Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать понятие и сущность коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- определить сущность и задачи коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов;
- дать организационно-экономическую характеристику района и объемов деятельности организации
- на практическом примере проанализировать состояние коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов на примере предприятия;
- разработать пути повышения эффективности формирования товарных ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов 6
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарных ресурсов 11
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
3. СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ХОЙНИКСКОГО РАЙПО) 24
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЙНИКСКОМ РАЙПО 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 59

Работа содержит 1 файл

Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов по материалам Хойниского райпо окноч. вариант.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

       Относительные показатели: уровень обеспеченности товарными запасами, время товарного  обращения, скорость обращения.

       Уровень обеспеченности товарными запасами (Ут.з) рассчитывается по формуле: Утз = ТЗ/РТОодн. , где ТЗ – товарные запасы на определенную дату, млн.руб.; РТОодн - планируемый однодневный товарооборот, млн.руб.

       Запас, выраженный в днях, показывает обеспеченность Хойникское райпо товарами на определенную дату. Запас товара в днях на квартальную или годовую дату определяют путем деления суммы товарного запаса на однодневный плановый оборот следующего за отчетным периода.

       Товарные  запасы в днях рассчитывают в розничной  торговле к розничному товарообороту.

       Основной  задачей анализа является выявление  резервов для ускорения оборачиваемости  товаров при одновременном обеспечении  высокого качества обслуживания населения.

       В ходе анализа товарных ресурсов необходимо установить:

  • экономическую обоснованность действующих нормативов товарных запасов;
  • соответствие фактических запасов и их оборачиваемости нормативам;
  • влияние факторов на отклонение товарных запасов от плана и предшествующего периода;

       Для расчета влияния объема товарооборота  необходимо рассчитать скорректированный показатель (оборачиваемость при плановом среднем остатке товарных запасов и фактическом товарообороте). Разница между скорректированным показателем оборачиваемости и плановым отразит влияние объема товарооборота на оборачиваемость товаров.

       Разница между фактической оборачиваемостью и скорректированной отразит влияние на оборачиваемость среднего остатка товарных запасов (см. таблицу 3.5).

Таблица 3.5 -  Влияние объема товарооборота и средних остатков товарных запасов на их оборачиваемость за 1 кв.2010 года

Розничный товарооборот, млн.руб. Средний товарный запас Оборачиваемость, дней Оборачиваемость при фактическом товарообороте  и плановых товарных запасах, дн. Отклонение  за счет изменения (+,-)
план факт план факт план факт Товарооборота Средних запасов
700 725,9 300 254,9 38 32 37 -1 -5
 
 
 
 
 
 
 

          Товарооборачиваемость при фактическом товарообороте и плановых товарных запасах: 300÷(725,9÷90) = 37 дн. Влияние изменения объема товарооборота на оборачиваемость товаров: 37-38= -1 дн. Влияние изменения среднего остатка товаров на их оборачиваемость: 32-37= -5 дн.

     Таким образом, ускорение оборачиваемости явилось результатом перевыполнения плана товарооборота (-1 дн.); роста средних запасов (-5 дн.)

     Анализ  товарных запасов следует проводить  не только по укрупненным группам, но и внутри товарных групп, что позволит выявить причины затоваривания или недостатка товаров. В их числе может быть: завоз товаров без учета спроса, наличие неходовых и залежалых товаров, неправильное распределения товаров между торговыми организациями.

     Динамику  объема и структуры товарных запасов  необходимо сопоставить с динамикой  роста товарооборота, как в общем объеме, так и по товарным группам. Опережение темпа роста товарооборота по сравнению с темпом роста товарных запасов ведет к ускорению их оборачиваемости. Такая тенденция будет положительной при условии бесперебойной торговли Хойникского райпо и полном удовлетворении спроса обслуживаемого населения.

     Для того, чтобы райпо закупало продукцию, поставщики предоставляют прайсы. Стоит отметить, что прайсы новой продукции Хойникское райпо вывешивают в торговом зале для знакомства посетителей с новой продукцией. Также в каждом магазине вывешен ассортиментный перечень.

       По результатам анализа товарных  запасов разрабатываются конкретные мероприятия по оптимизации их размера, в том числе: своевременная и качественная уценка товаров, перераспределение между магазинами Хойникского райпо, развитие активных форм продажи, реализация избытка через оптовые ярмарки и т.д.

     Анализ  товарных запасов проводится на основе месячных, квартальных и годовых бухгалтерских и статистический отчетов, данных текущего бухгалтерского учета и инвентаризаций. Анализ товарных запасов проводят в целом по Хойникскому райпо, а также отдельно по торговым точкам.

     Товарооборот - количественный показатель, характеризующий  объем продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.

     Анализ товарооборота предприятия торговли позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов - основа планирования объема реализации товаров торговым предприятием.

     Автором проведено исследование на основании  данных Хойникское райпо. Данные исследования оформлены в аналитические таблицы 3.6 – 3.7 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3.6 - Динамика розничного товарооборота Хойникское райпо за год и по кварталам за отчетный год

Период (квар

тал) 

Прошлый год (2009), млн.руб 
Отчетный  год 2010 Индекс цен на товары, % 
Товарооборот  в

сопостав.

ценах

Фактическое выполнение, млн.руб Отклонение от прошлого года, млн руб Темп роста  в действующих ценах, % млн. руб. Темп изменения, %
1 5541 6385 +844 115,2 106,21 6012 108,4
2 7035 7559 +524 107,4 106,79 7078 100,6
3 7399 8689 +1290 117,4 108,65 7997 108,1
4 6355 8534 +2179 134,3 111,39 7661 120,6
Год 26330 31167 +4837 118,4 108,39 28754 109,2

    Торговые предприятия обязаны обеспечивать население разными товарами. Поэтому, анализируя динамику розничного товарооборота, необходимо выяснить, как он изменился по товарным группам и отдельным товарам, как соблюдается установленный ассортиментный перечень, как удовлетворяется спрос на отдельные товары, как изменилась структура товарооборота в динамике.

     В таблице 3.7 отражены фактические данные за 2009 и 2010гг. по реализации наиболее важных групп товаров.

Таблица 3.7 Анализ динамики товарных групп розничного товарооборота

Товарные  группы Розничный

товарооборот

за 2009г.

Розничный товарооборот за 2010г. Индекс  цен, % Динамика  ТО
 
 
сумма, млн. руб.
 
уд. вес, % 
 
сумма, млн. руб.
 
уд. вес, % 
 
в действующих ценах
в сопоставимых ценах
Все товары 26330 100 31167 100 107,86 118,4 109,8
в т.ч. отечественные товары 24167 91,79 28981 92,99 107,86 119,9 111,2
          зарубежные товары 2163 8,21 2186 7,01 107,86 101,1 93,7

     Динамика  развития структуры продажи товаров  позволила выявить структурные  сдвиги, переключение покупок с одного вида товаров на другие. На предприятии  постоянно изучается неудовлетворенный  спрос покупателей, и принимаются  меры по расширению ассортимента товаров. Основным фактором роста объемов товарооборота является обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и правильность их распределения. Поэтому анализ должен показать, насколько эффективно использованы товарные ресурсы, как они содействовали росту розничного товарообороту и улучшению торгового обслуживания населения. Объем товарооборота зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов на начало и конец отчетного периода. На его размер оказывает влияние и прочее выбытие товаров (уценка, естественная убыль, бой, лом, порча товаров и т.д.). Эта зависимость может быть выражена следующей формулой:

(3.1)

где Р - розничный товарооборот; Он - остатки товаров на начало отчетного периода; П - поступление товаров; В - прочее выбытие товаров; Ок - остатки товаров на конец отчетного периода. Используя указанную формулу, измерим влияние каждого фактора на объем розничного товарооборота. Для этого составим таблицу 3.8 «Расчет влияния на объем розничного  товарооборота Хойникского райпо показателей обеспеченности товарными ресурсами».

Таблица 3.8 Расчет влияния на объем розничного  товарооборота Хойникского райпо показателей обеспеченности товарными ресурсами, млн. руб.

Фактор Прошлый

год

2009

Отчетный

год

2010

Изменение

+/-

Размер влияния  на товарооборот
Запасы  на начало года 3644 3842 +198 +198
Поступление 36167 43164 +6997 +6997
Запасы  на конец года 3842 4399 +557 -557
Прочее  выбытие 9639 11440 +1801 -1801
Товарооборот 26330 31167 +4837 +4837
 

     На  динамику изменения розничного товарооборота Хойникского райпо по сравнению с 2009 годом положительное влияние оказали увеличение объема поступления товаров (+6997 млн.руб.), увеличение товарных остатков на начало года (+198 млн. руб.) и отрицательное - рост прочего выбытия товаров 1801 млн.руб.) и рост остатков товаров на конец года (-557 млн.руб.). Успешное развитие розничного товарооборота, обеспечение широкого выбора товаров и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей невозможны без наличия определенных запасов товаров в торговой сети. Анализ состояния текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических размеров с установленными нормативами. Изучение их проводится не только по сумме, но и в днях.

Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов