Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать понятие и сущность коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- определить сущность и задачи коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов;
- дать организационно-экономическую характеристику района и объемов деятельности организации
- на практическом примере проанализировать состояние коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов на примере предприятия;
- разработать пути повышения эффективности формирования товарных ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов 6
1.2. Факторы, влияющие на формирование товарных ресурсов 11
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
3. СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ХОЙНИКСКОГО РАЙПО) 24
4. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЙНИКСКОМ РАЙПО 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 59

Работа содержит 1 файл

Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов по материалам Хойниского райпо окноч. вариант.doc

— 461.50 Кб (Скачать)

     Помимо  изучения мнений потребителей, специалистами Хойникского райпо изучается также мнение руководителей и специалистов посреднических, дистрибьюторских организаций, а также предприятий-производителей.

     Хойникское  райпо планирует потребность  продаж на основе статистического анализа  продаж прошлых периодов и прогноза роста продаж. Показатели планирования:

  • нормативные сроки логистического цикла,
  • среднестатистический объем продаж за период (месяц, квартал с учетом периодов сезонных колебаний продаж) в базовом периоде (год),
  • среднеквадратическое отклонение объема продаж внутри планируемого периода (месяца) от среднего за период в течение года,
  • процент прогнозного роста продаж на год, распределенный по периодам (месяцам) с учетом экспертных оценок.

     Отклонения  объема продаж за период учитываются  при расчете страхового запаса. Достоверность плановой потребности сотрудники Хойникского райпо повышают за счет активного планирования. Например, внедряют сбор плановых заявок с некоторых категорий покупателей (партнеры, филиалы, оптовые покупатели). Покупатели могут быть разбиты на группы в соответствии с их значимостью для предприятия (по принципу Паретто).

     Прогнозный  объем продаж или плановая потребность на период - это среднестатистический объем продаж за соответствующий прошлый период, увеличенный на прогнозируемый процент роста продаж. Ожидаемая потребность - потребность, подтвержденная покупателем путем акцепта счета-проформы (или счета на оплату). Фактическая потребность - это потребность в товаре по принятым обязательствам перед покупателем.

    При изучении всех потенциальных поставщиков  товара сотрудники

Хойникского райпо обращают внимание на следующую  информацию:

      - позицию поставщика на рынке: объем и структуру предлагаемых товаров, имидж фирмы, ее долю в объеме продаж данных товаров на рынке;

      - характеристику предлагаемых товаров: их технические параметры, цену, качество, конкурентоспособность, имидж товарной марки, привлекательные черты, новизну товара и упаковки, ассортиментную политику, степень обновления ассортимента;

      - виды и характер услуг, предлагаемых поставщиками-конкурентами;

      - практику рекламной деятельности и виды стимулирования продаж;

      - практику товародвижения: виды и условия транспортировки, размеры партий единовременной отгрузки;

      - уровень издержек, прибыли и тенденции их развития;

      - финансовое положение предприятий-конкурентов, их платежеспособность;

      - коммерческие условия договоров поставки товаров, предлагаемые конкурентами: цены и порядок расчетов, сроки и партии поставок, транспортные условия и т.д.;

      - надежность и гарантии при выполнении договорных обязательств.

     Эта информация позволяет сделать правильный выбор поставщика для закупки товаров. Чем больше изготовителей одного и того же товара, тем более жесткой является конкуренция поставщиков товара, тем в более выгодном положении находится покупатель товара.

     Поставщики – это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами. Все поставщики проверены временем работы с предприятием, поставляют качественную продукцию по приемлемым ценам, а также никогда не подводят с заказами. Качество получаемой продукции подтверждается сертификатами, удостоверениями. Планирование закупок на предприятии выполняется по системе плановых заказов. На основании плановой потребности продаж планируются закупки сроком на полгода или год в разрезе номенклатуры товаров и партий закупок, и плановые заказы размещаются по поставщикам (формируется годовой план закупок).

     В течение срока, превышающего нормативный  срок поставки, пока еще ведутся  переговоры по составу и сроку  поставок, Хойникское райпо может размещать корректирующие плановые заказы (формируется скорректированный план закупок на квартал, месяц). Окончательные корректировки плана закупки выполняются текущими заказами закупки (формируется текущий план закупок). После наступления срока передачи размещенного текущего заказа закупки в производство корректировки в план закупки не вносятся.

     Рассмотрим  структуру поступления товаров  из различных источников, таблица 3.1.

Таблица 3.1 - Структура поступления  товаров из различных источников 

Источники поступления Ед.

измер. 

Год 2010 г.  в % к 2008 г.
2008 2009 2010
объем уд. вес,

%

объем уд. вес,

%

объем уд. вес,

%

1. Государственные предприятия-изготовители млн. руб. 21848 64,05 23684 65,48 28392 65,78 128,8
2.Негосударственные предприятия-изготовители, всего млн. руб. 1961 5,75 2035 5,63 2406 5,57 136,1
в том числе предприятия кооперативной промышленности млн. руб. 1568 4,60 1762 4,87 2227 5,16 142,0
3. Оптовые посредники, всего млн. руб. 10301 30,20 10448 28,89 12366 28,65 120,0
В том числе:                
 государственной торговли млн. руб. - - - - - - -
 кооперативной торговли млн. руб. 10301 30,20 10448 28,89 12366 28,65 120,0
4. Прочие млн. руб. - - - - - - -
Итого млн. руб. 34110 100 36167 100 43164 100 126,5
 

     Таким образом, как видно из таблицы, основными поставщиками Хойникского райпо являются Государственные предприятия-изготовители – объем поставок за три года вырос более, чем на 28,8%, что в суммовом выражении составило 28392-21848 = 6544 млн. руб.

     Доля  негосударственных поставщиков снижается на протяжении трех лет и составляет в 2010 году 5,57% против 5,75% в 2008 году.

     От  оптовых посредников предприятие  получало товаров в 2008 году на сумму 10301 млн, в 2010 году - на сумму 12366 млн. руб. Рост за три года составил 20%.

     Также следует рассмотреть собственные источники формирования товарных ресурсов Хойникского райпо приведенных в таблице 3.2

     Таблица 3.2 – Собственные источники формирования товарных ресурсов Хойниского райпо за 2008-2010 годы.

Предприятия ед.

изм.

годы 2010 г.  в % к 2008 г.
2008 2009 2010
сумма уд вес, % сумма уд вес, % сумма уд вес, %
1. ОСП Коопзаготпром млн. руб. 6549 88,39 7920 87,97 9044 87,90 136,5
2. Нехозрасчетный общепит млн. руб. 785 11,61 998 12,03 1123 12,10 143,1
Итого собственных товарных ресурсы млн. руб. 6759 100,0 8293 100 9280 100,00 137,3

         Из таблицы видно, что источниками формирования собственных товарных ресурсов являются производство промышленной продукции и заготовительная деятельность, которыми занимается обособленное структурное подразделение «Коопзаготпром», а также собственные товарные ресурсы формируются при участии общественного питания.

         Основную долю в собственных  товарных ресурсах занимает продукция  ОСП «Коопзаготпром». За период  с 2008 по 2010 годы собственные товарные ресурсы Хойниского райпо увеличились на 37,3%. 

Рассмотрим  географию поставщиков, таблица 3.3

     Таблица 3.3 - География поставщиков товаров Хойникского райпо по областям за 2008-2010 годы

Области Ед.

измер.

Год 2010 г.

в % к 2008 г.

2008 2009 2010
объем уд. вес, % объем уд. вес, % объем уд. вес, %
1. Брестская млн.

руб.

1780 5,22 2457 6,79 3518 8,15 197,6
2. Витебская млн.

руб.

958 2,81 886 2,45 962 2,23 100,4
3.Гомельская млн.

руб.

21175 62,08 22251 61,52 24051 55,72 160,8
4.Гродненская млн.

руб.

375 1,1 415 1,15 501 1,16 133,6
5. Минская млн.

руб.

8146 23,88 9040 24,99 10882 25,21 133,6
6.Могилевская млн.

руб.

1676 4,91 1 118 3,09 3250 7,53 193,9
Итого млн.

руб.

34110 100 36167 100 43164 100 126,5
 

     Как видно из таблицы 3.3, поставщики товара Хойникского райпо находятся во всех областях Республики Беларусь. Однако, по территориальному признаку, наиболее крупными являются поставщики Гомельской области, в которой находится и райпо. Это обусловлено минимизацией затрат предприятием на транспортные расходы и меньшей длительностью удовлетворения заявок на поставку товаров в «родной» области.

     Так, предприятиями Гомельской области  в 2008 году было поставлено товаров на общую сумму 21175 млн. руб. или 62,08% от общей суммы, и 24051 млн. руб. в 2010году или 55,72% от общей суммы. Общий рост за три года составил 60,8%. Второй по величине поставок областью является Минская  – 8146 млн. руб. и 10882 млн. руб. соответственно в 2008 и 2010гг. Как можно заметить, поставки выросли почти в 1,3 раза (+33,6%), что связано с сосредоточением пользующихся наибольшим спросом Хойникского райпо товаров именно на предприятиях Минской области (сахар, мука, крупа и пр.). Можно отметить, что наименьшие объемы поставок приходятся на предприятия Витебской и Гродненской областей – 2,23 % и 1,16% в 2010г. Это связано с наибольшей удаленностью от Хойникского райпо и следовательно, высокими затратами на доставку.

     Стоит отметить, что наибольшие темпы роста  поставок приходятся на Брестскую и Могилевскую области  - их доля увеличилась почти в 2 раза (с 5,22% в 2008г. до 8,15% в 2010г по Брестской области и с 4,91% в 2008 г. до 7,53% в 2010 году).

     Товарные  запасы Хойникского райпо распределены в пространстве. Чтобы свести запасы на разных этапах производственного цикла, можно ввести следующие состояния запаса: ожидаемые и фактические. Один и тот же запас для одного промежуточного этапа логистического цикла может быть фактическим, а для следующих этапов - ожидаемым.

       Анализ  товарных запасов проводится на основе месячных, квартальных и годовых бухгалтерских и статистический отчетов, данных текущего бухгалтерского учета и инвентаризаций. Анализ товарных запасов проводят в целом по Хойникскому райпо, а также отдельно по торговым точкам. При анализе состояния товарных запасов устанавливается их соответствие нормативу (в сумме и в днях к обороту). Для установления соответствия фактических товарных запасов текущего хранения утвержденным нормативам необходимо их сумму сравнить с нормативом в абсолютной сумме, утвержденным на предстоящий квартал. На внутриквартальные даты наличие товаров сравнивается с нормативом текущего квартала.

     Товарные  запасы в райпо учитываются без  налога с продаж, в хранилищах овощей, картофеля, фруктов, на базе, принадлежащей  райпо, в ценах, по которым они числятся на балансе этих организаций. Товарные запасы учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютная величина товарных запасов измеряется в денежном выражении, которое находит свое отражение в соответствующих графах статистической отчетности формы 3-торг «Отчет по розничной торговле» и натуральных единицах.

Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов