Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из актуальных проблем состояния экономики России — управление конкурентоспособностью предприятия на основе использования современных знаний об основах составляющих экономической категории «конкурентоспособность», факторах и условиях, влияющих на нее, и методологии планирования, оценки, анализа и контроля
конкурентоспособности в условиях становления отечественной экономики на рыночную основу. Основной отличительной чертой переходного периода является протекание процесса реформирования путем политико-административного воздействия на его направление.
Введение 6
1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия 11
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 16
1.3 Оценка конкурентоспособности и пути ее повышения…………………...20
1.4 Уровни конкурентоспособности предприятия…………………………......23
1.5 Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия 27
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «ПГ «Череповец-Профиль» 30
2.1 Характеристика деятельности предприятия 30
2.2 Анализ положения на рынке и конкурентоспособность предприятия 42
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «ПГ «Череповец-Профиль» 46
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «ПГ «Череповец-Профиль» на рынке г. Черепова и региона 50
3.1 Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия 50
3.2. Мероприятие по внедрению установки плазменной резки. 53
3.3. Мероприятия в рамках сбытовой политики ООО ПГ «Череповец-Профиль» 60
3.4. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 65
4. Обеспечение безопасности жизнидеятельности на предприятии 67
4.1. Анализ условий труда работников предприятия 67
4.2. Мероприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда… 68
4.3. Расчет освещения 70
4.4. Меры по охране окружающей среды 73
4.5. Защита персонала при чрезвычайных ситуациях 74
Заключение 77
1.4. Уровни конкурентоспособности предприятия
Расчет цены потребления (ЦП), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:
ЦП = Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10
где Ц1 — цена рынка;
Р2 — расходы на транспортировку;
С3 — стоимость установки;
С4 — стоимость хранения;
С5 — стоимость технической информации и прочей документации;
P6 — расходы по обслуживанию изделия;
Р7 — расходы на топливо и электроэнергию;
P8 — расходы на ремонт;
О9 — оплата налогов, таможенных расходов и сборов;
С10 — стоимость страхования;
С11 — стоимость утилизации.
Расчет показателя конкурентоспособности (К):
где Q — качество товара;
С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.
Определение уровня конкурентоспособности как относительного показателя, отражающего отличие анализируемого товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.
Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, подразделяют на три группы: нормативные (патентная чистота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические. Учет нормативных параметров предлагается обеспечить путем введения специального показателя, который соответствует обязательным нормам и стандартам (при соответствии показатель равен 1, при несоответствии — 0). Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) представляет собой произведение частных показателей по каждому из них. Если хотя бы один из параметров будет равен 0, Iнп = 0, что свидетельствует о не конкурентоспособности товаров.
Достоинством этой методики является учет трех важнейших параметров (критериев) конкурентоспособности: качества товаров и послепродажного обслуживания, а также цены потребления. К недостаткам относится сокращение области применения указанного способа до оценки только товаров, обладающих разной ценой потребления.
Расчет интегрального индекса конкурентоспособности товаров осуществляется в несколько этапов.
Расчет единичных индексов конкурентоспособности по показателям качества, выбранным на втором этапе.
где Lк+ — единичный индекс конкурентоспособности по каждому выбранному показателю, улучшающему качество и увеличивающему конкурентные преимущества;
I.к- — единичный индекс конкурентоспособности по каждому выбранному показателю качества, снижающему качество и отражающему слабые стороны товара;
Xia — действительное значение 1-го показателя качества анализируемого товара;
Хib — действительное значение показателя качества базового товара-конкурента;
КBi — коэффициент весомости 1-го показателя качества.
Расчет группового индекса по показателям (n), улучшающим качество и усиливающим конкурентные преимущества товаров (Q+), и группового индекса по показателям (m), снижающим качество и составляющим слабые стороны товара (Q -).
Обобщенный групповой индекс по показателям качества товаров-конкурентов (Q) определяется как сумма Q+ и Q -.
Q = Q+ +Q -
Расчет индекса
При ранжировании ассортиментной принадлежности товаров и установлении рангов анализируемого (Ra) и базового (Rb) товара расчет производится по формуле:
Расчет индекса
где Сa и Сb — цены на анализируемый и базовый товары.
Расчет интегрального индекса конкурентоспособности (IK) анализируемого товара по отношению к базовому:
где Квк — коэффициент весомости качества;
Ква— коэффициент весомости ассортиментной характеристики;
Квс — коэффициент весомости цены.
Приведенная формула расчета интегрального уровня конкурентоспособности отличается от ранее предложенных тем, что в ней степень значимости каждого выбранного показателя конкурентоспособности учитывается путем определения соответствующих коэффициентов весомости.
Рассчитанные интегральные индексы конкурентоспособности нескольких анализируемых товаров могут быть использованы для определения их конкурентных преимуществ (КП) по разности индексов конкурентоспособности.
КП = IK1, - IK2
Можно определить и коэффициент конкурентного преимущества:
Коэффициент конкурентного преимущества — относительный показатель, характеризующий степень привлекательности для потребителей одного анализируемого товара по отношению к другому.
1.5. Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия
Процесс развития рыночной конкуренции оказывает значительное влияние не только на финансово-экономические отношения на макроуровне экономики, но и на финансовую устойчивость большинства субъектов хозяйствования. [23,26]
Понятие «финансовая устойчивость» многогранно, поскольку включает в себя оценку разных сторон деятельности организации. Финансовая устойчивость – это состояние ресурсов, их распределение и использование, позволяющее обеспечивать развитие организации на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Некоторые ученые определяют финансовую устойчивость организации следующим образом: «способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска». [23,35]
Считается, что финансовое
положение предприятия
Финансовую устойчивость, в общем виде, можно трактовать, как способность системы осуществлять свою уставную деятельность в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий на нее. Для того чтобы предприятие могло действовать неопределенно долго, преодолевая сопротивление внешних обстоятельств, оно должно решать следующие задачи: во-первых, обеспечивать эффективность своих текущих экономических контактов с потребителями и поставщиками; во вторых, защищать свои отношения с потребителями и поставщиками от конкурентов; в-третьих, заботиться о своей способности к продолжению экономической деятельности в 6удущем. Таким образом, устойчивое финансовое положение предприятия является предпосылкой его конкурентоспособности, которая в свою очередь включает: 1) способность планировать организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах управления активами производства и маркетинга; 2) способность к созданию и удержанию технологического производства над отраслевыми конкурентами; 3) способность к снижению затрат на обеспечение факторами производства - капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией и т.п. на единицу продукции; 4) способность вести производство, результаты которого отвечают ожиданиям потребителей в отношении цены и качества. Все это расширяет возможности предприятия, снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом и других рынках, отражается на цене продукции приносимой прибыли. А в результате предприятие достигает и длительное время удерживает значения показателей эффективности выше среднеотраслевых, что в свою очередь, обеспечивает его устойчивое положение на рынке. Такой подход строится на концепции оценки финансовой устойчивости предприятий, с целью обеспечения их конкурентоспособности. Для этого существуют научные и практические инструменты, такие как экономические и финансовые показатели, которые, оценивают и измеряют сущность экономических процессов. Состав показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятий включает как абсолютные так и относительные показатели. С помощью этих показателей оценивается состав источников финансирования и динамика соотношения между ними. Изменение финансовой устойчивости предприятий (организаций) в условиях рыночной конкуренции определяется с помощью показателей динамики: отношения, например, финансового потенциала, финансовых ресурсов в текущем периоде к их величине в предыдущем периоде (при условии, что наблюдается рост этих показателей). Если устанавливается факт снижения данных показателей, то следует определить средний уровень и скорость его восстановления по средствам операций дифференцирования и логарифмирования.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «ПГ «ЧЕРЕПОВЕЦ-ПРОФИЛЬ»
2.1. Характеристика деятельности предприятия
ООО «ПГ «Череповец-Профиль» зарегистрировано в 2004 году. Юридический адрес предприятия – Вологодская область, г. Череповец, ул. Промышленная, д. 7.
Цель и предмет деятельности предприятия ООО «ПГ «Череповец-Профиль» закреплены в Уставе. Основной целью деятельности общества является получение прибыли. Для реализации своих целей Общество осуществляет:
• производство продукции производственно-технического назначения, а также изделий из стали и сплавов;
• торгово-закупочную деятельность, в том числе оптовую, посреднические услуги при купле-продаже товаров из стали и сплавов;
• общестроительные работы;
• пуско-наладочные работы, монтажные работы;
• проектные, проектно-изыскательские и изыскательские работы;
• внешнеэкономическую
деятельность, в том числе экспортно-
Для оценки существующего положения рассмотрим сводный регистр по учёту доходов и расходов за 2011 год ОО ПГ «Череповец-Профиль», см. табл. 2.1.
Таблица 2.1
Сводный регистр по учету доходов и расходов за 2011 г.
Доходы |
Сумма, руб. |
Выручка с НДС |
65963367,23 |
Доходы от продажи материалов |
1248945,90 |
НДС 18% |
10252725,49 |
Списание кредиторской задолженности |
17,43 |
Всего доходов |
56959605,07 |
Расходы |
Сумма, руб. |
Заработная плата (сч.20) |
2747391,06 |
Заработная плата (сч.20) |
|
Заработная плата (сч.26) |
1608212,61 |
Налоги с ФОТ (сч.20) |
692681,05 |
Налоги с ФОТ (сч.20) |
|
Налоги с ФОТ (сч.26) |
397702,22 |
Себестоимость |
34254941,52 |
Амортизация (сч.20) |
934792,92 |
Амортизация (сч.25) |
1219768,89 |
Амортизация (сч.26) |
37583,43 |
Материальные расходы (сч.20) |
7202267,31 |
Материальные расходы (сч.25) |
70318,90 |
Материальные расходы (сч.26) |
106171,00 |
Аренда (сч.25) |
18912,92 |
Аренда (сч.26) |
311860,18 |
Информационные услуги |
252919,55 |
Коммунальные услуги |
220760,82 |
Заправка картриджей |
250,00 |
Подача и уборка вагонов |
123633,25 |
Подготовка кадров |
3330,00 |
Порезка металла |
36943,34 |
Почтовые услуги |
3988,70 |
Расходы на рекламу |
275500,30 |
Ремонт принтера |
450,00 |
Сервисное обслуживание |
9855,12 |
Транспортные услуги (сч.20) |
96160,00 |
Транспортные услуги (сч.26) |
6000,00 |
Услуги крана, погрузчика |
221373,88 |
Услуги банка |
400,00 |
Услуги связи |
81439,29 |
Участие в выставке |
32711,86 |
Шлифовка ножей |
31393,00 |
Заправка огнетушителей |
521,19 |
Себестоимость товаров |
813444,64 |
Грузоперевозки |
883467,64 |
Упаковочные материалы |
231087,87 |
Налог на имущество |
326452,00 |
Негативное воздействие |
3895,00 |
Списание материалов (продажа) |
998198,12 |
Госпошлина |
400,00 |
Расчётно-кассовое обслуживание |
47185,90 |
ВСЕГО расходов 2011 г. |
54304365,83 |
Не учитываемые при н/о прибыли, в т.ч. |
53646,29 |
Благотворительность |
5000 |
Хоз. расходы (непринимаемые) |
5908,26 |
Вода |
25650,34 |
Пени |
4101,80 |
Списание дебиторской задолженности |
12985,89 |
Прибыль 2011 г. |
2655239,24 |
Налог на прибыль |
637257 |
Данные таблицы
указывают на стабильное финансовое
положение предприятие и
На рис. 2.1. представлена структура основных фондов ООО «ПГ «Череповец-Профиль», удельный вес в которой занимает пассивная часть (здания, сооружения, передаточные устройства).
Рис.2.1 – Структура основных фондов ООО «ПГ «Череповец-Профиль»
Структура управления ООО «ПГ «Череповец-Профиль» следующая: директор, финансовый директор, планово-экономическая служба, отдел маркетинга, технический отдел, технологический отдел, отдел снабжения, бухгалтерия.
На предприятии работает около 80 человек.
На территории ООО «ПГ «Череповец-Профиль» находится сборочно-заготовительный цех. В его состав входят: заготовительный участок, сборочный участок, токарный участок, участок изготовления пастеризационно-охладительных установок, монтировочная камера и участок упаковки.
Руководством ООО «ПГ «Череповец-Профиль» на начальном этапе деятельности было принято решение о развитии нескольких направлений деятельности предприятия, таких как:
Структура товарной продукции предприятия представлена в табл.2.2.
Таблица 2.2
Структура товарной продукции ООО «ПГ «Череповец-Профиль»
Группа продукции |
Удельный вес в общем объеме товарной продукции, % | |||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
Емкостное оборудование |
20 |
27 |
27 |
23 |
Теплообменное оборудование |
20 |
26 |
32 |
24 |
Профиль |
12 |
15 |
22 |
41 |
Метизы (поср.деят-ть) |
10 |
17 |
10 |
5 |
Прочее оборудование |
38 |
15 |
9 |
7 |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия