УМК по конфликтологии

Автор: e**********@kolomna.etagi.com, 26 Ноября 2011 в 07:08, методичка

Описание работы

УМК по дисциплине «Конфликтология» для специальности « Социально-культурный сервис и туризм» соответствует представленной рабочей программе дисциплины, требованиям ГОС ВПО; представлен в электронном виде.

Изучаемая дисциплина формирует основные компетенции специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма.

Работа содержит 1 файл

УМК по конфликтологии.doc

— 824.50 Кб (Скачать)
 

    2. Руководитель  и сотрудник должен выбрать  стратегию сотрудничества. Так как,  каждый из их подходов важен  и не допускает компромиссных  решений, но необходимо принять  общее решение, а также, между  участниками конфликтной ситуации  существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения. Однако, такой стиль требует умения сдерживать свои эмоции и развитую способность к выслушиванию друг друга.

 
 

Задание 4.

  Ли  Якокка в своей книге «Карьера менеджера» утверждает, что, увидев работающими своих коллег, японский рабочий скажет «не могу ли я чем-нибудь помочь?», американский-«это не мое дело». А что скажете Вы?

  Ответ.

Я считаю, правильным ответ японца и ответила бы  также. Такой ответ повышает сплоченность группы, улучшает психологический климат, обеспечивает взаимопомощь и поддержку друг другу.

 
 
 

Задание 5.

  Ситуация: Пенсионерка - врач К. с 25-летним стажем, уйдя на пенсию, стала посещать платные курсы кройки и шитья в районном доме культуры. Через несколько занятий пенсионерка К. была исключена с курсов: ее обвинили и том, что она «противопоставила себя коллективу». Об этом свидетельствуют такие события.

  Во  время одного из занятий в помещение  вошел сотрудник дома культуры с  врачем - психиатром. Прервав занятие, сотрудник сказал, что все будут слушать лекцию. Пенсионерка К. сказала, что ей лекция не нужна, и она будет заниматься своим делом. Лектор (знакомая К. по прежней работе) потребовала, чтобы К. покинула аудиторию. К. ответила, что она пришла на оплачиваемые ею занятия по кройке и шитью, а не на лекцию. Тогда лектор хлопнула дверью и ушла. И все стали говорить: "Как вам нестыдно!» Директор дома культуры обвинил К. в том, что она сорвала лекцию. На что К. ответила: «Непонятно только почему при таком большом интересе не провести эту лекцию нормально, как полагается?»

  1. Почему произошел конфликт?
  2. Что надо предпринять, чтобы не допустить конфликта?
  3. Как преодолеть конфликт?
  4. Оцените поведение К., остальных слушателей курсов и директора дома культуры.
 

    Ответ.

1. Причины:  нарушение групповых норм (это общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы),нарушение этики общения.

    2. Необходимо  проводить предварительный анализ  общественного мнения, групповых  мотивов и ценностей.

  1. Возможно применение педагогических мер: беседа, разъяснение, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм, формирование внутренней готовности по принятию групповых норм и т.д.

        Как правило, конфликты типа  «личность-группа» разрешаются двумя  способами: конфликтующая личность  признает свои ошибки и недостатки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы.

  1. Пенсионерка К.: выраженное противостояние группе, объясняется особенностями характера. В течении жизни пенсионерка-врач по профессии, привыкла точно исполнять свои обязанности и требовать того же от других людей, поэтому ее возмутила возникшая ситуация.  Таким образом, пенсионерка характеризуется повышенной требовательностью к окружающим, в запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения, возможно недостаточно развиты навыки продуктивного общения.

    Слушатели курсов: конформность, соблюдение этических норм и правил, несовместимость с пенсионеркой по ценностям и интересам, в группе сработал механизм эмоционального заражения. (И все стали говорить: "Как вам нестыдно!»).

    Директор  дома культуры: психологический фактор- стремление найти виновного, а с себя снять вину за случившееся; недостаточные возможности «сохранить лицо».

 
 
 
 

      Задание 6.

  На участке быта радиозавода уволили двух рабочих. В протоколах собраний заводского коллектива значилось, что они «пошли не в ногу» с остальными, поставив себя «выше всех». Увольнение суд признал онным. Что же произошло?

  На  участок быта пришел квалифицированный слесарь Б. С тех пор в коллективе начались всякие неурядицы. В началe они были неуловимыми. Как-то выяснилось, что каждый работник стал прятать свой инструмент и запирать его в тумбочку верстака. Стали делить работу на «свою» и «чужую». Потом пошел слух, что сдружившийся с Б. бригадир завел «амбарную книгу», куда стал записывать «факты нарушений». Эти факты бригадир   берег "на случай".

Мастером  на участке тогда временно был  опытный специалист, ушедший на пенсию, но по просьбе администрации вернувшийся вновь на завод.

«Пойдешь  перетаскивать кондиционер», - как-то сказал он слесарю Б. Тот окинул мастера  презрительным взглядом. «Я, между прочим, тебе не такелажник». И тут мастер не выдержал: «Я тебе покажу, как демагогию разводить», кричал он. «Ах, ты..., - задохнулся от ярости Б. -Да я ... тебя...».

      Такие сцены стали на участке привычными. В дальнейшем позиции определились четко: на одном полюсе Б. с бригадиром, на другом - администрация, профсоюзная организация, большинство коллектива.

  1. Дайте психологическую характеристику слесарю Б. и его бригадиру.
  2. В чем состоит причина описанной ситуации?
  3. Как нормализовать ситуацию?
 

Ответ.

 

1.Слесарь Б. характеризуется импульсивностью, недостаточным контролем собственного поведения и эмоций, не придерживается социальных норм и правил поведения, ведет себя вызывающе, агрессивно, характерен высокий уровень притязаний, несамокритичен.

Бригадир характеризуется комформностью, легкой внушаемостью влиянию со стороны, несамостоятельность в принятии решений, неустойчивостью в оценках и мнениях, не обладает силой воли.

2.Причиной являются  индивидуально-психологические особенности  слесаря Б. и бригадира; низкая  сплоченность группы, неустойчивая  психологическая атмосфера: большое  значение играет процесс «Деиндивидуализации»  взаимного восприятия по схеме «МЫ (слесарь и бригадир) –ОНИ (администрация, профсоюз, коллектив)»

  1. Нормализация отношений в группе должна проводиться по следующим направлениям: а) активная работа с «лидером»- слесарь Б.;

б) принятие педагогических или административных мер, вплоть до увольнения.

 
 

Задание 7.

 

 Ситуация: Заводу было дано задание освоить новое изделие. Сложностей для этого руководство завода не видело. Быстро создали бригаду в 16 человек. Бригадиром был назначен опытный кадровый рабочий А., имеющий большой бригадирский опыт работы на других участках.

 Было  установлено ненапряженное плановое задание, и рабочие приступили к  изготовлению изделий. Однако вскоре выяснилось, что бригада не справляется с  заданием. Никакие меры, предпринимаемые  администрацией, в том числе и аккордная оплата, не помогали. Производительность труда оставалась низкой. Кроме того, в бригаде одна за другой возникали конфликтные ситуации, шли жалобы по разным поводам, были случаи отказа от работы.

 После откровенных бесед с рабочими администрация завода выявила феномены несовместимости в бригаде. Оказалось, что там кроме назначенного бригадира работают два активных рабочих «Б» и «В», вокруг которых группировалось по несколько человек. Как правило, мнения этих рабочих шли вразрез с мнением бригадира. В сущности, вся и бригада была «поделена» между тремя лидерами.

 Администрация завода учла психологическую ситуацию в бригаде и приняла соответствующее  решение, после которого план стал выполняться  и перевыполняться.

 

1. Выберите из предложенных ниже альтернатив одну, которая была реализована на заводе:

    а) бригадира А. перевели на другой участок;

    б) рабочих Б. и В. перевели в другую бригаду. Бригадиром остался А.;

    в) бригаду разделили на две, назначив бригадирами Б. и Б.;

    г) бригаду разделили на две, назначив бригадирами А. и одного из активных рабочих (Б., В.).

    д) один из активных рабочих (Б. или В.) перешел в другую бригаду;

    е) бригаду разделили на две, бригадирами назначили А. и Б., который взял к себе в бригаду В.

  1. Почему вы выбрали именно такую альтернативу?
  2. Спрогнозируйте поведение коллектива бригады после нормализации отношений.
 
 

Ответ.

 

    1. На заводе был реализован вариант Б (рабочих Б. и В. перевели в другую бригаду. Бригадиром остался А).

         2. Выбор этой альтернативы объясняется  следующими факторами:

    -   экономически заводу не выгодно,  нерационально делить бригаду  на группы, так как   повышаются   материальные затраты;

  • Кроме того, бригадиром назначен опытный кадровый рабочий, имеющий большой бригадирский опыт. Работа бригадира предполагает наличие хороших организаторских способностей и развитых навыков продуктивного общения с группой людей;
  • Активные рабочие Б. и В. не являются лидерами для всей бригады, а только для нескольких человек и следовательно вариант А не подходит (разделение группы на две остается);
  • Если рассматривать оптимальную структуру коллектива, то лидер должен быть один. Причем желательно чтоб формальный и неформальный лидеры были в одном лице.
 

    3.  В результате мер предпринятых  администрацией завода, наладиться  структура коллектива, у рабочих появится чувство единого коллектива, ощущение безопасности, защищенности в коллективе. В едином коллективе более правильно разграничиваются функции, задачи и ответственность каждого. Бригадир А. как человек опытный, построит работу коллектива в соответствии и поставленными целями и задачами. Эти факторы обеспечат продуктивную работу бригады.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 8.

 Ситуация: В доменном цехе металлургического завода произошла авария. «Но авария не техническая, хотя и не обошлось без таковой, — как сказал директор, — это была авария в человеческих взаимоотношениях». Доменный цех считался на заводе благополучным. Но после назначения нового начальника начались неприятность за неприятностью.

 Начальником цеха выдвинули ветерана, проработавшего на заводе более четверти века. Он вырос  в цехе. Все его знали как  активного и способного работника. Когда его назначили начальником цеха, никто не удивился, но никто и предположить не мог, что он так резко изменит свое поведение. Начальник цеха так возомнил о себе, что перестал считаться с мнениями специалистов. Даже с коллегами, которые пытались дать совет, входил в конфликт и месяцами не разговаривал. Перессорился со всеми, кто был с ним на равных, подчиненных заставил трепетать перед ним. Все затаились, появилось ощущение беды. И она пришла.

 «Был  крупный перебой с рудой. Наконец, она поступила. Но оказалась не та, что надо. А он сам не глянул, с других не спросил. От предостережений, как всегда, отмахнулся. «Без вас знаю, что делаю!»

 Чугун из печи выпустить не смогли. «Козел»  выбивали более двадцати суток... Авария стряслась летом, но до конца года из прорыва выйти так и не удалось. С последствиями помогали справляться специалисты из разных городов страны.

  1. Почему эту аварию назвали аварией в человеческих отношениях?
  2. Какой стиль руководства был присущ начальнику цеха?
  3. Как по Вашему мнению можно было предотвратить аварию?
  4. Как бы Вы наладили слаженную работу в цехе?
 

Ответ.

Информация о работе УМК по конфликтологии