Конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:03, курс лекций

Описание работы

На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в по-добной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наи-лучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1 ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ 5
1. Что изучает конфликтология. Природа конфликта 5
2. Понятие конфликта, его типология и функции 8
Вопросы и задания для самоконтроля 10
ЧАСТЬ 2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 11
1. Проявления внутриличностного конфликта 11
2. Причины внутриличностных конфликтов: подходы и интерпретации 12
3. Разрешение внутриличностных конфликтов 16
Вопросы и задания для самоконтроля 16
ЧАСТЬ 3 МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ 17
1. Характеристика межличностных конфликтов 17
2. Структура и динамика конфликта 18
3. Поведение в конфликте 23
4. Конфликтные личности 25
5. Сферы межличностных конфликтов. Семейные и деловые конфликты 28
6. Причины межличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт. Причинные факторы конфликта 30
7. Конфликты в группе и между группами 34
8. Конфликт в организации: источники и проявления 37
Вопросы и задания для самоконтроля 39
ЧАСТЬ 4 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 39
1. Управление конфликтами 39
2. Формы завершения конфликта 41
3. Переговоры 44
4. Медиация как форма разрешения конфликта 47
Вопросы и задания для самоконтроля 49
ЧАСТЬ 5 СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ 49
1. Понятие социального конфликта 49
2. Социально - экономические конфликты 50
3. Политические конфликты 52
4. Национально - этнические конфликты 54
Вопросы и задания для самоконтроля 56
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 56
1. Общая теория конфликта 56
2. Внутриличностный конфликт 59
3. Межличностный конфликт 63
4. Разрешение конфликтов 71
5. Социальные конфликты 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Работа содержит 1 файл

конфликтология.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

оглавление

ВВЕДЕНИЕ

    На  протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с разного рода конфликтами. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в подобной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.

    Человечество  накопило огромный опыт и развязывания, и разрешения конфликтов. В ХХ в. на фоне общего роста гуманитарных наук сформировалась конфликтология – особая область знаний о конфликтах и способах их урегулирования, которая обобщает и развивает этот опыт.

    Задачи  конфликтологии не только познавательно-теоретические (изучение структуры, механизма, динамики, причин и других составляющих конфликта), но и утилитарно-практические: помочь людям понять, что же делать с конфликтами. В простейших случаях человек может сориентироваться и без специальных знаний, но если ситуация сложна, в ней задействовано множество людей со своими интересами, то становится необходимым владение приемами урегулирования конфликтов, а то и привлечение специалиста-конфликтолога.

    Изучение  конфликтологии дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели. Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров можно добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником.

    Структура курса построена таким образом, чтобы перейти от внутриличностных конфликтов, которые имеют место в душе одного человека, к социальным конфликтам, в которых задействованы большие массы людей, через изучение конфликтов со все более расширяющимся составом участников.

    В первой части рассматриваются общие  представления о конфликте и  науке, которая их изучает.

    Во  второй части рассматриваются внутриличностные конфликты. Такого рода конфликты целесообразно рассмотреть прежде всех остальных видов конфликтов, поскольку именно человек со своими проблемами является действующим лицом в любой конфликтной ситуации. Более того, люди, имеющие внутренние проблемы, склонны выносить их вовне, провоцировать конфликты или быть их активными участниками.

    В третьей части представлен анализ межличностных и групповых конфликтов, которые в наибольшей степени затрагивают людей эмоционально, поскольку происходят в сфере непосредственного общения.

    В четвертой части представлены различные  варианты исхода межличностных и групповых конфликтов, а также методы их конструктивного разрешения.

    В пятой части рассматриваются  конфликты между большими социальными группами, которые для большинства людей являются фоновыми по отношению к их повседневной жизни. Чаще всего такие конфликты не затрагивают личных интересов и имеют значение постольку, поскольку люди идентифицируют себя с определенными социальными группами. Способы их разрешения не приводятся, поскольку не имеют практического значения для отдельного человека.

Часть
Предмет конфликтологии

1. Что изучает конфликтология. Природа конфликта

    Понимание конфликта зависит от общих мировоззренческих  установок и связано с пониманием природы самого человека. С древних времен существует две точки зрения на этот вопрос. Первая восходит к Аристотелю, который, размышляя о соотношении общества и индивида, отдает явное предпочтение обществу. Человек – часть более широкого целого, и без него утрачивает свой смысл и сущность. Такой взгляд в науках о человеке преобладал довольно долго. К решению этого вопроса в пользу человека впервые пришел английский философ Т. Гоббс в XVII веке. Он полагал, что естественное состояние общества – «война всех против всех». Природа создала людей равными, и это порождает равенство надежд и возможностей, люди добиваются одного и становятся врагами. Государство существует для защиты людей друг от друга не по природе, а в силу общественного договора.

    В зависимости от позиции наблюдается  и разный подход к пониманию конфликта:

  • конфликт обусловлен неправильным общественным устройством (неправильное распределение благ, отсутствие меры и справедливости), следовательно, построение совершенного общества приведет к исчезновению конфликтов;
  • конфликт обусловлен самой природой человека и естественным равенством людей, а значит – неизбежен.

    Этот  спор остается актуальным и в наши дни. Европейская традиция либерализма  придает большое значение свободному рациональному выбору человека, обладающего  свободой воли, самостоятельно строящего  свою судьбу, отвечающего за свои неудачи и достижения, добивающегося своих целей. Либерализм – основание активного отношения к жизни.

    Противоположная точка зрения ориентирована на внешние  обстоятельства. Чтобы жизнь стала богаче, лучше и интереснее, нужно сделать общество более справедливым. На практике это приводит к подавлению личной свободы и ответственности, к формированию иждивенческой психологической установки.

    Человек не может выжить без общества, но, становясь взрослым и самостоятельным, он осознает и свою зависимость от общества, и противоположность своих интересов во многих важных для него вопросах. Интересы людей изменчивы и подвижны, постоянно возникают отношения конкуренции, несовместимости позиций, а значит, конфликт должен быть понят как частный случай социального взаимодействия.

    Попытки создать бесконфликтное общество, в  котором не должно существовать конфликтов, постоянно повторялись в истории, но все они потерпели неудачу. Когда наличие конфликта отрицается, у людей нет возможности научиться управлять им и достойно из него выходить. Они либо до конца отстаивают свою точку зрения, либо загоняют конфликт вглубь, где он вызывает тяжелые переживания и исподволь разрушает отношения. Оба эти варианта малоэффективны. И на самом деле социальные системы отличаются не наличием или отсутствием конфликтов, а тем, как они умеют с ними справляться. Очень важно, чтобы люди ориентировались не только на достижение своих целей, но и на сохранение отношений.

    Человечество  на протяжении последних веков особенно активно искало средства управления конфликтами. В различных обществах сложились свои традиции их разрешения.

    Начиная с XVII в., века жизнь в Европе была довольно бурной. Во второй половине XIX в. широко распостранился и стал довольно влиятельным марксизм с его теорией классовой борьбы как главной формы конфликта. Благодаря этому европейское общество к сегодняшнему дню накопило большой опыт примирения конфликтующих сторон и выработало культуру компромисса как основу европейской политики.

    В США XIX в. – век индивидуализма и  конкуренции – дал тип личности, ориентированной на себя. Соединенные Штаты более децентрализованы, чем Европа. Местные власти, а также фирмы, компании пользуются большим влиянием. Развитие бизнеса учило учитывать интересы других людей, а экономическая депрессия побудила к экспериментам в области организации производства, в результате которых возникла новая теория человеческих отношений, отвергающая догматический марксизм. Признание человека личностью, а не функцией производства привело к изменению социально-психологического климата и взятию курса на профилактику конфликта. Поскольку каждый имеет право отстаивать свои интересы, но обострение наносит ущерб всем сторонам, то лучший выход – открытый переговорный процесс, в котором противники становятся партнерами и сотрудничают. 

    В России XIX в. основной конфликт не классовый, а общедемократический – между произволом монархии и гражданскими правами населения, и в отношении к нему характерен максимализм. В русской религиозной философии принцип соборности являлся одним из важнейших, и он утверждал, что человек – часть целого и конфликт является ересью, преследуется и наказывается. Революционная доктрина поощряла конфликт (революция – локомотив истории). Для российского национального сознания не характерна терпимость к инакомыслию, идеалы духовности требовали самопожертвования, а не примирения. В советской России утвердился догматический марксизм, для которого человек – материал истории, винтик механизма. Конфликты на более низких уровнях, чем классовая борьба, не имели самостоятельного значения и были невозможны в справедливо организованном обществе. Таким образом, в России наиболее распространенными формами борьбы с конфликтами стали насилие и отрицание, замалчивание. Это объясняет, почему широко распространившиеся сейчас западные (главным образом – американские) методики разрешения конфликтов не очень хорошо приживаются на нашей почве.

    Итак, в XX в. накопившиеся знания о конфликтах потребовали выделения их в отдельную область. Сначала наука о конфликтах развивается в рамках социологии, в контексте крупномасштабных социологических теорий. Постепенно изучение конфликта стало принимать практическую направленность: поиск способов и средств профилактики и урегулирования конфликтов, и в разработку этой проблемы активно включились психологи.

    Социология  конфликта ориентирована на рассмотрение социальных конфликтов в контексте  теоретического анализа общественных отношений.

    Психология  конфликта ориентирована на анализ межличностных и внутриличностных противоречий и связана с нахождением  психологических средств и способов разрешения конфликтов.

    Конфликтология  объединяет в себе оба эти подхода, являясь особой областью знаний о  конфликтах и способах их урегулирования. Это прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической деятельности по урегулированию конфликтов.

    Конфликтология  пользуется данными, теоретическими моделями, методами других наук, особенно тесно связана с социологией и психологией. Другие науки – история, культурология, правоведение, педагогика, политология – дают материал и служат полем приложения для ее концепций.

    Традиционно область интересов конфликтологии образуют следующие проблемы:

    – сущность социального конфликта;

    – классификация  конфликтов;

    – эволюция конфликтов;

    – генезис  конфликтов;

    – структура  конфликта;

    – функции конфликта;

    – информация в конфликте;

    – динамика конфликта;

    – диагностика  конфликта;

    – предупреждение конфликта;

    – завершение конфликта.

    Разные  исследователи, давая свои определения  конфликта, все же улавливают его сущность сходным образом, поэтому ставят одни и те же вопросы и решают их примерно одинаково.

2. Понятие конфликта,  его типология  и функции

    Причины конфликтов различны, поэтому сами конфликты выглядят по-разному. Но мы можем выделить общее в них.

  1. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, которое нарушает взаимодействие людей.
  2. В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы и представления, это приводит к яркой эмоциональной окраске столкновения, которая часто препятствует поиску разумного выхода.
  3. В конфликте происходит взаимодействие, стороны все время предпринимают какие-то действия, чтобы добиться своих целей. Выбираемые ими стратегии влияют на исход конфликта.

    Конфликты охватывают все сферы жизни людей, всю совокупность общественных отношений.

    В основе конфликта лежит противоречие, но не всякое противоречие перерастает в конфликт, а только то, причиной которого являются несовместимые интересы, потребности, ценности. Интенсивность конфликта показывает вкладываемую в него энергию и вместе с тем его социальную значимость. Форма столкновения (степень насильственности) зависит от множества факторов, в том числе – от целей, преследуемых субъектами.

    Итак, мы можем дать следующее определение  конфликта.

    КОНФЛИКТ  – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы, ценности.

Информация о работе Конфликтология