Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:24, курс лекций
Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.
Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
1.
Основные
вопросы, проблематика, предмет, задачи,
цели и методы конфликтологии
Конфликтология
– это система знаний о закономерностях
и механизмах возникновения и
развития конфликтов, а также о
принципах и технологиях
Конфликтология
представляет собой отрасль социальной
психологии, нацеленной на доскональное
исследование психологических особенностей
различных конфликтов и выявление
наиболее эффективных путей их разрешения.
Исторически
сложилось так, что начало изучения
конфликтов в науке связано с
социальными конфликтами. Так, Р. Дарендорф
в 1962 году выдвинул теорию социального
конфликта, получившую название «конфликтная
модель общества». Он утверждал, что
наличие конфликтов в социальных процессах
естественно и необязательно угрожает
системе. Конфликт присущ всем уровням
и сферам жизни социальных систем и не
может рассматриваться. Ни как девиантное
поведение, ни как патология; конфликт
не является альтернативой порядку. В
связи с этим было предложено выделить
три уровня анализа социальных конфликтов:
а) Философско-социальный
уровень, который предполагает изучение
социального конфликта как
б)
Социологический уровень
в) Индивидуально-психологический (личностный) уровень предусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.
Предметом
конфликтологии являются не сами по себе
конфликты, а конфликтное взаимодействие
участников, а также причины и способы
разрешения различных конфликтов.
Основными
задачами конфликтологии, как науки
являются:
1.
Изучение основных прикладных
аспектов конфликтов разного
рода, составляющих предмет специальной
конфликтологии;
2.
Изучение и интеграция
3.
Разработка систем контроля и
диагностики развития конфликтов и вариантов
их разрешения;
4.
Определение предмета и
5.
Анализ причин, источников и условий
возникновения конфликтов, их влияния
на уровень организации
Для решения
перечисленных задач
1) Методы
изучения и оценки личности:
1.1. наблюдение;
1.2. опрос;
1.3.
тестирование»;
2) Методы
изучения и оценки социально-психологических
явлений в группах:
2.1. наблюдение;
2.2. опрос;
2.3. социометрический
метод;
3) Методы
диагностики и анализа
3.1. наблюдение;
3.2. опрос;
3.3. анализ результатов;
3.4. метод
экспертного интервью;
4) Методы
управления конфликтами:
4.1. структурный метод;
4.2. метод
картографии.
Особое
внимание следует уделить определению
места конфилктологии в системе
наук.
2.
Взаимосвязь
предмета конфликтологии с другими
науками
Конфликтология
имеет тесную связь с философией, социологией,
общей психологией, политологией, историей
и экономической теорией, этикой, правоведением.
Связь конфликтологии с другими науками
может быть рассмотрена в двух аспектах,
а именно:
1.
Конфликтология опирается на
принципы познания, выработанные в рамках
философии и других наук, они позволяют
глубже понять предмет конфликтологических
исследований. К таким принципам относятся:
1.1. Принцип всеобщей связи;
1.2. Принцип детерминизма;
1.3. Принцип развития;
1.4. Принцип системного подхода;
1.5.
Принцип социально-
1.6. Принцип личностного подхода;
1.7.
Принцип дополнительности;
2.
Конфликтология творчески
Изученный материал позволяет сделать вывод:
Конфликтология
представляет собой относительно новую,
бурно развивающуюся отрасль социальной
психологии. Эта самостоятельная наука
имеет свой специфический предмет исследования,
задачи, методы исследований. Она использует
достижения смежных наук и сама влияет
на развитие социально-ориентированных
исследований.
СЕМИНАР:
1.
Эволюция
(развитие) конфликтологических взглядов
от древнейших времен до современности
Проанализируем
эволюцию научных воззрений на конфликт,
выделяя следующие исторические
периоды:
1.
Древнейшие времена. Одно из первых упоминаний
о конфликте принадлежит китайскому философу
Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Источником конфликтов
он считал социальное неравенство людей.
Отсюда вытекает, что необразованность
и невоспитанность простых людей ведет
к нарушению человеческих взаимоотношений,
к нарушению справедливости и далее
к столкновению интересов, т.е. конфликту.
Представители античной философии внесли
заметный вклад в изучение конфликтов.
Так, Гераклиту (520-460 гг. до н.э.) принадлежит
идея о том, что столкновение и единство
противоположностей является всеобщим
и универсальным способом развития. В
связи с этим, он оправдывал войну, как
способ разрешения социальных конфликтов.
В отличие от него, Платон (427-347 гг. до н.э.)
осуждал войну, рассматривая ее как величайшее
зло. У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно
найти идеи о том, что государство является
инструментом примирения людей. Демократ
(460-370 гг. до н.э.) в качестве основной причины
конфликтов выделял зависть.
2. Средние
века. Конфликтологические взгляды ученых
того времени носили преимущественно
религиозный характер. Так, например, Аврелий
Августин (354-430 гг. до н.э) подчеркивал единство
человеческой и божественной истории,
протекающей одновременно в противоположных
и неразделимых сферах. Отсюда следовал
вывод о предопределенности конфликтов
на почве столкновения религиозных и общечеловеческих
представлений. Фома Аквинский (1225-1274)
также придерживался взглядов о царстве
философского познания и богословия, о
человеческом бытии и жизни Бога, о светской
и духовной власти.
3. Эпоха
Возрождения.
4. Новое
время и эпоха Просвещения.
Эта эпоха характеризовалась
мощным экономическим и
5. Первая
половина XIX века характеризовалась,
как период расцвета
6. Вторая
половина XIX века занимает исключительное
место в становлении
1.
К этому времени в науке
накоплен достаточно большой
объем информации по проблемам
конфликта. Научные знания о
причинах и динамике конфликта
содержались в основных трудах
многих выдающихся мыслителей
прошлых эпох;
2.
Этот период характеризовался сильнейшими
социальными потрясениями – войнами,
экономическими кризисами, социальными
революциями. Внимание общества и науки
к исследованию социальных проблем было
повышенным;
2.
Причины
возникновения конфликтологии в
начале 20 века (Теоретические и социально-
В целом
общий диапазон представлений ученых
относительно роли и места конфликта
в динамике жизни общества представляет
довольно разнообразное сочетание: одни
ученые рассматривают конфликт, как второстепенное
явление в общей структуре развития
общества, другие же рассматривают развития
общества исключительно через конфликт.
Рассмотрим основные научные положения, которые привели к возникновению конфликтологии как науки.
Ранняя социологическая модель конфликта исходила из идеи универсальности законов живой природы, проявляющейся в аналогии между животным миром и человеческим сообществом. В рамках этой модели конфликт рассматривается как одна из форм борьбы между людьми. Наиболее законченное описание процессов борьбы и ее роли в животном мире принадлежит Чарльзу Дарвину (1809-1882). Он отстаивал идею естественного отбора, в основе которого лежит борьба за существование, обеспечивающая выживание наиболее приспособленных особей. Теория естественного отбора была разработана Ч. Дарвином совместно с Альфредом Уоллесом (1823-1913). Главный труд Дарвина назывался «Происхождение видов путем естественного отбора» (1831-1836). Однако, не все ученые разделяли точку зрения на человеческие проблемы, как на аналог борьбы за существование в животном мире. Так, русский философ Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) подчеркивал относительность борьбы за существование и важную роль взаимной помощи в процессе эволюции человека. Австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1910) считал, что «людям от рождения присуща взаимная ненависть», следовательно конфликтность является необъемлемой человеческой чертой, а сами конфликты неустранимы из жизни общества. Австрийский социолог Густав Ратценхофер (1842-1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического процесса, причем на первый план он выдвигал различия в интересах людей. Американский исследователь Уильям Самнер (1840-1910) считал естественный отбор и борьбу за существование неизбежными и универсальными условиями социальной жизни. Коренными причинами конфликтов он считал стремление людей к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами. Американский социолог Альберт Смолл (1854-1926) в основу изучения конфликтов ставил интересы людей, которые он предлагал считать основной единицей социологического анализа. Основным социальным конфликтом в обществе он считает конфликт интересов.