УМК по конфликтологии

Автор: e**********@kolomna.etagi.com, 26 Ноября 2011 в 07:08, методичка

Описание работы

УМК по дисциплине «Конфликтология» для специальности « Социально-культурный сервис и туризм» соответствует представленной рабочей программе дисциплины, требованиям ГОС ВПО; представлен в электронном виде.

Изучаемая дисциплина формирует основные компетенции специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма.

Работа содержит 1 файл

УМК по конфликтологии.doc

— 824.50 Кб (Скачать)

    2) обычное  и часто встречающееся явление  (повышенная раздражительность или  бессонница перед венным событием и т.п.);

  1. стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить;
  2. чувство беспокойства, когда ситуация выходит из-под контроля;
  3. все вышеназванное.

Вопрос 2. Что относится  к психологическим  признакам стресса?

  1. язва;
  2. астма;
  3. головная боль;
  1. болезнь сердца; 
    5) депрессия.

Вопрос 3. Что не относится  к симптомам стресса?

 1) хроническое переживание;     2) эмоциональная устойчивость;

  1. нервозность и напряжение;
  2. неудобная рабочая поза;
  3. проблемы здоровья.

Вопрос 4. Что относится  к организационным  факторам, вызывающим стресс?

  1. наказание;
  2. уход на пенсию;

      3) неопределенность ролей;

  1. привлечение по суду;
  2. увольнение с работы

Вопрос 5. Что нужно делать, чтобы достичь  низкого уровня стресса  у работников?

    1) четко  описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных  ожиданий, ис

    вать  двустороннюю коммуникацию;

    2) оценивать  способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для т ветствующий объем и тип работы;

  1. использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;
  2. обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
  3. все вышеназванное.

 

 
 
 
 
 

Задача 5

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

 
 
 
 

Задача 9.

Руководитель  принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

 
 
 
 

Задача 10.

Начальник участка дает задание рабочему. Тот  отказывается, мотивируя свой отказ  тем, что эта работа требует  более  высокого разряда и добавляя при  этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

 
 
 
 

Задача 11.

Беседуя с претендентом на вакантную должность руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

  Вновь  принятый  с воодушевлением приступает  к работе, проявляя высокую работоспособность  и добросовестность. Руководство  постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства…. Назревает конфликт.

Задача 12

На совещании  один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме  обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать  еще более жестко, особенно в отношении  «шутника»

Контрольный тест

Выберите вариант  правильного ответа в каждом из 7 вопросов.

1. Конфликтология  как относительно самостоятельная  теория возникла:

а) в конце XIX века;

б) в начале XX века;

в) в 30-е годы XX века;

      г) в конце 50-х годов XX века;

    д)в 70-е годы XX века.

 

2. Становление конфликтологической практики происходит:

а) в конце XIX века;

б) в 70-е годы XX века;

в) в начале 50-х годов XX века;

г) в 30-е годы XX века; 
д)в 80-е годы XX века.

 

3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Копта;

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда;

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт; 
д)Р. Фишера, У. Юри, К.

Томоса4. В России центр по разрешению конфликтов был создан:

а) в Москве в 1992 г.;

б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.; 
в)в Сочив 1995 г.;

г) во Владивостоке в 1993 г.;

д)в Твери  в 1998 г.

 

5. Предметом конфликтологии являются:

а) конфликты;

б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

в) любые столкновения;

г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;

д)законыпротивоборства субъектов социального взаимодействя

 

6.Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:

а) социологический метод;

б) метод тестирования;

в) метод картографии;

г) метод наблюдения;

д) метод эксперимента.

 
 

7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:

а) в 1972 г. в США;

б) в 1986 г. в Австралии;

в) в 1989 г. в Германии;

     г)  в 1985 г. в Швейцарии;

     д)в  1992 г. в России.

 

 

 

Практические  задания по дисциплине Конфликтология

 

Задание 1.

 

  Ситуация: На совещании торговых агентов А сообщает, что постоянно теряет заказы из-за того, что конкуренты стали производить новую продукцию и продавать ее по заниженным цепам. Коллеги делятся с ним своим опытом успешеного конкурирования каждый в своей области и дают советы, но все предположения А отвергает, находи в них изъяны и твердя, что в его области эти приемы не срабатывают. Чем больше возражает А, тем больше ему стараются помочь. Через некоторое время руководитель Б замечает: «Я вижу, да, Вы не хотите ничего изменить, и у меня совершенно пропало желание продолжать это обсуждение!». Наступила тишина и общая неловкость.

1.Какую позицию в данной ситуации занимают руководитель А, его коллеги и руководитель Б?

2.Определите стратегию выхода из конфликтной ситуации.

 

Ответ.

1. Для оценки  позиций участников конфликтной  ситуации необходимо обратить внимание на их тип личности. Руководитель А. относится к ригидному типу конфликтной личности: с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением, мало критичен по отношению к своим поступкам, постоянно требует подтверждения собственной значимости, на владеет навыками продуктивного общения. Кроме того, по теории трансактного анализа Э.Берна он выступает с позиции ребенка (ребенок проявляет чувства, капризничает, упрямится, проявляет отказные реакции на давление).

Коллеги выступают с позиции родителей (учат, руководят, наставляют, покровительствуют).

Руководитель  Б.  занимает позицию взрослого (работает с информацией, рассуждает) анализирует ситуацию со стороны, отстраняется от прямого обсуждения проблемы.

 

2. Если за  основу решения конфликтной ситуации  взять «Двухмерную модель стратегий  поведения в конфликте Томаса-Киллмена»,  то поведение руководителя А.  можно проанализировать следующим  образом:

а)  уровень  направленности на интересы группы- низкий; на собственные интересы- высокий, и следовательно в данной ситуации присутствует стратегия принуждение (борьба, соперничество)

б) Однако, наиболее эффективной будет стратегия  сотрудничества, когда уровень направленности на интересы группы и свои собственные  интересы высокий.

 
 

Задание 2

  Ниже  приведен перечень качеств, которыми должен обладать современный менеджер. Вам  неоходимо определить к какому виду они относятся. (В таблицу можете вписать только номера указанных  качеств)

    1.ум;

    2.интуиция;

    3 активность;

    4.авторитетность;

    5.здоровье;

    6.стремление  к успеху;

7.творческое  начало; 
8. сила;

  1. умение принять нужное решение;
  2. энергичность;
  3. уверенность в себе;
  4. приспособляемость.

Ответ .

 
    Физические  качества
Личностные  качества
    Интеллектуальные  качества
5; 8; 10 3;4;6;9;11;12 1;2;7
 
 

Задание 3.

  Ситуация: Руководитель дает задание подчиненному приобрести оборудование определенной марки. Подчиненный пытается объяснить ему, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине. Но руководитель, за которым последнее слово, подбирает внешне весомые аргументы в пользу своего решения и убеждает подчиненного в его неправильности. Подчиненный соглашается: « Ну хорошо, если Вы так думаете, то я приобрету это оборудование», одновременно тоном речи и набором слов и интонацией в фразе давая понять руководителю на скрытом уровне, что он нe согласен с решением и не будет нести никакой ответственности за его последствия. Через некоторое время мнение Б. подтверждается, и оборудование демонтируется. Когда руководитель вызывает к себе подчиненного, чтобы проанализировать причину неудачи, тот отвечает: «Вы же сами хотели приобрести именно это. А и с самого начала предупреждал Вас, что оборудование никуда не годиться». Таким образом скрытая коммуникация становится явной и порождает смену ролен и напряженность в общении. Назревает конфликтная ситуация.

  1. Каковы ошибки в поведении руководителя и подчиненного в данной ситуации?
  2. Что на самом деле нужно было сделать подчиненному и руководителю, чтобы предотвратить конфликт?

Ответ

Данный  конфликт относится к управленческому конфликту типа «конфликт планирования».

    1.Ошибки руководителя: одной из основных причин такого конфликта со стороны руководства являются субъективизм и волюнтаризм ; нарушение служебной этики- нетерпимость к мнениям, отличным от собственного, зажим критики, не учитывается мнение специалистов, давление и принуждение подчиненного.

Ошибки  подчиненного: нарушение субординации в официальном общении «руководитель-подчиненный»; психологический фактор- стремление найти виновного, а с себя снять вину за случившееся; недостаточные возможности «сохранить лицо»; недостаток исходной информации о причинах выбора руководителем оборудования определенной марки; изменение баланса сил между участниками конфликтной ситуации; смена ролей несоответствующая статусу.

Информация о работе УМК по конфликтологии