любое красивое явление. Восход солнца, рассвет в лесу, начало грозы – все эти явления могут стать толчком к тому, чтобы об этом был сочинён и поставлен красивый танец. А мы с вами сейчас попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал на столе нарядный чайный сервиз. Посмотрите на этот чайный сервиз и назовите предметы, которые в него входят (чашки, блюдца, чайник, сахарница, молочник или сливочник, розетки для варенья). Отлично, вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. А вот мы сейчас попробуем на время перевоплотиться в эти предметы:
1 задание - изобразить их:
2 задание - станцевать за каждого из них свой маленький танец. Попробуйте представить, как могут танцевать все эти предметы.
В ходе импровизации детьми музыкальных произведений нами оценивалось сформированность следующих умений:
1.Умение принимать поставленную задачу (умение принять установку педагога);
2.Умение поставить перед собой цель на выполнение предстоящей деятельности (умение войти в образ, точно передать действия птиц);
3.Умение реализовать самостоятельно принятое решение (умение самостоятельно выполнить задуманное).
Критерии оценки:
3 балла – выявляемое умение сформировано.
2 балла – умение сформировано частично.
1 балл – умение не сформировано.
Характеристика уровня развития способности к импровизации у детей 6-7 лет:
Высокий уровень (3 балла) – выявляемые умения сформированы в комплексе. Ребёнок принимает поставленную задачу, ставит цель на выполнение предстоящей деятельности, входит в образ, точно передаёт его, подчёркивая характерные черты. Ребенок самостоятельно и непринужденно выполняет упражнение, выражает удовлетворение от процесса и достигнутого результата.
Средний уровень (2-2,5 балла)– выявляемые умения сформированы частично. Ребёнок принимает поставленную задачу, ставит цель на выполнение предстоящей деятельности, входит в образ, но передаёт его неточно, не подчёркивает характерные черты. Ребёнку требуется небольшая помощь взрослого при выполнении упражнения.
Низкий уровень (1-1,5 балла) – выявляемые умения не сформированы. Ребёнок не принимает поставленную задачу, цель на выполнение предстоящей деятельности не ставит. Ребёнок выполняет упражнение только с помощью взрослого, характерные черты в образе не подчёркивает.
В результате проведённого игрового задания среди детей подготовительной к школе группы было выявлено, что:
50% детей демонстрируют высокий уровень сформированности умений импровизировать; это Настя С., Маша С., Яна Д. Улучшились результаты у Даши Л., Даши М., Кати Н., Димы Д., Ильи И., Алины Ш., Лады Б. Дети с удовольствием импровизируют, сочиняют танцевальные движения. Один образ могут изобразить разными вариантами.
35% детей - демонстрируют средний уровень сформированности умений импровизировать; подтянули свои результаты Диана Д., Никита Г., Ваня Г., Соня Р., Соня Ш., Ксюша Д., Ярослав С.
15% детей демонстрируют низкий уровень сформированности импровизации. Это Родион А., Азамат К., Вова Ш.
Данные результатов фиксировались в приложении 1 таблице 7.
Было выявлено, что качественные показатели общего уровня танцевальных движений у детей 6-7 лет значительно улучшились. Выяснилось, что 55% детей имеют высокий общий уровень развития танцевальных движений;
25% детей имеют средний уровень развития танцевальных движений;
20% детей имеют низкий уровень.
Показатели развития танцевальных движений у детей 6-7 лет имеют динамику развития. Дети не испытывают затруднения при выполнении игровых заданий, активно участвуют в играх- импровизациях, замечают недочёты, исправляют их, предлагая разнообразные варианты движений. Правильно подбирают материалы и оборудование, имеющееся в группе ДОУ для игр.
Изменение показателей развития танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр на контрольном этапе исследования свидетельствуют о верно созданных условиях на формирующем этапе исследования.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что в процессе развития танцевальных движений у детей 6-7 лет необходимо учитывать их возрастные особенности. Танец – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального, творческого и познавательного развития.
В танце происходит и общее развитие ребёнка – формируются его высшие психические функции; происходит накопление знаний об окружающем; ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.
Проблема развития танцевальных движений у детей 6-7 лет очень актуальна, существует большое количество методов и приёмов, учитывающих возрастные особенности детей данного возраста, что повышает эффективность обучения танцу.
Был проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого определились низкие показатели развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.
Далее был разработан и проведён формирующий этап эксперимента, который включал в себя систему музыкальных игр, направленных на развитие танцевальных движений.
Контрольный этап эксперимента подтверждает, что соблюдение ряда педагогических условий, а именно:
содержание музыкальных игр будет доступным и интересным для освоения детьми 6-7 лет;
отобранное содержание будет представлять собой последовательную систему музыкальных игр;
при проведении музыкальных игр будут учитываться индивидуальные особенности детей;
ребёнок будет выступать субъектом музыкально-ритмической деятельности повлияло на эффективность развития танцевальных движений у детей 6-7 лет.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
Информация о работе Развитие танцевальных движений у детей 6-7 лет посредством музыкальных игр