Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Экзамен 2011
Основное представление о структуре местных финансов России дает ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». В соответствии со ст. 2 данного Закона местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Законодатель не дает исчерпывающего перечня структуры элементов местных финансов, оставляя широкое поле деятельности в этом направлении субъектам РФ. Законодательство субъектов Федерации о местном самоуправлении либо воспроизводит нормы, содержащиеся в федеральных законах, либо дает более содержательное понятие местных финансов. Уставы муниципальных образований, как правило, воспроизводят нормы законов о местном самоуправлении субъектов РФ в части определения состава местных финансов. Как правило, права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления, но в тех случаях, когда полномочия представительного органа исполняются собранием (сходом) граждан, население непосредственно осуществляет эти права. Местные финансы, как и любые другие финансы, выполняют несколько основных функций, к которым относятся планирование, организация, стимулирование и контроль. Поскольку деятельность местного самоуправления носит «подзаконный» характер, формирование и использование местных финансов также достаточно подробно регламентируется законодательством. Законодательную основу местных финансов составляют Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов РФ. Исходя из сказанного, местные финансовые ресурсы представляется возможным разделить на три укрупненные группы:
Местный социальный бюджет.
Важнейшим механизмом реализации местной социальной политики является местный социальный бюджет, представляющий собой неотъемлемую часть местного бюджета. Экономическую основу формирования местного социального бюджета составляют:
Соответственно,
важнейшим условием
Термин «местный бюджет» имеет несколько значений. Это и форма расходования финансовых средств муниципального образования, и его финансовый план, и нормативный правовой акт органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за его исполнением. (Ст.132). В частности, представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами, вносить изменения в порядок их уплаты. Формирование местного бюджета основывается на единой методологии, единой бюджетной классификации, государственных минимальных социальных стандартах, социальных нормах, устанавливаемых органами государственной власти. В этом смысле самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах формирования местного бюджета, так же как и в других сферах деятельности, ограничена рамками федеральных законов и законов субъектов РФ. В действующем законодательстве не существует прямого указания на необходимость установления единой для всех муниципальных образований структуры местных бюджетов, однако ряд отдельных норм законодательства и соображения рационализации структуры бюджета точки зрения удобства его составления, анализа и контроля за исполнением на практике приводят к определенному единообразию структур местных бюджетов. Структура местных бюджетов.
Во-первых, бюджет разделяется на три основные части:
Во-вторых, из средств на осуществление собственных полномочий выделяются:
В-третьих, бюджет существования также может быть разделен на две составляющие:
В-четвертых,
в качестве составной части местных бюджетов
могут быть предусмотрены сметы доходов
и расходов отдельных населенных пунктов,
не являющихся муниципальными образованиями
и входящими в их состав. То же по аналогии
относятся к смете доходов и расходов
внутригородских территорий, не являющихся
муниципальными образованиями, в случае
деления города на административно-
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обязаны обеспечить муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Эти расходы устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. В целом доходы местных бюджетов состоят из собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы – это доходы, закрепляемые за местными бюджетами на постоянной основе.
Регулирующие доходы – отчисления в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, сборов и иных платежей на предстоящий финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на три года). Налоги на землю и другую недвижимую собственность, подоходный налог. Муниципальные образования в случае недостаточности средств из закрепленных источников имеют право на получение финансовой помощи из фонда финансовой поддержки в виде дотаций, а также на получение субвенций для финансирования через местные бюджеты мероприятий федеральных и региональных целевых программ, реализации решений органов государственной власти. Несмотря на то, что органы местного самоуправления имеют значительную самостоятельность в формировании и исполнении местных бюджетов, закон вполне однозначно определяет источники доходов, обеспечивающие покрытие расходов на выполнение тех или иных функций местного самоуправления, и допустимые направления расходов средств местных бюджетов. (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ; ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления РФ»). Самостоятельно планируемая деятельность по решению вопросов местного значения финансируется, как правило, из собственных доходов местных бюджетов (при их недостаточности привлекаются регулирующие доходы, средства фонда финансовой поддержки). Причем касательно деятельности по удовлетворению потребностей населения, относящихся к сфере действия государственных минимальных социальных стандартов, оговорено, что она финансируется за счет отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, поступают из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ в зависимости от того, какой из уровней власти возложил на органы местного самоуправления соответствующие полномочия. Поскольку эти полномочия исполняются на постоянной или долговременной основе, необходимые средства ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, вызванные решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, компенсируются теми органами, которые приняли эти решения, и из средств соответствующих бюджетов. Одновременно с принятием таких решений определяется размер и порядок компенсации. Допустимые направления расходов также определяются функциями местного самоуправления и включают:
Также уставами
муниципальных образований
Бюджетный процесс.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании включает в себя процедуры формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, а также деятельность органов местного самоуправления, других органов и организаций, являющихся участниками бюджетного процесса. Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании, кроме собственно органов местного самоуправления, является значительное количество различных органов и организаций. Так, например:
Принципиально важным условием является подробная регламентация процедур составления, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, «прозрачность» бюджетного процесса для всех заинтересованных лиц. Средства местного бюджета как неотъемлемая часть муниципальной собственности являются собственностью всего населения, поэтому все жители муниципального образования, их объединения, представители населения в органах местного самоуправления (депутаты представительного органа) должны иметь возможность на любом этапе бюджетного процесса получать точную и исчерпывающую информацию о состоянии местного бюджета, использовании бюджетных средств. Помимо этого, строгая регламентация позволяет более эффективно управлять бюджетным процессом, избегать конфликтов между различными органами местного самоуправления, предотвращать злоупотребления, связанные с использованием средств местного бюджета. Исключительными полномочиями в отношении организации бюджетного процесса обладают представительные органы местного самоуправления как органы, выражающие интересы всего населения муниципального образования. К их компетенции относятся разработка и принятие положения о бюджетном процессе, утверждение и контроль за исполнением местного бюджета, принятие решений о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований. Бюджетный процесс непрерывен, так как деятельность органов местного самоуправления по предоставлению услуг населению носит непрерывный характер и всегда связана с финансированием из средств местного бюджета. При этом различные по содержанию составляющие бюджетного процесса могут совпадать по времени. Так, исполнение местного бюджета начинается с началом календарного года, но в это же время подводятся итоги исполнения бюджета предыдущего года, утверждается соответствующий отчет и начинается формирование бюджета следующего года. При нормальном ходе бюджетного процесса на всех уровнях власти местный бюджет на очередной год должен быть сформирован и утвержден в текущем году, с тем, чтобы он мог исполняться с начала следующего года на законном основании. Т. О. По существу, в местном бюджете находят практически полное отражение направления социального развития муниципального образования, и от того, насколько эффективно организовано управление местными финансами в целом и, в частности, бюджетным процессом, существенно зависит эффективность управления социальным развитием.