УМК по конфликтологии

Автор: e**********@kolomna.etagi.com, 26 Ноября 2011 в 07:08, методичка

Описание работы

УМК по дисциплине «Конфликтология» для специальности « Социально-культурный сервис и туризм» соответствует представленной рабочей программе дисциплины, требованиям ГОС ВПО; представлен в электронном виде.

Изучаемая дисциплина формирует основные компетенции специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма.

Работа содержит 1 файл

УМК по конфликтологии.doc

— 824.50 Кб (Скачать)
 

Тема 2.Характеристика конфликта как социального феномена.

Понятие конфликта, его сущность и структура. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конфликтной  ситуации, мотивы конфликта и позиции  конфликтующих сторон и их роль в  анализе конфликта. Классификация конфликтов и причины конфликтов. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта.

 

Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов.

Формулы конфликта. Зависимость конфликта  от конфликтогенов. Конфликты и трансактный анализ. Понятие трансакции и их типы. Основные поведенческие характеристики Родителя, Взрослого, Ребенка. Алгоритм трансактного анализа.

 

Тема 4. Теории поведения личности в конфликте

Модели  поведения личности в конфликтном  взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характера.. Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа.

 

Тема 5. Технологии эффективного общения и  рационального поведения в конфликте.

   Понятие технологий эффективного  общения и их разновидности.  Общение как основной элемент  в конфликтном взаимодействии. Коммуникативный,  интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении. Понятие технологий рационального поведения в конфликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

 

Тема 6. Внутриличностные конфликты.

   Понятие внутриличностного конфликт  и его особенности. Внутриличностный  конфликт и борьба мотивов.  Основные психологические концепции  внутриличностных конфликтов. Проблема  внутриличностных конфликтов во  взглядах З.Фрейда. теория комплекса неполноценности А. Лодера. Учение об экстраверсии и интроверсии К. Юнга. Теория психоаналитического развития Э. Эриксона. Мотивационные конфликты по К. Левину. Теория диссонанса Л. Фестингера. Теория потребностей А.Маслоу. Формы проявления внутриличностных  конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция. Особенности возникновения внутриличностных  конфликтов, связанных с различными видами профессиональной деятельности.

 

Тема 7. Межличностные конфликты.

 Понятие  межличностного конфликта и его  структура. Основные подходы в  изучении межличностного конфликта.  Мотивационный подход М. Дойча и Г. Макклинтона. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход. Сферы проявления межличностного конфликта, их причины и способы разрешения. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Взаимоположительные и взаимоотрицательные конфликты; односторонние положительно-отрицательные и односторонне противоречиво-положительные конфликты; взаимно противоречивые и безразличные конфликты. Уровни развития межличностного конфликта. Конфронтация, ссора, скандал. Психологические признаки межличностного конфликта. Специфика проявления причин межличностного конфликта в различных видах проф. деятельности.

 

Тема 8. Групповые конфликты.

     Понятие группового конфликта  и его структура. Классификация  группового конфликта. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. Конфликт между лидером и группой: конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта « личность-группа» и их проявления в различных видах профессиональной деятельности. Социально-психологические и индивидуально-психологические причины. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой. Межгрупповые конфликты и их причины и функции. Классификация межгрупповых конфликтов. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ  СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Введение в конфликтологию.

  1. Исторические условия возникновения конфликтологии.
  2. Эволюция конфликтологических взглядов в истории филисовско-социологической мысли.
  3. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена.
  4. Воззрения на природу конфликта в первой половине XIX века.
  5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине XIX и в XX веке.
  6. Возникновение и развитие конфликтологии как теории и практики.
  7. Особенности развития конфликтологии в России.
  8. Предмет конфликтологии. Задачи и методы конфликтологии.
  9. Теоретико-методологические основы конфликтологии.
  10. Конфликтология в системе наук.
  11. Современные проблемы развития конфликтологии.
 

Тема 2.Характеристика конфликта как социального феномена.

  1. Понятие конфликта, его сущность и структура.
  2. Субъекты конфликта и их характеристика.
  3. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта.
  4. Классификация конфликтов и причины конфликтов.
  5. Типы конфликтных ситуаций.
  6. Динамика конфликта.
  7. Этапы и фазы конфликта.
 

Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов.

Формулы конфликта. Зависимость конфликта  от конфликтогенов. Конфликты и трансактный анализ. Понятие трансакции и их типы. Основные поведенческие характеристики Родителя, Взрослого, Ребенка. Алгоритм трансактного анализа.

 

Тема 4. Теории поведения личности в конфликте

Модели  поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характера.. Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа.

 

Тема 5. Технологии эффективного общения и  рационального поведения в конфликте.

   Понятие технологий эффективного  общения и их разновидности.  Общение как основной элемент  в конфликтном взаимодействии. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении. Понятие технологий рационального поведения в конфликте. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

 

Тема 6. Внутриличностные конфликты.

   Понятие внутриличностного конфликт  и его особенности. Внутриличностный  конфликт и борьба мотивов.  Основные психологические концепции  внутриличностных конфликтов. Проблема  внутриличностных конфликтов во взглядах З.Фрейда. теория комплекса неполноценности А. Лодера. Учение об экстраверсии и интроверсии К. Юнга. Теория психоаналитического развития Э. Эриксона. Мотивационные конфликты по К. Левину. Теория диссонанса Л. Фестингера. Теория потребностей А.Маслоу. Формы проявления внутриличностных  конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция. Особенности возникновения внутриличностных  конфликтов, связанных с различными видами профессиональной деятельности.

 

Тема 7. Межличностные конфликты.

 Понятие  межличностного конфликта и его  структура. Основные подходы в  изучении межличностного конфликта. Мотивационный подход М. Дойча и Г. Макклинтона. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход. Сферы проявления межличностного конфликта, их причины и способы разрешения. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Взаимоположительные и взаимоотрицательные конфликты; односторонние положительно-отрицательные и односторонне противоречиво-положительные конфликты; взаимно противоречивые и безразличные конфликты. Уровни развития межличностного конфликта. Конфронтация, ссора, скандал. Психологические признаки межличностного конфликта. Специфика проявления причин межличностного конфликта в различных видах проф. деятельности.

 

Тема 8. Групповые конфликты.

     Понятие группового конфликта и его структура. Классификация группового конфликта. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. Конфликт между лидером и группой: конфликт между рядовым членом группы и группой. Причины конфликта « личность-группа» и их проявления в различных видах профессиональной деятельности. Социально-психологические и индивидуально-психологические причины. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой. Межгрупповые конфликты и их причины и функции. Классификация межгрупповых конфликтов. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

 
 
 

2. ПРИМЕРНЫЕ  ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Сущность конфликта  и его причины.

Деловая игра «Жалобы».

Цель:развитие у студентов умения анализировать  конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Цель: Закрепление  знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа  конфликтных ситуаций различных  типов и формирование умения принимать управленчиские решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Решение ситуационных задач  «Конфликтные ситуации».

Цель: Закрепление  знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа  конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленчиские решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых  отношениях».

Цель: Закрепление  у студентов навыков выявления  конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных деловых ситуациях. Развитие навыков и умений эффективного общения в деловых отношениях.

 

Тема 2. Формулы конфликта.

Решение ситуационных задач.

Цель: развитие у студентов навыков анализа  конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе применения формул (А,Б,В) и поиска вариантов разрешения конфлктных ситуаций.

Дидактическая игра ««Фрустрирующие  ситуации»

Цель: Закрепление  у студентов навыков выявления  конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных  ситуациях. Развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях. 

«Трансактный  анализ конфликтов» (метод  тестирования и решение  ситуационных задач)

Цель: Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного анализа, а также поиска вариантов решения таких конфликтов.

 

Тема 3.  Технологии управления конфликтами.

Дидактическая игра «Оценка глубины  конфликта»

Цель: развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использование специальных методик и формирование у них умения принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.

Тестирование  «Мое поведение в конфликте»

Цель: Закрепление знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и вырабатывать программу самосовершенствования и самокоррекции поведения.

 

Тема 4. «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте» (метод  отработки тренинговых упражнений)

Цель: развитие у студентов навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формирование у них кмений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия.

Информация о работе УМК по конфликтологии