Лекции по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:24, курс лекций

Описание работы

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.
Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Работа содержит 1 файл

Конфликтология.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

   1. 

   Основные  вопросы, проблематика, предмет, задачи, цели и методы конфликтологии 

   Конфликтология  – это система знаний о закономерностях  и механизмах возникновения и  развития конфликтов, а также о  принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.  

   Конфликтология  представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление  наиболее эффективных путей их разрешения. 

   Исторически сложилось так, что начало изучения конфликтов в науке связано с  социальными конфликтами. Так, Р. Дарендорф  в 1962 году выдвинул теорию социального  конфликта, получившую название «конфликтная модель общества». Он утверждал, что  наличие конфликтов в социальных процессах естественно и необязательно угрожает системе. Конфликт присущ всем уровням и сферам жизни социальных систем и не может рассматриваться. Ни как девиантное поведение, ни как патология; конфликт не является альтернативой порядку. В связи с этим было предложено выделить три уровня анализа социальных конфликтов: 

   а) Философско-социальный уровень, который предполагает изучение социального конфликта как определенного  этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях; 

   б)  Социологический уровень предполагает изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп; 

   в) Индивидуально-психологический (личностный) уровень предусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

   Предметом конфликтологии являются не сами по себе конфликты, а конфликтное взаимодействие участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.  

   Основными задачами конфликтологии, как науки  являются: 

   1.     Изучение основных прикладных  аспектов конфликтов разного  рода, составляющих предмет специальной конфликтологии; 

   2.     Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям  наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических  моделей и компьютерной техники; 

   3.     Разработка систем контроля и  диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения; 

   4.     Определение предмета и содержания  самого понятия конфликта; 

   5.     Анализ причин, источников и условий  возникновения конфликтов, их влияния  на уровень организации взаимообусловленных  отношений; 

   Для решения  перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы, которые  условно можно разделить на четыре группы: 

   1) Методы  изучения и оценки личности: 

   1.1.         наблюдение;

   1.2.         опрос;

   1.3.         тестирование»; 

   2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах: 

   2.1. наблюдение;

   2.2. опрос;

   2.3. социометрический  метод; 

   3) Методы  диагностики и анализа конфликта: 

   3.1. наблюдение;

   3.2. опрос;

   3.3. анализ  результатов;

   3.4. метод  экспертного интервью; 

   4) Методы  управления конфликтами: 

   4.1. структурный  метод;

   4.2. метод  картографии. 

   Особое  внимание следует уделить определению  места конфилктологии  в системе  наук. 
 

   2. 

   Взаимосвязь предмета конфликтологии с другими  науками 

   Конфликтология  имеет тесную связь с философией, социологией, общей психологией, политологией, историей и экономической теорией, этикой, правоведением. Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах, а именно: 

   1.        Конфликтология опирается на  принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся: 

   1.1.                    Принцип всеобщей связи;

   1.2.                    Принцип детерминизма;

   1.3.                    Принцип развития;

   1.4.                    Принцип системного подхода;

   1.5.                    Принцип социально-деятельностного  контекста;

   1.6.                    Принцип личностного подхода;

   1.7.                    Принцип дополнительности; 

   2.        Конфликтология творчески использует  методы исследования других наук. Наряду с этим можно отметить  и обратное влияние конфликтологии  на смежные науки. Например, изучение  конфликтологических проблем в  сфере межличностных отношений  стимулирует решение многих псиъхологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости. 

   Изученный материал позволяет сделать вывод:

   Конфликтология представляет собой относительно новую, бурно развивающуюся отрасль социальной психологии. Эта самостоятельная наука имеет свой специфический предмет исследования, задачи, методы исследований. Она использует достижения смежных наук и сама влияет на развитие социально-ориентированных исследований. 
 

   СЕМИНАР: 

   1.

   Эволюция (развитие) конфликтологических взглядов от древнейших времен до современности 

   Проанализируем  эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие исторические периоды: 

   1.     Древнейшие времена. Одно из первых упоминаний о конфликте принадлежит китайскому философу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Источником конфликтов он считал социальное неравенство людей.  Отсюда вытекает, что необразованность и невоспитанность простых людей ведет к нарушению человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости и далее  к столкновению интересов, т.е. конфликту. Представители античной философии внесли заметный вклад в изучение конфликтов. Так, Гераклиту (520-460 гг. до н.э.) принадлежит идея о том, что столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития. В связи с этим, он оправдывал войну, как способ разрешения социальных конфликтов. В отличие от него, Платон (427-347 гг. до н.э.) осуждал войну, рассматривая ее как величайшее зло. У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно найти идеи о том, что государство является инструментом примирения людей. Демократ (460-370 гг. до н.э.) в качестве основной причины конфликтов выделял зависть. 

   2. Средние  века. Конфликтологические взгляды ученых того времени носили преимущественно религиозный характер. Так, например, Аврелий Августин (354-430 гг. до н.э) подчеркивал единство человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и не­разделимых сферах. Отсюда следовал вывод о предопределенности конфликтов на почве столкновения религиозных и общечеловеческих представлений. Фома Аквинский (1225-1274) также придерживался взглядов о царстве философского познания и богословия, о человеческом бытии и жизни Бога, о светской и духовной власти. 

   3. Эпоха  Возрождения. Конфликтологические  взгляды этого периода отражали  идею о развитии и величии  человеческого разума, о его роли  в познании окружающего мира. Восприятие человеческих проблем  постепенно освобождалось от власти религиозного сознания. Таких взглядов придерживались Николай Кузанский (1401-1464), Николай Коперник (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527). Последнего считают автором первых научных трудов по конфликтологии. 

   4. Новое  время и эпоха Просвещения.  Эта эпоха характеризовалась  мощным экономическим и культурным  подъемом европейских стран. Такой  подъем создал предпосылки для  перехода к системному подходу  в познании явлений окружающего  мира, в том числе и в исследовании конфлик­тов. Наиболее яркие конфликтологические идеи того времени содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778)Ю Адама Смита (1723-1790). Например, Ф. Бэкон применил системный подход к анализу причин социальных кон­фликтов внутри страны. Т. Гоббс разработал теорию естественного состояния общества, как «войне всех против всех». 

   5. Первая  половина XIX века характеризовалась,  как период расцвета классической  немецкой философии, представители  которой – Иммануил Кант (1724-1804), Георг Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) внесли заметный вклад в теоретическое исследование конфликтов, имеющих социальную природу. В этот период были сформулированы идеи о вечном мире (И. Кант) и о войне, как средстве нравственного очищения (Г. Гегель). 

   6. Вторая  половина XIX века занимает исключительное  место в становлении конфликтологии, как самостоятельной научной  теории. Это обстоятельство обусловлено  возникновением и оформлением  таких отраслей научного знания, как экспериментальная психология, социология, марксистская философия. Поэтому наиболее значительные конфликтологические идеи содержались в трудах Вильгельма Вундта (1832-1920), Огюста Конта (1798-1857), Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Кроме них, необходимо отметить труды Карла Клаузевица (1780-1831), Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) и Зигмунда Фрейда (1856-1939).  В целом, развития конфликтологии в этот период было обусловлено следующими основными факторами:  

   1.     К этому времени в науке  накоплен достаточно большой  объем информации по проблемам  конфликта. Научные знания о  причинах и динамике конфликта  содержались в основных трудах  многих выдающихся мыслителей  прошлых эпох; 

   2.     Этот период характеризовался сильнейшими социальными потрясениями – войнами,  экономическими кризисами, социальными революциями. Внимание общества и науки к исследованию социальных проблем было повышенным; 

   
  1. В этот период возникает ряд новых научных  концепций, которые коренным образом изменили человеческие возможности социального познания.
 

   2.

   Причины возникновения конфликтологии в  начале 20 века (Теоретические и социально-исторические причины) 

   В целом  общий диапазон представлений ученых относительно роли и места конфликта  в динамике жизни общества представляет довольно разнообразное сочетание: одни ученые рассматривают конфликт, как второстепенное явление  в общей структуре развития общества, другие же рас­сматривают развития общества исключительно через конфликт. 

   Рассмотрим основные научные положения, которые привели к возникновению конфликтологии как науки.

   Ранняя  социологическая модель конфликта  исходила из идеи универсальности законов  живой природы, проявляющейся в  аналогии между животным миром и  человеческим сообществом. В рамках этой модели конфликт рассматривается как одна из форм борьбы между людьми. Наиболее законченное описание процессов борьбы и ее роли в животном мире принадлежит Чарльзу Дарвину (1809-1882). Он отстаивал идею естественного отбора, в основе которого лежит борьба за существование, обеспечивающая выживание наиболее приспособленных особей. Теория естественного отбора была разработана Ч. Дарвином совместно с Альфредом Уоллесом (1823-1913).  Главный труд Дарвина назывался «Происхождение видов путем естественного отбора» (1831-1836). Однако, не все ученые разделяли точку зрения на человеческие проблемы, как на аналог борьбы за существование в животном мире. Так, русский философ Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) подчеркивал относительность борьбы за существование и важную роль взаимной помощи в процессе эволюции человека. Австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1910) считал, что «людям от рождения присуща взаимная ненависть», следова­тельно конфликтность является необъемлемой человеческой чертой, а сами конфликты неустранимы из жизни общества. Австрийский социолог Густав Ратценхофер (1842-1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического процесса, причем на первый план он выдвигал различия в интересах людей.  Американский исследователь Уильям Самнер (1840-1910) считал естественный отбор и борьбу за существование неизбежными и универсальными условиями социальной жизни. Коренными причинами конфликтов он считал стремление людей к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами. Американский социолог Альберт Смолл (1854-1926) в основу изучения конфликтов ставил интересы людей, которые он предлагал считать основной единицей социологического анализа. Основным социальным конфликтом в обществе он считает конфликт интересов.

Информация о работе Лекции по "Конфликтологии"