Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:07, реферат
До 4 лет у ребенка формировалось наглядно-практическое мышление, в результате которого он накапливал опыт первых обобщений, первых пониманий связей между предметами. Ребенка привлекал сам процесс взаимодействия с предметами. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.
Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками.
До 4 лет
у ребенка формировалось
У большинства детей 4- 5 лет уровень развития образной речи находится на низком уровне. Для детей характерно: отсутствие представлений о средствах выразительности, они не понимают выразительность речи, не выделяют и е замечают средства выразительности, средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения), дети не понимают многозначные слова.
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Можно выделить особенности образной речи детей 4 - 5 лет, среди которых:
Рассматривая
развитие образности как важное звено
в общей системе речевой
Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.
Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества. Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора возможно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В
методике развития речи
Ученые называют разные средства развития образной речи:
С.В. Савушкина исследовала развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного творчества.
Казакова
среди эффективных средств
Танина предлагала развивать образность речи на основе художественной деятельности дошкольников.
Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Т.Б. Филичева и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом.
Л.Б Фесюкова предлагает использовать для развития образной речи приемы ТРИЗ.
Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности - русской народной сказки.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом - к слову, обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития - к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.)
Исследования О.М. Дьяченко показали, что образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.
Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте.
Опираясь на исследования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш и др. можно выделить критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста:
- умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);
- умение
сравнивать и подбирать
- умение подбирать
- умение подбирать антонимы;
- использование средств художественной выразительности в собственной речи.
На основе данных критериев выделили три уровня развития образной речи у старших дошкольников:
Высокий уровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию; умеет правильно использовать в своем высказывании средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы).
Средний уровень: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию; умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;
Низкий уровень: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.
Исследования
психологов и педагогов, показывают,
что к старшему дошкольному возрасту
у детей развивается
Образная
речь является составной частью культуры
речи. Формирование образной речи имеет
огромное значение для развития связной
речи, что является основой воспитания
и обучения детей в старшем дошкольном
возрасте. Дети способны более глубоко
осмысливать содержание литературного
произведения и осознавать некоторые
особенности художественной формы, выражающей
содержание, поэтому возможность формирования
образной речи возникает именно в старшем
дошкольном возрасте.
Литература
Московский Государственный Педагогический Университет
факультет «Дошкольной педагогики и психологии»
Заочное
отделение
Реферат по предмету « Развитие образности речи детей дошкольного возраста»
Тема:
« Особенности развития
образной речи у детей
4-5 лет »
Выполнила: студентка 4 курса группы №406
Филютчик В.Г.
Под
руководством: доц.
Лияскиной А.В.
МОСКВА 2011
Информация о работе Особенности развития образной речи у детей 4-5 лет