Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Экзамен 2011
Северо-Западный федеральный округ - единственный из федеральных округов России, который непосредственно граничит со странами Европейского Союза, Центральной и Северной Европы - Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Через Балтийское, Баренцево, Белое моря он имеет широкий выход в акваторию Северной Атлантики. Округ играет важную стратегическую роль приграничного региона России.
Экономика Северо-Запада специализируется на сложном и точном машиностроении и приборостроении, металлообработке, судостроении, цветной и черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, химической, нефте-, газо- и топливодобывающей промышленности, электроэнергетике. В Северо-Западном регионе производится от общероссийского производства: 50% судостроительных мощностей, около 60% турбин, 14% телевизоров. Примерно 30% произведенной промышленной продукции направляется на экспорт.
В общероссийском масштабе на долю Северо-Запада РФ приходится до 12% всего российского экспорта.
Для СЗФО характерен исторически сложившийся и сохраняющийся относительно высокий промышленный потенциал, заметно превосходящий среднероссийские значения. В реальном секторе экономики - это мощная производственная база, представленная практически всеми отраслями промышленности. Особенностью промышленного потенциала СЗФО является лидерство перерабатывающих отраслей. На долю СЗФО от общероссийских объемов приходится 20% товарной железной руды, 18% готового проката черных металлов, 16,7% производства стали, 17% серной кислоты, 20,8% минеральных удобрений, 30% табачных изделий, 48% товарной целлюлозы, 55,2% картона, 59% бумаги, свыше 30% улова рыбы и добычи морепродуктов, производства пива. Федеральный округ занимает ведущее место по выпуску электротехнического оборудования, электроники, оптико-механической продукции, судостроения. Это один из ведущих центров научно-технического прогресса, подготовки высококвалифицированных кадров, центр истории и культуры России, а также туризма. Округ выполняет важные транспортные функции в осуществлении морских перевозок.
Ведущие позиции сохраняет округ и в производстве высокотехнологичной продукции - в отраслях судостроение, точное машиностроение, энергетическое машиностроение и др. Около 30% производимой на территории округа продукции идет на экспорт. Однако основную часть ее составляет сырье и недостаточно обработанные материалы.
Структура крупной промышленности региона значительно отличается от общероссийской. Если в двадцатке крупнейших отечественных компаний восемнадцать - сырьевые (ТЭК и металлургия), то в двадцатке северо-западных к сырьевым отраслям относятся всего девять предприятий, то есть менее половины. Зато там представлены три компании пищевой промышленности, три представителя химии и нефтехимии, четыре компании деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли.
СЗФО - один из наиболее индустриально развитых макрорегионов в РФ. Для получения обобщающей интегральной оценки макрорегиона использован метод, сочетающий ранжирование регионов по каждому из 15 основных показателей (формальное преобразование полученных рангов в ранжированные балльные оценки и итоговое суммирование бальных оценок для каждого региона по всем показателям).
18. Нормативно-правовая база развития социальной сферы. Разграничение полномочий между различными уровнями власти в социальной сфере
В формировании и осуществлении социальной политики участвует множество субъектов. Их деятельность определяется конкретными социальными интересами и осуществляется на основе той или иной нормативно-правовой базы. В Российской Федерации формируется конституционная, законодательная и нормативная база, отражающая деятельность всех ветвей власти по регулированию социальных отношений в стране. Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.).
В декабре 1993 г. принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства. Конституция РФ устанавливает единые для всех регионов принципы организации социальных отношений вне зависимости от того, как распределены между уровнями власти предметы ведения и полномочий в социальной сфере. Так, положения статьи 7, характеризующие Российскую Федерацию как социальное государство, определяют единое социальное пространство, в каждом территориальном звене которого обязательно «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Конституции закреплены единые для всех регионов основные направления социальной политики и ее законодательного оформления: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. В Конституции РФ определены основные социальные права, порядок реализации и защиты которых должен быть конкретизирован в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. Основные социальные права также закреплены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», «Основах законодательства РФ о культуре», Кодексе законов о труде РФ, Кодексе о браке и семье, Жилищном кодексе, федеральных законах «Об образовании», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О занятости населения в Российской Федерации» и ряде других. В реализации национальных проектов в сфере образования и здравоохранения, а также ряда социальных отраслевых федеральных целевых программ: Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, «Русский язык», «Дети-России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2007-2011 гг.)», «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Культура России (2006-2010 годы)», а также региональных программ в области образования, здравоохранения и культуры.
Национальная
программа демографического развития
России в настоящее время представляет
собой интеграцию стратегий демографического
развития, принятых комплексным стратегическим
документом «Концепцией демографической
политики РФ на период до 2025 г.»( * Указ Президента РФ от
09.10.2007 №1351 «Об утверждении Концепции
демографической политики РФ на период
до 2025 г.»)*,
реализуемых приоритетных национальных
проектов «Образование», «Здравоохранение»,
«Жилищное строительство», «Сельское
хозяйство», главная цель которых - инвестиции
в человека и повышение качества жизни,
создающих необходимые стартовые условия
для укрепления человеческого капитала
нации и реализуемых федеральных целевых
программ (ФЦП), обеспеченных
законодательной и финансовой поддержкой
как государственного, так и регионального
уровня. С 24
МАЯ 2009 г. вступил в силу Федеральный закон
Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». Вступил в силу 8 июля 2009 г. Федеральный
закон Российской Федерации от 5 апреля
2009 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" Законодательной
деятельностью Государственной Думы и
нормотворческой деятельностью Правительства
РФ формируются нормативно-правовые акты
о содержании и механизмах реализации
отдельных направлений социальной политики. Субъекты
федерации имеют право на собственное
законотворчество в области социальной
политики. В регионах созданы специальные
социальные структуры, отвечающие за реализацию
государственных социальных норм и стандартов.
Важным аспектом нормотворческой деятельности
является планирование, выбор приоритетных
направлений в социальной сфере для регионов,
так как все это должно быть увязано с
прогнозом социально-экономического развития
региона, бюджетом субъекта. Особенностью
правовой базы, регулирующей социальные
отношения, является ее «трехслойная структура»,
которая не характерна для других отраслей
права. Правовое регулирование социальной
сферы в РФ осуществляется нормативно-правовыми
актами, принятыми органами государственной
власти РФ, субъектов РФ, а также органами
местного самоуправления. Взаимосвязь,
взаимодополняемость этих актов во многом
основана на том, что большинство вопросов
«социального регулирования» находятся
в совместном ведении РФ и субъектов. Анализ
существующей нормативно-правовой базы,
обеспечивающей регулирование социальной
сферы на всех уровнях, как на общегосударственном,
так и в субъектах федерации, и в муниципальных
образованиях, показывает наличие в социальном
праве определенных пробелов. Речь идет,
в частности, о необходимости дальнейшей
разработки понятийного аппарата в данной
области, таких его фундаментальных терминов,
как «социальная политика», «социальная
сфера» и некоторых других. Сплошной анализ
нормативных актов, принятых в РФ на 1 июля
2004 г., показывает, что термин «социальная
политика» встречается более чем в 1000
документов, действующих только на уровне
федерации, но законодательно закрепленное
его толкование отсутствует. В настоящее
время нельзя говорить и о существовании
в РФ целостной системы социального права.
Не все направления социальной сферы урегулированы
федеральными законами (до сих пор не приняты
федеральные законы «О разделении компетенции
в социальной сфере между РФ, субъектами
и органами местного самоуправления»,
«О социальных гарантиях, предоставляемых
семье, женщинам, детям, молодежи», «Об
улучшении демографической ситуации в
стране») или существующие федеральные
законы уже устарели. «Концепцией демографической
политики РФ на период до 2025 г.» (далее
– «Концепция») определяются цели, принципы,
задачи и основные направления политики
в области народонаселения. Демографическая
политика РФ направлена на увеличение
продолжительности жизни, сокращение
уровня смертности, рост рождаемости,
регулирование внутренней и внешней миграции,
сохранение и укрепление здоровья населения
и улучшение на этой основе демографической
ситуации в стране. Исходя из этого, следует
выдвинуть ряд практических предложений,
которые, на наш взгляд, будут способствовать
повышению качества регулирования социальной
сферы. Правовое регулирование в социальном
государстве должно быть дополнено рамочным
законом, который условно может быть назван
«Социальным кодексом», и в котором следует
законодательно закрепить содержание
как основного понятия «социальная политика»,
так и более частных категорий: «цели социальной
политики», «объект социальной политики»
и т.д. В социальном государстве представляется
необходимым иметь не только Министерство
экономического развития и торговли, ответственное
за экономическую политику, но также и
Министерство «социального развития»
(довольно близко к нему подходит нынешнее
Министерство здравоохранения и социального
развития), ответственное за социальную
политику в стране. Важными задачами законодателей
на сегодняшнем этапе в социальной сфере
должны являться не только написание новых
законов, но и анализ их эффективности,
контроль за их исполнением, внесение
изменений в уже принятые законы. Причем
этот процесс должен стать характерным
для всей «вертикали» - от федерального
до местного уровня. Социальная политика
осуществляется на нескольких уровнях:
федеральном, региональном, муниципальном.
А также на уровне отдельных предприятий,
организаций, учреждений. Полномочия в
социальной сфере РФ и ее субъектов определяет
Конституция РФ. Она же устанавливает
суть социальных отношений в обществе,
дает перечень общих социальных гарантий,
определяет роль Президента и Правительства
РФ в проведении государственной социальной
политики, намечает контуры самостоятельной
реализации социальной политики государства
органами местного самоуправления.
Важной проблемой является соотношение
полномочий органов государственной власти
федерального уровня, органов государственной
власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления в области проведения
МСП. Если на федеральном
уровне определяются
основные цели, задачи,
принципы социального
развития, а также основные
способы, меры их достижения
по отношению ко всему
обществу, то региональная
социальная политика
осуществляется с учетом
особенностей региона:
уровня экономического
развития и соответствующих
возможностей, этнонациональных,
историко-культурных
и других особенностей.
Социальная политика,
соответственно и деятельность
ее субъектов на
местном уровне направлена
на решение конкретных
проблем населения,
отдельных особо нуждающихся
социальных групп и
граждан. Федеральные органы власти
принимают законодательные и нормативные
акты, регулирующие общие принципы социальной
политики в РФ. Они же устанавливают единую
систему минимальных социальных гарантий
в области оплаты труда, пенсионного обеспечения,
пособий стипендий, медицинского обслуживания,
образования, культуры. Здесь же разрабатываются
целевые социальные программы; формируют
внебюджетные государственные фонды,
определяют условия и порядок компенсации
денежных доходов и сбережений населения
в связи с инфляцией и т.д. К соответствующим
полномочиям государственных органов
федерального уровня целесообразно
относить: * обеспечение соответствия законодательства
субъектов Российской Федерации, регулирующего
функционирование социальной сферы в
рамках местного самоуправления, Конституции
и федеральному законодательству; * наделение
органов местного самоуправления отдельными
полномочиями Федерации в области проведения
социальной политики и передачу им материальных
и финансовых средств, необходимых для
осуществления указанных полномочий;
* регулирование отношений между федеральным
и местным социальными бюджетами; * обеспечение
федеральных гарантий финансовой самостоятельности
местного самоуправления. Особое место
в данном ряду отводится установлению
федеральными органами власти государственных
минимальных социальных стандартов, которые
должны гарантировано соблюдаться на
местном уровне, выступая одной из наиболее
существенных частей осевого стержня
местной социальной политики. В социальной сфере Правительство:
обеспечивает проведение единой государственной
социальной политики, реализацию конституционных
прав граждан в области социального обеспечения,
способствует развитию социального обеспечения
и благотворительности; принимает меры
по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и
ликвидации безработицы и обеспечивает
реализацию этих программ; обеспечивает
осуществление единой государственной
миграционной политики; принимает меры
по реализации прав граждан на охрану
здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия в стране; содействует решению
проблем семьи, материнства, взаимодействует
с общественными объединениями и религиозными
организациями; разрабатывает и осуществляет
меры по развитию физической культуры,
спорта и туризма. В сфере науки, культуры
и образования Правительство: разрабатывает
и осуществляет меры государственной
поддержки развития науки; обеспечивает
поддержку фундаментальной науки, приоритетных
направлений прикладной науки, имеющих
общегосударственное значение; обеспечивает
проведение единой государственной политики
в области образования, определяет основные
направления развития и совершенствования
общего и профессионального образования,
развивает сферу бесплатного образования,
обеспечивает государственную поддержку
культуры и сохранения объектов культурного
наследия общегосударственного значения
и культурного наследия народов России.
В сфере природопользования и охраны окружающей
среды Правительство: обеспечивает проведение
единой государственной политики в области
охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности; принимает
меры по реализации прав граждан на благоприятную
окружающую среду; организует деятельность
по охране и рациональному использованию
природных ресурсов; координирует деятельность
по предотвращению, уменьшению опасности
и ликвидации последствий стихийных бедствий,
аварий и катастроф. Региональные органы
власти разрабатывают и реализуют региональные
законы и социальные программы. Они же
обеспечивают функционирование учреждений
социальной инфраструктуры; разрабатывают
направления адресной социальной помощи
и планируют развитие социальной инфраструктуры.
Именно региональные органы власти реализуют
жилищную политику, политику в области
образования, здравоохранения и т.д. К
полномочиям органов государственной
власти субъектов
Федерации в области проведения МСП
следует относить: * наделение органов
местного самоуправления отдельными полномочиями
субъекта Федерации в области проведения
социальной политики и передачу соответствующих
материальных и финансовых средств для
осуществления этих полномочий; * регулирование
отношений между социальными бюджетами
субъектов Федерации и муниципальных
образований; * обеспечение гарантий финансовой
самостоятельности местного самоуправления;
* обеспечение сбалансированности минимальных
местных бюджетов; * обеспечение государственных
минимальных социальных стандартов во
всех муниципальных образованиях. Рассмотрим
предметную область и основные направления
местной социальной политики. Если исходить
из того, что к вопросам местного значения
Федеральный закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации” относит вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности
муниципального образования, то социальный
блок выступает наиболее существенным
компонентом местной политики в целом.
Так, вопросами местного значения, входящими
в предмет ведения
местного самоуправления и имеющими
очевидное социальное содержание, являются:
* комплексное социально-экономическое
развитие муниципального образования;
* участие в охране окружающей среды на
территории муниципального образования;
* обеспечение социальной поддержки и
содействие занятости населения; * местные
финансы, формирование, утверждение и
исполнение местного бюджета, установление
местных налогов, сборов, решение иных
финансовых вопросов местного значения;
* содержание и использование муниципального
жилищного фонда и нежилых помещений;
* организация, содержание и развитие муниципальных
учреждений здравоохранения, обеспечение
санитарного благополучия населения;
* содержание и развитие муниципальных
учреждений дошкольного, основного
общего и профессионального образования;
* охрана общественного порядка, содержание
муниципальных органов охраны общественного
порядка и контроль за их деятельностью;
* создание условий для жилищного и социально-культурного
строительства; * организация, содержание
и развитие муниципальных энерго-, газо-,
тепло-, водоснабжения и канализации; *
благоустройство и озеленение территории
муниципального образования; * организация
утилизации и переработки бытовых отходов;
* создание условий для обеспечения населения
услугами торговли, общественного питания
и бытового обслуживания; * создание условий
для деятельности учреждений культуры
в муниципальном образовании; * сохранение
памятников истории и культуры, находящихся
в муниципальной собственности; * создание
условий для развития физической культуры
и спорта в муниципальном образовании;
* организация транспортного обслуживания
населения и муниципальных учреждений,