Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:04, статья
Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, жизнедеятельность организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании.
Эмоциональное и социальное развитие детей 2-3 лет
Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, жизнедеятельность организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.
Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Социализация ребенка
начинается в семье и проходит
несколько этапов. До 1,5 лет ребенок
неосознанно осваивает
Советы для родителей по развитию
эмоциональной и социальной сфер
•
Открыто проявляйте свою
• Формируйте
у ребенка положительное
• Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.
• Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.
• Помогайте
ребенку осваивать разные
• Обогащайте
впечатления и развивайте
• Учите различать
и понимать, что такое хорошо
и плохо; действовать в
• Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т.д.
Показатели эмоционального и социального развития
2 года – 2 года 6 месяцев
• В привычной обстановке эмоционально уравновешен.
•
Испытывает потребность во
• Переживает, если мама уходит или отказывает ему в общении.
•
Замечает недовольство
•
Сочувствует близкому человеку,
понимает его радость или
• Чувствует, как можно вести себя с тем или иным взрослым.
•
С удовольствием выполняет
• Начинает говорить о себе не в третьем («Арина хочет…»), а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне» и т.д.
• Может определить, обозначить (мимикой, жестом, тоном, взглядом) или назвать своё состояние: «мне больно», «хочу спать», «хочу…» и т. д.
•
Пытается сдерживать свои
•
Начинает проявлять интерес к
действиям других детей,
• Может выделять одного или нескольких детей, которые ему больше всего нравятся.
•
Насторожен с незнакомыми
•
Эмоционально реагирует на
• Увлекается интересной игрой и отвергает не понравившуюся.
• Огорчается неудачам, радуется победам.
• Помнит свои ощущения: в цирке было весело, у врача – больно.
•
Проявляет самостоятельность «
2 года 6 месяцев – 3 года
•
Проявляет активность и
• Может играть с другими детьми в совместные игры, делиться своими игрушками, не брать чужие без спроса.
•
Стремиться быть «хорошим»,
• Гордится собой («я быстрее всех съел кашу») и своими близкими («мой папа умеет запускать летающего змея»).
• Может сердиться, огорчаться, обижаться, плакать, кричать, топать ногами, если что-то не получилось или взрослые не поняли его просьбы.
•
В общественных местах может
проявлять эмоциональную
• Может быть настороженным и стесняться, особенно в новых ситуациях с незнакомыми людьми, животными.
•
Ревнует родителей, в том
•
Обозначает словом и
• Помнит важные и эмоционально окрашенные события за предыдущий год.
•
Осуждает поступки других
• Замечает, различает
и оценивает красивое и
• Чувствует «добрых» и «злых» людей.
• Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
• Радуется музыке, пению, чтению, иллюстрациям, танцам, играм и т.д.
• Понимает состояния других людей: мама устала, сестренке больно, папе весело и т.д.
• Эмоционально
сопереживает персонажам
• Эмоционально-практически
оценивает ситуацию: если кому-то
больно – сопереживает и
• Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
(Показатели развития ребенка третьего года жизни
составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
Информация о работе Эмоциональное и социальное развитие детей 2-3 лет