Лекции по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:33, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по дисциплине "Конфликтологии".

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

     1. Конфликтология: основные положения и  история становления

     Противоречие  есть корень

     всякого движения и 

     жизненности.

     Гегель

Конфликтология (от латинского – conflictus) – столкновение.

    Это столкновение сторон, сил, мнений, интересов  и так далее.

    Конфликт – это разногласие сторон, борьба.

    Конфликты в обществе были всегда, и вражда так же обычна, как и мир, и как  согласие.

     Подходы

  1. Общество базируется на согласии и на сотрудничестве, на общественном порядке, который является выражением первой воли.
  2. Единство и порядок в обществе может опираться только на силу, на принуждение, на господство одних и бесправие других.

В действительности ни одна из этих концепций не отражает реальности.

   Иностранный опыт показал, что с одной стороны, бесконфликтная модель общества – утопия, иллюзия; а с другой стороны – согласие и сотрудничество являются основой поступательного развития.

   Как наука конфликтология выделилась недавно (в 50-60х годах XX века).

   Социалистическое  общество рассматривалось как бесконфликтное.

   В тоталитарном обществе конфликтов практически нет.

   В демократическом обществе, конфликт – образ жизни.

   В определенные моменты времени и  непродолжительные тоталитарные режим  может быть эффективным, он может  обеспечить стабильность. Вечной диктатуры  быть не может.

   В демократическом обществе сложная социальная структура и разрешение конфликтов сводится к поиску компромиссов,  а в основе, лежит высокая правовая культура.

   Конфликтология (по определению философской энциклопедии) – это предельный случай обострения противоречий.

              Конфликтология – это наука о причинах, форме, динамике конфликтов и путях их разрешения, а так же предупреждения.

   В различных сферах есть своя отрасль  конфликтологии. 

   Конфликт  является синтезом знаний, накопленных  психологией, социологией, политологией, экономикой, правоведением, этикой, теорией управления и другими социальными и гуманитарными науками.

   Потребителями конфликтологии, прежде всего, являются те, кто заняты управленческой деятельностью. Большинство руководителей стремятся  либо подавить конфликт, либо не вмешиваться в него. Обе эти позиции ошибочны. В первом случае может быть ситуация, в которой руководитель избавляется от нужных и полезных для организации конфликтов. Во втором случае, он дает возможность развиваться тем конфликтам, которые  вредны для организации.  
 

   1.1. История развития конфликтологии

   Гераклит  (500 лет до нашей эры) писал: «В мире все рождается через вражду и распри. Единственный закон – это война. Война – это отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, другим – людьми. Одних она сделала рабами, других – свободными.» (о позитивной роли борьбы в развитии человечества).

     Эпикур: «Негативные последствия конфликтов вынудят людей жить в мире».

   Маргарет  Тэтчер: «Наличие ядерного оружия сдерживает войну».

   «Существует гармония противоположностей (сотрудничество), солидарность классов, и только благодаря  этому общество живет и развивается,» - Яковлев «Предисловие. Обвал. Послесловие».

   Карл  Маркс: «Крайняя форма социального конфликта – классовая борьба и классовый антогонизм, и в основе его лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями».

   Эразм Роттердамский: « Такое впечатлении, что во время войны, Христос и с той и с другой стороны. Такое ощущение, что Христос воюет сам с собой».

   Томас Мальтус вывел закон народонаселения: численность населения растет в геометрической прогрессии, а средства к существованию в арифметической.

     В основе теории дарвенизма лежит борьба за существование – она и лежит в основе всех конфликтов.

   Зиммель рассматривал конфликты, как процесс зарождения и смены форм культуры.

   Основные  положения, характеризующие теорию Зиммеля, состоят в следующем:

  • Чем сильнее внутригрупповые раздоры и чаще межгрупповые конфликты, тем менее вероятно, что границы между группами должны исчезнуть;
  • Чем сильнее острота конфликта, чем сильнее интегрирована группа, тем больше вероятность деспотичной централизации конфликтных групп;
  • Чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфликтующих групп;
  • Чем сильнее острота конфликта, тем более социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого;
  • Чем чаще конфликты и чем меньше их острота, тем лучше члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами своей судьбы, поддержать интеграцию системы;
  • Чем менее остры конфликты и чем они чаще, тем более вероятно, что будут созданы нормы, регулирующие конфликт;
  • Чем положительнее и менее остры конфликты между группами, тем более вероятно, что они  отрегулируют свое отношение к власти1.

   Парето  одним из главных факторов конфликта считал соперничество элит и борьбу масс с элитой. А классовую борьбу считал только формой борьбы за жизнь.

   И даже при исчезновении  классов конфликты, считал он, должен возникать между разными слоями: между интеллектуалами и неинтеллектуалами; между новаторами и консерваторами и т.д.

   Вебер считал, что любое общество имеет противоречие между эгоизмом и необходимостью подчиняться.

   Людвиг  Гумплович:

  1. Конфликты являются сущностью исторического процесса и фактором прогресса;
  2. Разделение общества на богатых и бедных является вечным как и конфликты, вытекающие отсюда;
  3. Конфликты способствуют единению общества и возникновению более широких объединений.

    Основными идеями, которые сохраняют свою актуальность и в настоящее время является следующее:

    • Конфликт является нормальным социальным явлением, природе самого человека присущи биологические, психологические, социальные и др. факторы, которые неизбежно порождают многочисленные и разнообразные конфликтные ситуации;
    • Конфликт выполняет позитивные функции в процессе общественного развития, обеспечивая общее прогрессивное движение общественной жизни, способствует утверждению общезначимых социальных норм и ценностей;
    • Противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, которое вызывает всевозможные трения, коллизии, конфликты;
    • Существует зависимость между изменениями экономической, политической, духовной сторонами жизни общества и конфликтными ситуациями, возникающими в результате этих изменений2.
 
 
 

     1.2 Методология конфликтологии  как науки

     Предмет конфликтологии –  это объективно существующая или воображаемая проблема, является причиной раздора между сторонами, и каждая сторона заинтересована в разрешении этой  проблемы в свою пользу.

     Многие  конфликты имеют такую сложную  и запутанную предъисторию, что конфликтологи, как археологи, должны осторожно  до этой предъистории добраться.

     Объект  конфликта – это ресурсы и контроль над ними.

     Сам ресурс может быть материальным или  духовным. Власть – вариант контроля над ресурсами. Объект конфликта  – это некий дефицит или  дефицитный ресурс (нефть, колбаса, кресло руководителя и т.д.)

     Наряду  с объектными конфликтами есть и необъектные конфликты (не имеют объекта).

     Например, в одном многоквартирном доме, через стенку, живут скрипач и математик. Каждый занят своим делом, но один мешает другому, на этой почве возникает конфликт.

     Между объектом и предметом конфликтологии, как и любой другой науки, существует не только взаимосвязь, но и определенная дистанция, которая усилиями ученых может постепенно сокращаться, но никогда не может быть полностью преодолена из-за ограниченности возможностей человеческого познания. Тем не менее ученые постоянно стремятся к обеспечению максимально возможного соответствия своих теоретических выводов объективной реальности. Достижение этих целей, как свидетельствует вся история науки, во многом определяется тем инструментарием, исследовательскими методами, которые используются учеными3.

     Субъектом конфликта в зависимости от уровня могут выступать индивиды, группы, классы, общественные политические объединения, государства, международные сообщества и так далее.

     Зачастую, субъекты скрываются за второстепенными участниками конфликта.

     Противоречие, необходимое, но не достаточное условие  конфликта. Соревнование, состязание, конкуренция – это явления  близкие к конфликту, но не обостренные  до степени враждебности.

     Действия  сторон позитивны, они стремятся к успеху. Соревнования – это скорее имитация конфликта. Заканчивается игра, заканчивается конфликт. Все другое – исключение.

     Границы конфликта могут быть во времени, а могут быть в пространстве. Эти границы зачастую неопределенны.

     Пространственные границы могут быть различны (между двумя участниками; между двумя государствами).

     Временные границы –  продолжительность конфликта.

     Если действия, даже агрессивные, только с одной стороны, то конфликта еще нет, но скрытая фаза предшествует развитию конфликта.

     Что касается окончания конфликта, то оно  тоже не однозначно. Конфликт может  быть исчерпан (примирение) или из-за выхода одной или всех сторон из конфликта (смерть), а может быть прекращен в следствии вмешательства  третьих лиц.

     Основная  причина конфликта в организации состоит в неудовлетворенности социальных потребностей человека в группе (низкий статус, мало любви и уважения окружающих, нет условий для самовыражения).

     Человек в группе меняется: чувствительность к шумам снижается до 30%, к боли – на 50%. В 2-3 раза увеличивается концентрация внимания, объем выполнения простых арифметических операций. Конфликт усиливает недостатки личности. 

     Например, при конфликте усиливаются:

  • Эгоизм;
  • Авторитаризм;
  • Неуверенность в себе;
  • Некомпетентность;
  • Самонадеянность;

И др.

      В иерархии человеческих потребностей только низший уровень (физиологический) может  быть удовлетворен вне общества. Все  остальные имеют социальную природу. Следовательно, нахождение человека в  группе всегда конфликтно.

      Это объясняется тем, что:

  1. личность нуждается в других людях для достижения своих целей;
  2. стремится сохранить свободу и независимость, и индивидуальную неповторимость.

      Около 80% производственных конфликтов имеют  социально-производственную природу  и переходят из производственных в межличностные. На конфликты и на переживания в результате в среднем тратится около 15% рабочего времени. 
 

      1.3 Классификация конфликтов

      В зависимости от типа конфликта нужно  выбирать способ его решения.

  1. По способу разрешения
    1. Онтогонические
    2. Компромиссные

         Онтогонические конфликты предполагают разрушение структур всех конфликтующих сторон или отказ всех кроме одной от участия в конфликте (война до победы).

         Компромиссные конфликты подразумевают несколько вариантов разрешения конфликтов за счет изменения целей, сроков, условий и так далее.

  1. По направленности воздействий
    1. Вертикальные
    2. Горизонтальные

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"