Развитие речи детей дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:48, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста в игре.
Предметом исследования является развитие речи дошкольников в игре.
Объект исследования - дети дошкольного возраста
В исследовании были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития речи детей дошкольного возраста;
- рассмотреть особенности развития речи дошкольников в игре;
- определить значение дидактической игры в жизни дошкольников;
- разработать конспекты занятий по развитию речи в разных возрастных группах.

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого – педагогические особенности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста
5
1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста 5
1.2 Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
13
Глава II. Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
17
2.1 Значение дидактической игры в жизни дошкольников 17
2.2 Конспекты занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах
21
Заключение 37
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике (Автосохраненный).docx

— 84.18 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого – педагогические особенности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста  
5
1.1 Развитие речи детей дошкольного  возраста 5
1.2 Развитие речи детей дошкольного  возраста в игровой деятельности  
13
Глава II. Значение игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста  
17
2.1 Значение дидактической игры в жизни дошкольников 17
2.2 Конспекты занятий по развитию речи детей в разных возрастных группах  
21
Заключение 37
Список  использованных источников 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  работы. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, дошкольник действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

     Наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка.

     Из  всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда  постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей и развития речи.

     Цель  исследования: изучить развитие речи детей дошкольного возраста в игре.

     Предметом  исследования является развитие речи дошкольников в игре.

     Объект  исследования  - дети дошкольного возраста

     В исследовании были поставлены следующие  задачи:

- Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику развития речи детей дошкольного возраста;

-   рассмотреть особенности развития речи дошкольников в игре;

-   определить значение дидактической игры в жизни дошкольников;

- разработать конспекты занятий по развитию речи в разных возрастных группах.

     Вопросом  развития речи детей дошкольного  возраста занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Г. Елагина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин [5, 25, 26, 6, 13, 10, 11, 18]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Психолого – педагогические особенности развития речевой деятельности детей дошкольного возраста

     1.1 Развитие речи детей дошкольного возраста

     Основное  значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что  она освобождает его от связанности  ситуацией, сиюминутными событиями  и открывает возможность действовать  не только с вещами, но и с их заместителями  – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу  жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

     Речь  помогает ребенку освободиться от «натуральности»  в отношении к предметному  миру: он начинает представать перед  ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться  с ним не только посредством личного  опыта, но и с помощью слова. Посредством  речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

     Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку  углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

     Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения  и перейти от чисто практического  сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

     С чего же начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни  ребенок не проявляет никакой  инициативы по отношению к взрослому. Но, несмотря на это, родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым «комплексом оживления». Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе внимание.

     Первое  слово малыша рождается в совместной игре с предметами ребенка и взрослого. Назвав игрушку, ребенок получает ее для игры. Наблюдая поведение детей в этой ситуации, М. Г. Елагина выделила три этапа в овладении активным словом. На первом этапе все внимание ребенка и его активность направлены на предмет. Малыш изо всех сил тянется к нему, кричит «дай-дай, да-да-да!», всячески выражает свое желание овладеть игрушкой, нетерпение, протест против действий взрослого. При этом сам взрослый и произносимое им слово никакого интереса у ребенка не вызывают. На втором этапе внимание малыша переключается на взрослого. Он смотрит на него и указывает пальчиком на предмет, сопровождая жест лепетом: «да-да-да, на-ка-на-ля». Но назвать предмет правильно пока не удается. Ребенок сердится, выражает недовольство. На третьем этапе малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Лепет прекращается, ребенок пытается произнести слово. И если это удается, то он радостно повторяет его снова и снова и через некоторое время уже предпочитает словесную игру долгожданной игрушке [6, с. 126].

     В первом полугодии формируется очень  важная способность ребенка - умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в начале второго  года малыш произносит слова облегченно: машина – «би-би», собачка – «ав-ав». Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова «облегченные», сопровождая их словами, произнесенными правильно.

     Во  втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение с взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 3-4 лет.

     В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок  впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его  поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам  по просьбе взрослого он находит  взглядом предмет, который ранее  неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого  может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без  показа взрослого): хлопает ручками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.

     Со  второго полугодия (6-7 мес.) возникает  новый тип общения между взрослым и ребенком – общение на основе понимания речи взрослого при  ознакомлении ребенка с окружающим, при организации его действий и при руководстве его поведением. Общение на основе понимания отличается тем, что тождество между обращением и ответом разрывается. Форма  обращения взрослого к ребенку  не тождественна цели обращения, как  это имеет место при эмоциональном  общении. У ребенка надо вызвать  ответ, который должен соответствовать  не форме обращения, а его цели.

     На 8-9 месяцах малыш начинает подражать  незнакомым звукам. Его активность в этих случаях заслуживает одобрения  и поддержки родителей. Он уже  произносит удвоенные слоги: «ма-ма», «па-па». Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, живо реагирует и на это.

     Важным  в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого  умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. К 7 месяцам он повторяет отдельные  слоги - лепечет. У каждого ребенка есть свои два-три слога, которые он произносит многократно и в разных сочетаниях. В 8 месяцев, повторяя за взрослым, произносит уже новые слоги, новые сочетания гласных и небных или губных согласных звуков, которые до сих пор не произносил. Благодаря этому звуковой состав лепета расширяется. Теперь свои движения, действия, общение с взрослыми и детьми малыш сопровождает лепетом. Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития (не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком).

     К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут  осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся  такие: «мама», «папа», «гав-гав», «би-би», «тик-так», «пи-пи» и др. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит «мама», когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно.

     Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что  до 1,5 лет интенсивнее развиваются  связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями.

     С возрастом у ребенка возникает  настоятельная потребность в  общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает  возникновение активной речи. Примерно после года у ребенка (при условии  его нормального развития) начинает развиваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще автономны, порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

     К концу года некоторые слова в  речи взрослого начинают приобретать  для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово «нельзя», если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Малыш может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова «можно», «хорошо», «плохо».

     Постепенно  дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основании  способности подражать растет словарь  ребенка: если к концу первого  года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 год 6 месяцев - 30, а к 2 годам - 300 слов. Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко сокращается лепет. От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев увеличивается количество слов, произносимых правильно, т. е. ребенок уже может сказать не «ав-ав», а «собачка», хотя само произнесение слов еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди, а с 1 года 9 месяцев увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Большое достижение в развитии речи детей - появление у них вопросов: «А это?» «Какая?», что говорит об уровне их познавательной активности.

Информация о работе Развитие речи детей дошкольного возраста в игре