Автор: e**********@kolomna.etagi.com, 26 Ноября 2011 в 07:08, методичка
УМК по дисциплине «Конфликтология» для специальности « Социально-культурный сервис и туризм» соответствует представленной рабочей программе дисциплины, требованиям ГОС ВПО; представлен в электронном виде.
Изучаемая дисциплина формирует основные компетенции специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма.
2. Руководитель
и сотрудник должен выбрать
стратегию сотрудничества. Так как,
каждый из их подходов важен
и не допускает компромиссных
решений, но необходимо
Задание 4.
Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» утверждает, что, увидев работающими своих коллег, японский рабочий скажет «не могу ли я чем-нибудь помочь?», американский-«это не мое дело». А что скажете Вы?
Ответ.
Задание 5.
Ситуация: Пенсионерка - врач К. с 25-летним стажем, уйдя на пенсию, стала посещать платные курсы кройки и шитья в районном доме культуры. Через несколько занятий пенсионерка К. была исключена с курсов: ее обвинили и том, что она «противопоставила себя коллективу». Об этом свидетельствуют такие события.
Во время одного из занятий в помещение вошел сотрудник дома культуры с врачем - психиатром. Прервав занятие, сотрудник сказал, что все будут слушать лекцию. Пенсионерка К. сказала, что ей лекция не нужна, и она будет заниматься своим делом. Лектор (знакомая К. по прежней работе) потребовала, чтобы К. покинула аудиторию. К. ответила, что она пришла на оплачиваемые ею занятия по кройке и шитью, а не на лекцию. Тогда лектор хлопнула дверью и ушла. И все стали говорить: "Как вам нестыдно!» Директор дома культуры обвинил К. в том, что она сорвала лекцию. На что К. ответила: «Непонятно только почему при таком большом интересе не провести эту лекцию нормально, как полагается?»
Ответ.
1. Причины: нарушение групповых норм (это общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы),нарушение этики общения.
2. Необходимо
проводить предварительный
Как правило, конфликты типа
«личность-группа» разрешаются
Слушатели курсов: конформность, соблюдение этических норм и правил, несовместимость с пенсионеркой по ценностям и интересам, в группе сработал механизм эмоционального заражения. (И все стали говорить: "Как вам нестыдно!»).
Директор дома культуры: психологический фактор- стремление найти виновного, а с себя снять вину за случившееся; недостаточные возможности «сохранить лицо».
Задание 6.
На участке быта радиозавода уволили двух рабочих. В протоколах собраний заводского коллектива значилось, что они «пошли не в ногу» с остальными, поставив себя «выше всех». Увольнение суд признал онным. Что же произошло?
На
участок быта пришел
Мастером на участке тогда временно был опытный специалист, ушедший на пенсию, но по просьбе администрации вернувшийся вновь на завод.
«Пойдешь перетаскивать кондиционер», - как-то сказал он слесарю Б. Тот окинул мастера презрительным взглядом. «Я, между прочим, тебе не такелажник». И тут мастер не выдержал: «Я тебе покажу, как демагогию разводить», кричал он. «Ах, ты..., - задохнулся от ярости Б. -Да я ... тебя...».
Такие сцены стали на участке привычными. В дальнейшем позиции определились четко: на одном полюсе Б. с бригадиром, на другом - администрация, профсоюзная организация, большинство коллектива.
Ответ.
1.Слесарь Б. характеризуется импульсивностью, недостаточным контролем собственного поведения и эмоций, не придерживается социальных норм и правил поведения, ведет себя вызывающе, агрессивно, характерен высокий уровень притязаний, несамокритичен.
Бригадир характеризуется комформностью, легкой внушаемостью влиянию со стороны, несамостоятельность в принятии решений, неустойчивостью в оценках и мнениях, не обладает силой воли.
2.Причиной являются
индивидуально-психологические
б) принятие педагогических или административных мер, вплоть до увольнения.
Задание 7.
Ситуация: Заводу было дано задание освоить новое изделие. Сложностей для этого руководство завода не видело. Быстро создали бригаду в 16 человек. Бригадиром был назначен опытный кадровый рабочий А., имеющий большой бригадирский опыт работы на других участках.
Было
установлено ненапряженное
После откровенных бесед с рабочими администрация завода выявила феномены несовместимости в бригаде. Оказалось, что там кроме назначенного бригадира работают два активных рабочих «Б» и «В», вокруг которых группировалось по несколько человек. Как правило, мнения этих рабочих шли вразрез с мнением бригадира. В сущности, вся и бригада была «поделена» между тремя лидерами.
Администрация
завода учла психологическую ситуацию
в бригаде и приняла
1. Выберите из предложенных ниже альтернатив одну, которая была реализована на заводе:
а) бригадира А. перевели на другой участок;
б) рабочих Б. и В. перевели в другую бригаду. Бригадиром остался А.;
в) бригаду разделили на две, назначив бригадирами Б. и Б.;
г) бригаду разделили на две, назначив бригадирами А. и одного из активных рабочих (Б., В.).
д) один из активных рабочих (Б. или В.) перешел в другую бригаду;
е) бригаду разделили на две, бригадирами назначили А. и Б., который взял к себе в бригаду В.
Ответ.
1. На заводе был реализован вариант Б (рабочих Б. и В. перевели в другую бригаду. Бригадиром остался А).
2. Выбор этой альтернативы
-
экономически заводу не
3. В результате мер предпринятых администрацией завода, наладиться структура коллектива, у рабочих появится чувство единого коллектива, ощущение безопасности, защищенности в коллективе. В едином коллективе более правильно разграничиваются функции, задачи и ответственность каждого. Бригадир А. как человек опытный, построит работу коллектива в соответствии и поставленными целями и задачами. Эти факторы обеспечат продуктивную работу бригады.
Задание 8.
Ситуация: В доменном цехе металлургического завода произошла авария. «Но авария не техническая, хотя и не обошлось без таковой, — как сказал директор, — это была авария в человеческих взаимоотношениях». Доменный цех считался на заводе благополучным. Но после назначения нового начальника начались неприятность за неприятностью.
Начальником цеха выдвинули ветерана, проработавшего на заводе более четверти века. Он вырос в цехе. Все его знали как активного и способного работника. Когда его назначили начальником цеха, никто не удивился, но никто и предположить не мог, что он так резко изменит свое поведение. Начальник цеха так возомнил о себе, что перестал считаться с мнениями специалистов. Даже с коллегами, которые пытались дать совет, входил в конфликт и месяцами не разговаривал. Перессорился со всеми, кто был с ним на равных, подчиненных заставил трепетать перед ним. Все затаились, появилось ощущение беды. И она пришла.
«Был крупный перебой с рудой. Наконец, она поступила. Но оказалась не та, что надо. А он сам не глянул, с других не спросил. От предостережений, как всегда, отмахнулся. «Без вас знаю, что делаю!»
Чугун из печи выпустить не смогли. «Козел» выбивали более двадцати суток... Авария стряслась летом, но до конца года из прорыва выйти так и не удалось. С последствиями помогали справляться специалисты из разных городов страны.
Ответ.