Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать понятие и сущность коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- определить сущность и задачи коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов;
- дать организационно-экономическую характеристику района и объемов деятельности организации
- на практическом примере проанализировать состояние коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов на примере предприятия;
- разработать пути повышения эффективности формирования товарных ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов 6
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарных ресурсов 11
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
3. СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ХОЙНИКСКОГО РАЙПО) 24
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЙНИКСКОМ РАЙПО 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 59

Работа содержит 1 файл

Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов по материалам Хойниского райпо окноч. вариант.doc

— 461.50 Кб (Скачать)
  • производство потребительских товаров кооперативной промышленностью;
  • производство собственной продукции в общественном питании;
  • объем закупок сельскохозяйственных продуктов (заготовительный оборот без стоимости животноводческого и вторичного сырья);
  • объем производства сельскохозяйственной продукции в подсобных хозяйствах системы;
  • продажа товаров на комиссионной основе и оборот по скупке товаров у населения.

     Особенности процесса формирования товарных ресурсов в организациях потребительской кооперации обусловлены многоотраслевым характером ее деятельности, наличием внутрисистемных источников поступления товаров.  От уровня развития отраслей деятельности потребительской кооперации, их интеграции зависит степень удовлетворения потребностей обслуживаемого населения в товарах высокого качества. Однако в настоящее время охват денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров, в розничных торговых предприятиях потребительской кооперации невысок.  Сложившаяся ситуация дает основания сделать вывод о недостаточно высоком уровне формирования собственных товарных ресурсов в потребительской кооперации, что обусловливает необходимость поиска путей совершенствования формирования товарных ресурсов из внесистемных источников.

     Кроме того, формирование собственных товарных ресурсов выступает одним из основных резервов повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации. В связи с этим возникает необходимость исследования процесса формирования собственных товарных ресурсов организациями потребительской кооперации, разработки инструментария оценки и рекомендаций по организации и повышению эффективности их формирования на основе производства конкурентоспособной продукции.

     Известны  различные источники образования  товарных ресурсов. Основным источником формирования товарных ресурсов в целом  по стране является производство, поэтому изменения, происходящие в производстве товаров, определяют характер тенденций в составе товарных ресурсов и элементов системы товарного обеспечения. Дефицит, рожденный в сфере товарного производства, автоматически переносится в сферу товарного предложения. Отсутствие в сфере товарного предложения необходимых товаров порождает необходимость вынужденной замены товаров, как правило, не в сторону более качественных. Вышеуказанное обстоятельство способствует тому, что происходит адаптация структуры товарооборота к структуре имеющихся товарных ресурсов. Очевидна привязка реализации по товарным группам к имеющимся товарным ресурсам[8, c.22].

     Развитие  производства товаров народного  потребления промышленностью и  сельским хозяйством, являясь материальной основой осуществления товарооборота и удовлетворения спроса членов общества, служит источником образования преобладающей части товарных ресурсов. Вместе с тем, формирование товарных ресурсов является весьма сложным процессом, отражающим различные стороны производства (развитие экономики государства) и осуществления многосторонних хозяйственно-экономических связей между производителями и потребителями товаров.

     Формирование  товарных ресурсов и управление им является важной задачей коммерческой деятельности в розничной торговле.

     Управление  товарными ресурсами — комплексная  система, затрагивающая не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все эти слагаемые следует рассматривать в совокупности, так как они формируют "образ" товара[1, c.95].

     Задача  торгового предприятия состоит  в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а обеспечить комплексное  удовлетворение его потребности. Таким образом, в коммерческой работе при формировании товарных ресурсов товар должен рассматриваться не как отдельный продукт, обладающий даже самыми высокими потребительскими свойствами, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наилучшее удовлетворение покупательской потребности. Осуществлено это должно быть с наибольшей совокупной эффективностью для потребителя, складывающейся из преимуществ, как в момент продажи, так и в процессе потребления (эксплуатации).

     К слагаемым, обеспечивающим комплексный подход к предложению товара в розничной торговле, относятся сам товар, сервис, сопутствующие товары и услуги.

  В заключение следует отметить, что, с  целью увеличения объемов товарных ресурсов для внутреннего рынка  и поддержания отечественных  товаропроизводителей в последние  годы формирование товарных ресурсов осуществляется по следующим направлениям:

  • путем государственного регулирования (государственный заказ, квоты и фонды);
  • на основе свободного закупа, т. е. по свободному волеизъявлению сторон.

  Государственное регулирование формирования ресурсов определено по двум уровням:

  • республиканский (ресурсы формируются Минторгом);
  • областной (ресурсы формируются областными управлениями потребительского рынка).

  Необходимость централизованного распределения  отдельных видов товарных ресурсов обусловлена сложившейся экономической  ситуацией в республике, характеризующейся наличием крупных предприятий-монополистов и слабой конкуренцией в сфере производства. Это одна из мер по защите рынка отечественных товаропроизводителей и потребителей в одинаковой степени. 

1.2 Факторы, влияющие на формирование товарных ресурсов 

     Научное обоснование формирования товарных ресурсов должно опираться на ряд  объективно действующих факторов. Знание и использование их обеспечивает наиболее успешное формирование ассортимента, который будет в наибольшей степени соответствовать поставленным целям. Формирование ассортимента магазинов осуществляется на плановой основе. Главной целью формирования ассортимента является наиболее полное удовлетворение покупательского спроса. Поэтому одним из важнейших факторов формирования оптимального ассортимента является спрос. На потребительские товары предъявляется четко сформулированный спрос, т.е. спрос на конкретный товар с определенными потребительскими свойствами, при отсутствии которого не происходит взаимозаменяемости. Альтернативный спрос — спрос, формирующийся на основе сопоставления имеющихся товаров, допускающий широкую взаимозаменяемость. Изучается спрос в розничной торговле путем анализа данных статистической отчетности о динамике и структуре товарооборота, товарных запасов в журналах учета неудовлетворенного спроса, путем опросов и др [8, c.125].

     При отсутствии в продаже нужного  товара покупатель не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой с аналогичными потребительскими свойствами. Особенно это проявляется внутри группы товаров (мясо, рыба, одежда, обувь), хотя существует и межгрупповая взаимозаменяемость (мясо-рыба, одежда-трикотаж).

     Импульсный  спрос — когда потребность в покупке отдельных товаров заранее не возникала, а проявилась под влиянием предложения. Массовый спрос на конкретные товары вызывает необходимость постоянного их наличия в магазине.

     Альтернативный  и импульсный спрос способствует расширению ассортимента, его обновлению, более полному удовлетворению спроса покупателей и росту продажи товаров, анализ материалов изучения спроса — правильному формированию ассортимента. При этом ведущая роль отводится комплексности спроса на отдельные продукты питания, требующей постоянного наличия товаров в широком ассортименте. Так, увеличение продажи ягод, фруктов вызывает увеличение спроса на сахарный песок; увеличение продажи фотоаппаратов вызывает увеличение продажи фотопленки; наличие маленького ребенка определяет необходимость приобретения различных продуктов детского питания в одном месте. Формирование спроса без учета этих факторов может привести к сокращению товарооборота, увеличению издержек потребления, снижению культуры торговли.

     Формируя  ассортимент товаров, следует учесть и такой фактор, как сезонность спроса. Так, летом увеличивается спрос на прохладительные напитки, мороженое, летнюю одежду, обувь и другие, а зимой — на жиры, мясо, теплую одежду, трикотаж и т.д.

     На  формирование товарных ресурсов влияет и сезонность в предложении, связанная с сезонностью производства овощей, фруктов и других сельхозпродуктов.

     Спрос населения на товары - явление крайне динамичное, часто переключающееся  с одних товаров на другие, что  требует обновления ассортимента товаров. В силу этого торговый ассортимент должен содержать в себе переменные величины, отвечающие постоянно меняющемуся спросу. Но в то же время торговый ассортимент должен иметь и постоянные величины, включающие товары повседневного спроса, что гарантирует наличие в магазинах устойчивого ассортимента.

     Проблема  сочетания постоянных и переменных величин в торговом ассортименте решается при его формировании путем правильного использования классификации товаров. Товарные группы, подгруппы и виды товаров, которые включаются в ассортимент конкретного магазина, составляют постоянные величины, т.е. остаются в нем длительное время, а разновидности являются переменными. Они дают простор для удовлетворения текущих изменений в спросе. Кроме того, некоторые разновидности могут сниматься с производства и заменяться другими, но это не требует изменения ассортиментного документа. Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазине тесно связано с особенностями спроса, базируется на его основе и преследует цель не только наиболее полно удовлетворить предъявленный спрос, но и оказать обратное активное воздействие на него, управлять им в интересах каждого покупателя и общества в целом.

     Важным  фактором формирования товарных ресурсов выступает производство. Без развития производства нельзя сформировать и обеспечить устойчивость торгового ассортимента. Изучение источников промышленного и сельскохозяйственного производства дает реальную основу для включения тех или иных товаров в формируемый ассортимент. Совершенно необходимо, чтобы производственная основа оставалась в торговом ассортименте постоянно, была незыблемой. Только производство в состоянии обновлять и расширять свой ассортимент, предлагать новые изделия, создавать реальную основу для оптимальной широты торгового ассортимента. Поэтому торговля при формировании ассортимента должна ориентироваться на конкретное промышленное и сельскохозяйственное производство, его реальный объем выпуска, возможности увеличения производства в ближайшие годы (с учетом существующего и прогнозируемого спроса).

     Формирование  товарных ресурсов определяют социально-экономические факторы.

     Ассортимент магазина должен быть сформирован так, чтобы обеспечить экономию издержек потребления. Это достигается за счет правильного сочетания и  распределения товаров с различной  частотой спроса (постоянного, периодического, редкого). При формировании торгового ассортимента должно быть учтено, что товары повседневного спроса следует рассредоточить, максимально приблизить к покупателю, а периодического и редкого — сконцентрировать в специализированных и универсальных магазинах. При формировании торгового ассортимента необходимо учитывать и такие факторы, как праздники, национальные традиции, культурно-бытовые условия жизни и др. Эти факторы по ряду товаров приводят не только к увеличению объема спроса, но и к структурным его изменениям. Формирование ассортимента магазина должно идти не только с учетом спроса покупателей, но и с учетом обеспечения его рентабельности. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте магазина товаров различной издержкоемкости и приносящих неодинаковый доход.

     Важным  фактором формирования ассортимента является специализация магазинов. От этого зависит, какие товарные группы, подгруппы и виды товаров должны быть в магазине. Могут быть магазины, которые ограничивают свой ассортимент только одной группой товаров, в других магазинах их может быть несколько. Магазины с универсальным ассортиментом (универсамы, универмаги) должны иметь в своем ассортименте широкую номенклатуру товаров[1, c.97].

     Ассортимент товаров зависит также от размера торговой площади магазина. В однотипных магазинах количество разновидностей больше там, где больше торговая площадь.

     Важную  роль играет район (зона) деятельности магазина. Это определяет номенклатуру видов и количество разновидностей товаров, которые должны входить в торговый ассортимент магазинов, обслуживающих данный сегмент. Дело в том, что не все обслуживаемые регионы одинаковы по социальному составу населения, его покупательной способности, климатическим условиям, транспортным связям, плотности торговой сети. Таким образом, нахождение данного магазина в том или другом населенном пункте предопределяет виды и разновидности товаров в его торговом ассортименте. Например, в маленьких сельских населенных пунктах магазины будут иметь ассортимент товаров повседневного спроса. А в крупных поселках городского типа целесообразно иметь "Универсам" с широким ассортиментом всех товаров повседневного спроса.

Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов