Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:34, доклад

Описание работы

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.

Содержание

Введение *
1. Понятие о конкурентоспособности предприятия *
2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия *
3. Оценка конкурентоспособности предприятия *
Заключение *
Список используемой литературы *

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 128.63 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская  государственная  инженерно-экономическая  академия

Ессентукский  институт управления, бизнеса и права  

Кафедра менеджмента      
 
 
 
 

Доклад  на тему:

“Оценка конкурентоспособности  предприятия”          
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент очного отделения 5-го курса 606 группы

      Селезнёв  Денис Александрович

Зав. кафедрой: к.с/х. наук, доцент Зиновьев Н.А.

Научный руководитель: ст. преподаватель  Кунаева И.В.       
 
 
 
 
 

Ессентуки

2001г.

СОДЕРЖАНИЕ   

Введение *

1. Понятие о конкурентоспособности  предприятия *

2. Критерии и факторы  конкурентоспособности  предприятия *

3. Оценка конкурентоспособности  предприятия *

Заключение *

Список  используемой литературы *

Введение

Как отмечается в литературе, в конце 1998 года по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых  Всемирным экономическим форумом. По жизненному уровню населения Россия находилась в седьмом десятке.

Одной из главных  причин такого положения является то, что в России системно и профессионально  проблемами конкурентоспособности  никогда никто не занимался. Россия 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство  Российской Федерации, ни Российская академия наук, ни Министерство образования  Российской Федерации и другие структуры  не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблемы конкурентоспособности России. Впервые на государственном уровне актуальность повышения конкурентоспособности России прозвучала в Ежегодном послании первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина 30 марта 1999г. “Россия на рубеже эпох”. Здесь только отметим, что “главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности России. Все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: “способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России”.

Руководство нашей  страны просто обязано во имя сохранения России, приостановить падения жизненного уровня населения принять адекватные меры, удержать и развить конкурентное преимущество по научно-техническому потенциалу, квалификации кадров и  др.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в  условиях высокой монополизации  производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

1. Понятие о конкурентоспособности  предприятия

Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.

Конкурентоспособностьэто свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

“Европейский  форум по проблемам управления”  определил, что конкурентоспособность  – это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш  взгляд, заключается в том, что  оно касается только товара и учитывает  исключительно ценовые и неценовые  характеристики.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Конкурентоспособность предприятияэто относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [4]

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

Сформулируем  общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

  1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
  2. Близость предприятия к клиенту.
  3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  6. Умение твёрдо стоять на своём.
  7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
  8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем  и использование данных принципов  гарантирует повышение конкурентоспособности  предприятия. [1]

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия–производителя продукции  соотносятся между собой как  часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит  от конкурентоспособности товара и  совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция  предприятий на рынке принимает  вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).

Как известно, товар  - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

В литературе определяется, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который  позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке . Кроме того, конкурентоспособность, сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и (или) личного потребления. [3]

Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности  товара.

Так, технические  показатели товара определяются оценкой  соответствия его технического уровня, качества и надежности современным  требованиям, которые выдвигаются  потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при  достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса  как у нас в стране, так и  за рубежом.

Основные требования потребителей к техническим показателям  находят отражение в национальном и международном стандартах.

Под стандартизацией  понимают разработку и установление технических показателей (норм) для  принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки  и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным  документом. Стандарты включают в  себя полную характеристику товара и  содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки  и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его  соответствие стандартам.

Соответствие  стандартам это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к  нулю. [4]

В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени  развития национальной экономики, науки, техники и технологии.

Вместе с тем  по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую экономику  и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретает  развитие международной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным  требованиям качества товаров.

Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных форм и правил различных стран. В  этих целях функционирует специально созданная Международная Организация  Стандартизации.

Международный координационный центр по стандартизации - постоянно действующее Совещание  правительственных должностных  лиц при Европейской Экономической  Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важных для международной торговли.

Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим  методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических  средств.

Техническая конкурентоспособность  товаров - показатель весьма гибкий и  динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых  производителей той или иной продукции.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия