Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:50, реферат
Конфликтология – это наука о конфликтах.
Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты.
Введение.
Конфликтология – это наука о конфликтах.
Объектом комплексного изучения конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию интересуют три типа конфликта: внутриличностные, зооконфликты и социальные конфликты.
При всей важности вторых для общего понимания сущности конфликта, центральным объектом журналистской конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - межличностные. Однако социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными, поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.
Конфликты всегда притягивали
к себе внимание человека, однако предметом
научного изучения они стали относительно
недавно. Во многом этому способствовали
изменившиеся экономические и социальные
условия жизни людей, приводящие
к серьезным последствиям в человеческих
отношениях (военные и бытовые
конфликты, вспышки насилия в
этнических столкновениях, разногласия
на работе и т.п.). Все это стимулировало
интерес к конфликту как
Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.
Первые дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к VII—VI вв. до н. э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего — во взаимоотношениях присущих материи положительных (Ян – светлое) и отрицательных (инь – темное) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей. Однако, по мнению Лао-цзы (579 – 499 гг. до н.э.), они «не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого» (см. В.П. Ратников, 2005, С.8). Он же писал: «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну; главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие».
Конфуций утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, прежде всего, неравенство и несхожесть людей: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым» (А.Я. Кибанов и др., 2003, С.9). Нормальному общению, по мнению мыслителя, вредит упрямство, лживость, лесть, стремление к выгоде и т.д. Поэтому полезно строгое отношение к себе и снисходительность к другим, почтительность к старшим и благосклонность к простым и малым. Кроме того, Конфуций считал, что необходимо улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор. Для этого нужно обращаться к лучшим сторонам человеческой души: доброте, справедливости, благожелательности и т.п.
В Древней Греции появляется философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Так, например, Анаксимандр (около 610 — 547 гг. до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» — единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит (конец 6 — нач.5 вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща, и «все происходит через борьбу и по необходимости», — писал он. При этом конфликт представлялся ему важным свойством, непременным условием общественной жизни, так как противоборство, в том числе и война, является «отцом и царем всего сущего».
В то же самое время Платон
(около 428 — 348 гг. до н. э.) рассматривал
войну как величайшее зло. По его
мнению, некогда существовал «золотой
век», когда «люди любили друг друга
и относились друг к другу доброжелательно».
И Платон, и Аристотель полагали,
что человек является по своей
природе общественным существом. Это
общественное начало, заложенное в
человеке, придает ему способность
к взаимопониманию и
Гераклиту также противоречил и Геродот (около 490 — 425 гг. до н.э.). Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира — дети отцов». Философ-материалист Эпикур (341 — 270 гг. до н.э.) так же считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.
Мыслители прошлого пытались
определить критерии «справедливого»
и «несправедливого» насилия. В
частности, Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) выдвинул
тезис о «справедливой и
В Средние века Фома Аквинский (1225 — 1274 гг.), развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т. е. санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «война и насилие являются всегда грехом».
Одну из первых попыток
системного анализа социальных конфликтов
предпринял флорентийский теоретик
и государственный деятель
Эразм Роттердамский (1469 — 1536 гг.) отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает», и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в войны. Они ощущают и видят свое могущество, лишь разрушая согласие в народе, а когда это согласие нарушено, они втягивают и вовлекают народ в войну, чтобы свободнее и легче грабить и истязать несчастных людей. Гуго Граций (1583 — 1645 гг.) допускал возможность войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. А английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626 гг.) в качестве основной причины социальных конфликтов внутри страны выделил бедственное материальное положение народа. Кроме того, он считал, что возникновению конфликтов способствует пренебрежение государями мнением сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также «пасквили и крамольные речи».
Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.) негативно
оценивал человеческую природу, полагая,
что человек по своей естественной
природе является существом эгоистическим,
завистливым и ленивым. Поэтому
он обосновал в «Левиафане»
В эпоху Нового времени были популярны и идеи Жан-Жака Руссо (1712 – 1778 гг.), который, в отличие от Гоббса, утверждал, что человек по своей природе добр, миролюбив и создан для счастья. Раскрывая идею об этапности всемирноисторического процесса, Руссо выдвинул следующий тезис: вначале су-ществовало «естественное состояние», когда люди были свободны и равны, затем развитие цивилизации привело к утрате состояния равенства, свободы
и счастья, и, наконец, заключив «общественный договор», люди вновь могут обрести утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие. Однако, по мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен только под жестким контролем народа, так как «войны министрам нужны и добрую волю они не проявят». Поэтому «дело уже не в увещевании, а в принуждении». При этом важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся в основном на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени, по мнению мыслителя, соответствуют сущности человека.
Адам Смит (1723 – 1790 гг.) изучал
конфликт как многоуровневое социальное
явление. Он считал, что человека в
некоторой степени
Немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) считал, что «состояние мира, между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние ... последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Здесь просматривается связь с идеями
Т. Гоббса, когда он признает естественным состоянием людей «состояние войны», и идеями Ж.-Ж. Руссо об «общественном договоре».
По мнению другого немецкого философа Георга Гегеля (1770 – 1831 гг.), главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанным к труду классом», —
с другой. Будучи сторонником
сильной государственной
Проблема борьбы за существование
являлась одной из основных в учении
Чарльза Дарвина (1809 – 1902 гг.). Главная
идея его книги «Происхождение видов
путем естественного отбора, или
сохранение благоприятствуемых пород
в борьбе за жизнь» работы сформулирована
уже в самом названии – развитие
живой природы осуществляется в
условиях постоянной борьбы за выживание,
что и составляет естественный механизм
отбора наиболее приспособленных видов.
В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина
получили развитие в некоторых социологических
и психологических теориях
Таким образом, с древних времен до наших дней сталкиваются между собой две точки зрения на проблему конфликта. Первая точка зрения восходит
к древнегреческой философии (Аристотель и Платон): конфликт – противоборство, зло; отношения между людьми должны быть бесконфликтными; право и справедливость заложены во всех людях от природы. Другая точка зрения принадлежит Томасу Гоббсу, который полагает, что общество – это «война всех против всех». Он утверждал, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей», но это равенство людей от природы само по себе не есть благо.
Сопоставляя две традиции
в понимании вопроса о
в человеке общественное начало,
его способность к
Противоположная позиция, представленная Гоббсом и его сторонниками, исходит из того, что человек есть некая самость, индивид, для которого другие люди представляют собой среду его обитания, врагов или партнеров, который сам формулирует свои идеи и задачи и стремится к тому, чтобы использовать свои связи и отношения с другими людьми в качестве средств для достижения своих целей.