Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать понятие и сущность коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- определить сущность и задачи коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов;
- дать организационно-экономическую характеристику района и объемов деятельности организации
- на практическом примере проанализировать состояние коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов на примере предприятия;
- разработать пути повышения эффективности формирования товарных ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов 6
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарных ресурсов 11
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
3. СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ХОЙНИКСКОГО РАЙПО) 24
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЙНИКСКОМ РАЙПО 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 59

Работа содержит 1 файл

Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов по материалам Хойниского райпо окноч. вариант.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

     Товарные  запасы в разрезе товарных групп Хойникского райпо характеризуются следующими данными (таблица 3.9).

Таблица 3.9 - Анализ товарных запасов за 2010г

Товарные  группы Розничный товарооборот, млн.руб Товарные

запасы  на

конец 4 кв.

Норматив  товарных запасов Отклонение  от норматива
 
 
2010г Однодневный товарооборот млн.руб. дней млн.руб. дней млн.руб. дней
Все товары 31167 86,6 4399 51 4180 
45 +219 +16
Отечественные товары 28981 80,5 4038 50 3900 55 +138 +5

       

     Фактические товарные запасы за конец года превышают норматив в сумме на 219,0 млн.р., а в днях на 16 день. В результате их размер на конец года, по сравнению с нормативом, оказался завышенным по некоторым товарам. Такое положение может отрицательно сказаться на развитии розничного товарооборота, вызывает затоваривание отдельными товарами. Под оборачиваемостью понимают время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации. Необходимо отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. Данные о средних товарных запасах и их оборачиваемости приведены в  таблице 3.10.

Таблица 3.10 - Анализ товарооборачиваемости за 2010 год по Хойникскому райпо

 
 
 
Товарные  группы 
Розничный товарооборот

2010 год

Наличие товарных запасов, млн.руб. Средние товарные запасы, млн руб 
Оборачиваемость товаров  
сумма Одноднев

ный

 

на 01.01.2010 г.

 

 на 01.01.2011 г.

 
Норматив, дни
Фактически, дни Отклонение  от норматива, дни
Все товары 31167 86,6 3842 4399 4120,5 45 48 +3
Отечественные товары  
28981
 
80,5
 
3520
 
4038 
 
 
3779 
 
55 
 
47 
 
+8

        

     По некоторым товарам остатки на конец отчетного года заметно возросли. Причем в основном рост товарных запасов произошел в связи с затовариванием по некоторым товарным группам, наличием залежалых товаров. Замедление товарооборачиваемости составило 3 дня. Эта ситуация

обусловила  перерасход средств на 260 млн. руб. (+3*31167/360). Замедление оборачиваемости свидетельствует о неэффективном управлении товарными запасами на предприятии.

     В связи с тем, что каждая товарная группа имеет различную оборачиваемость, изменение структуры товарооборота также существенно влияет на скорость обращения товаров в целом по предприятию.

     В процессе анализа установим, какие  факторы повлияли на изменение средних  запасов. Так, фактические средние  запасы предприятия в 2010 году на 377,5 млн. руб. больше, чем средние остатки в 2009 г. (4120,5-3743). Их размер зависит от двух факторов: изменение объема товарооборота; изменение товарооборачиваемости. Товарооборот в динамике возрос на 18,4%, и за счет этого средние товарные запасы возросли на 688,7 млн. руб. (3743*18,4/100). А за счет замедления товарооборачиваемости средние запасы возросли на 311,2 млн. руб. (688,7-377,5).

     Замедление  оборачиваемости отдельных товарных групп может быть вызвано наличием сверхплановых запасов товаров. Возникновение сверхнормативных товарных запасов может быть результатом завоза товаров в размерах, превышающих спрос или не пользующихся спросом, наличия неходовых и некачественных товаров, неравномерности завоза, отсутствия рекламы и других недостатков в организации торговли.

     Анализ  поступления в разрезе отдельных  товарных групп позволяет установить, обеспечило ли торговое предприятие бесперебойную торговлю товарами, пользующимися постоянным спросом у населения (таблица 3.11). 

Таблица 3.11 Анализ динамики поступления по товарным группам за 2010г.

Товарные  группы Фактически  за 2009г 
Фактически  за 2010 г Отклонение Удельный  вес, %
сумма,

млн руб

уд.вес, % сумма, млн руб уд.вес, % сумма, млн руб
Все товары 36167 100 43164 100 6997 -
в т.ч. отечественные товары 33670 93,1 40358 93,5 6688 +0,4

 

     Рост  объема розничного товарооборота на 18,4% привел к росту поступления товаров на 19,3% (43164:36167*100) или на 10,6% в сопоставимых ценах в 2010г. по сравнению с 2009г. Удельный вес в поступлении товаров отечественного производства возрос на 0,4%.

    Важным  вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов. Основным показателем эффективности выступает объём товарооборота на рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле:

                         

                                         ( 3.2) 

    Этот  показатель показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. При анализе определяется также обратный показатель эффективности использования  товарных ресурсов, т.е. объём товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, а также частные показатели. К ним относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объёме товарооборота (см. таблицу 3.12)

Таблица 3.12 – Расчет и оценка эффективности использования товарных ресурсов по Хойникскому райпо за 2009-2010 годы.

Показатели  Ед. изм. Год Отклонение (+,-) Темп  роста,%
2009 2010
1. Розничный товарооборот млн.руб. 26330 31167 +4837 118,4
2. Объем товарных ресурсов млн.руб. 35969 42607 +6638 118,5
3. Прочее выбытие млн.руб. 9639 11440 +1801 118,7
4. Товароборот на 1 руб. товарных  ресурсов руб. 0,732 0,731 -0,001 99,9
5. товарные ресурсы на 1 руб. товарооборота руб. 1,366 1,367 0,001 100,1
6. Уд. вес прочего выбытия в объеме товарных ресурсов % 26,8 26,85 0,05 х

             Из данных таблицы видно, что товарные ресурсы использовались не эффективно по сравнению с 2009 годом, так как показатель эффективности их использования (объем товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов) уменьшился на 0,001 руб. Также увеличился удельный вес прочего выбытия в общем объеме товарных ресурсов на 0,05%, что повлекло потери товарооборота. 

       Показатели  оценки обеспеченности и эффективности  использования товарных ресурсов, к сожалению, не находят отражения в практике  планирования, в учете и отчетности Хойникского райпо, что отрицательно сказывается на результатах  его работы. Чтобы судить об эффективности деятельности организации, недостаточно использовать только один какой-то показатель. Для этого требуется система показателей, а для сопоставления их результатов – система критериев, способных достаточно полно и достоверно описать все стороны торговой и другой деятельности организации, соблюдая при этом принципы целенаправленности, достоверности, доступности, комплексности, которые обеспечивают определенный качественный уровень управления организацией.

     Для того чтобы оценить коммерческую деятельность предприятия по формированию товарных ресурсов, рассмотрим финансовые показатели предприятия.

       Анализ прибыли исследуемого предприятия представлен в таблице 3.13.

Таблица 3.13 Показатели прибыли Хойникское райпо, млн. руб.

Показатель 2008 2009 г. 2010 г. Изменение
в 2010 году от 2008 в 2010 году от 2009
Выручка от реализации продукции 19046,3 25864,1 36158,9 17112,6 10294,8
Себестоимость реализованной продукции 15486,8 17159 24463,1 8976,3 7304,1
Расходы на реализацию 3175,5 3712 4051 875,5 339
Прибыль от реализации 384 415,9 1246 862 830,1
Сальдо  от операционных доходов (расходов) 3 6 4 1 -2
Сальдо  по внереализационным операциям -166 -318 -743 -577 -425
Прибыль за отчётный период 221 103,9 507 286 403,1
Налоги, производимые из прибыли 56 15 16 -40 1
Чистая  прибыль 165 88,9 491 326 402,1

          Анализ источников формирования финансового результата показывает, что прибыль от реализации товаров возросла с 415,9 млн. руб. за 2009 год до 1246 млн. руб. в 2010 году. На данный показатель, в основном, повлиял рост выручки от реализации продукции. За 2010 год положительное сальдо от операционных доходов и расходов составило 1,5 млн. руб., сальдо по внереализационным операциям уменьшилось с -318 млн. руб. до -743 млн. руб. Прибыль за отчётный период увеличилась с 103,9 млн. руб. до 507 млн. руб.

     Важнейшими  путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако в организациях торговли основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя.

 

4 Пути повышения эффективности коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов в Хойникском райпо 

    В целях совершенствования торгово-коммерческой деятельности предприятию Хойникское райпо, прежде всего, нужно уделять внимание развитию ассортиментной политики предприятия, что является залогом коммерческого успеха предприятия Хойникское райпо и импульсом его динамичного развития. Оно выражается в умении воплощать традиционные или скрытые технические и материальные возможности производителя продукции, которая обладает определённой потребительской ценностью, удовлетворяет вкусы покупателя и приносит прибыль. Именно поэтому предприятию стоит расширить перечень продаваемой продукции, заключить контракты с дополнительными поставщиками продукции.

    В рыночных условиях решение о комплектации ассортимента продукции предприятия  являются первостепенными, так как от принятого решения зависит результат деятельности Хойникское райпо, а именно – получение прибыли. Поэтому ассортиментная политика предприятия должна иметь экономическое обоснование, что будет способствовать принятию рациональных управленческих решений.

     В результате проведенного исследования можно также сделать вывод  о необходимости предприятием проведения мероприятий по стимулированию сбыта  продукции.

     Для успешной реализации продукции на рынке  Хойникское райпо можно посоветовать использовать рекламу продукции в больших объемах. В первую очередь должна регулярно присутствовать реклама в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение). С целью информирования покупателей о новых товарах, предприятие может выпускать брошюры, проспекты, листовки в которых будут содержаться полезные советы по выбору и использованию продукции, новинках, составе полезных веществ в продуктах питания. В целях стимулирования сбыта возле магазинов можно порекомендовать расширить стоянку, заменить старое холодильное оборудование на новое.

Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов