Оценка конкурентоспособности торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность предприятия[1] - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

конкурентоспособн торг предпр.docx

— 70.32 Кб (Скачать)
 

Конкурентоспособность предприятия – один из основных критериев оценки эффективности  его деятельности и развития.

Конкурентоспособность предприятия[1] - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Внешняя среда как фактор, влияющий на конкурентоспособность  предприятий розничной  торговли

Факторы внешней  среды задают условия, в которых  компания функционирует. Они никак  не зависят от хозяйственной деятельности организации.

Р. А. Фахтутдинов[2] выделяет следующие факторы внешние среды, влияющие на розничную торговлю:

  • уровень конкурентоспособности отрасли, определяемый количеством торговых компаний, занимающихся однородным видом деятельности (торговля продуктами питания, торговля бытовой техникой и др.). Чем больше на рынке розничной торговли компаний, тем сильнее конкуренция.
  • федеральное и региональное законодательство.

В настоящее  время сфера торговой деятельности регламентируется целым рядом законодательных  и подзаконных актов, как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  Российской Федерации. На федеральном  уровне в рамках осуществления деятельности по продаже товаров детально урегулированы  отношения между продавцом и  покупателем. В данной сфере действует  Гражданский кодекс Российской Федерации[3] , регулирующий договорные обязательства и другие отношения, возникающие между участниками товарооборота, а также принятые в соответствии с ним иные акты гражданского законодательства. В частности, регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[4] , который гарантирует права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах), а также определяет механизм реализации прав и защиты интересов потребителей.

Кроме того, законодательство Российской Федерации содержит также  ряд специальных требований к  продаже отдельных видов товаров. В частности, к таким законодательным  актам могут быть отнесены: Федеральный  закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[5] ; Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[6] ; Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»[7] ; Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»[8] и целый ряд иных федеральных законов, устанавливающих нормы и правила регулирования торговой деятельности отдельно взятых групп товаров.

Согласно ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ[9] , Положению о государственном санитарно – эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554[10] , санитарных правил «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01» от 1.01.2002 года[11] , определяются основные требования к организации магазина. Сюда относятся требования к размещению организации торговли, требования к водоснабжению и канализации, требования к вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений и условиям труда работающих, требования к оборудованию, инвентарю и посуде, требования к приему и хранению пищевых продуктов, требования к реализации пищевых продуктов, требования к содержанию помещений и оборудования, гигиенические требования к транспортировке пищевых продуктов, мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами и личной гигиене персонала.

В настоящее  время вопросы организации торговой деятельности в целом, включая требования к созданию крупных торговых объектов или размещению нестационарных торговых объектов, регулируются исключительно  на уровне законодательства субъектов  Российской Федерации, что свидетельствует  об отсутствии предсказуемого и единообразного режима регулирования данной сферы  отношений[12] .

Отсутствие на законодательном уровне комплексного правового регулирования в данной области, единых требований и условий  осуществления торговой деятельности в совокупности с разноплановым  и зачастую противоречивым регулированием данных вопросов на уровне каждого  отдельного субъекта Российской Федерации  не дает возможности эффективного регулирования  данной отрасли экономики на территории всей страны и, более того, не соответствует  принципу единства экономического пространства Российской Федерации.

14 апреля 2008 Министерством  экономического развития и торговли  Российской Федерации разработан  проект федерального закона «Об  основах государственного регулирования  торговой деятельности в Российской  Федерации»[13] , основной идей которого является регулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Принятие законопроекта  позволит устранить пробелы и  недостатки нормативной правовой регламентации  в сфере торговой деятельности, обеспечить единообразное и системное государственное  регулирование данного вида деятельности на всей территории страны, а также  упорядочить отношения в области  осуществления торговой деятельности.

Кроме того, принятие законопроекта создаст правовые основы для развития современных  форматов торговли и цивилизованной практики ее ведения.

Последствиями принятия законопроекта также должны стать унификация требований, применяемых  к субъектам торговой деятельности, на всей территории Российской Федерации, а также упрощение процедур доступа  на рынок представителей малого и  среднего предпринимательства, что  станет дополнительным инструментом поддержки  малого и среднего бизнеса в стране12.

  • налоговые ставки в стране и в регионах. Специфика торговой деятельности предполагает ряд особенностей налогообложения. Основные вопросы, с которыми сталкиваются налогоплательщики, возникают при совмещении различных режимов налогообложения, налогообложении предоставляемых скидок, уценке товаров, недостаче, учете транспортных расходов и др.
  • климатические условия и географическое положение региона. Месторасположение торговой точки розничной компании также влияет напрямую на её конкурентоспособность. В более развитых и сильных регионах Российской Федерации есть возможность установления более высоких цен на товары и предложить покупателю уникальные товары.

В ходе осуществления  хозяйственной деятельности, розничная  компания должна учитывать вкусы  и интересы покупателей. В северных регионах покупатели предпочитают покупать одни товары, в южных регионах совсем другие. Здесь же следует учитывать  национальные особенности населения  региона, в котором компания осуществляет или планирует осуществлять свою деятельность. Поэтому оптимальный  ассортимент в торговой точке  одного региона может быть совсем нерациональный в другой торговой точке.

  • уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране. Появление новых компаний в стране и регионах стимулирует развитие розничной торговли, увеличивая при этом конкуренцию в отрасли. Это естественный процесс, поскольку эффективное функционирование любой розничной компании возможно лишь при её непрерывном развитии.

Перечисленные выше внешние факторы ограничивают деятельность компании.

Факторы внутренней среды  предприятия розничной  торговли как возможность  для повышения  конкурентоспособности

Среди факторов внутренней среды, способных оказать  влияние на розничную торговлю можно  выделить следующие:

а) структурные. К ним относиться организационная  структура управления, миссия организации, персонал, информационная и нормативно-методическая база управления. Оптимально построенная  организационная структура управления способна организовать эффективные  связи между сотрудниками, а четкое разделение функций и обязанностей способствует эффективному и быстрому принятию решений.

б) ресурсные: наличие конкурентоспособных поставщиков товаров. В данном случае под конкурентоспособными поставщиками понимаются поставщики, предлагающие либо товары лучшего качества, либо по более низкой цене.

Столичные и  иностранные розничные компании имеют больше возможностей для выбора лучших поставщиков товаров за счет того, что их магазины могут находиться в других регионах, что позволяет  заключить тесные долговременные связи  с производителями продуктов  питания в этом регионе. Здесь  же следует отметить эффект масштаба, который проявляется прежде всего  в возможности покупки у одного поставщика сразу большой партии товаров не только для одного магазина, но для всей торговой сети, что в  конечном итоге позволяет столичной  компании представить в магазине более широкий ассортимент товаров, чем местной региональной компании.

Разнообразие  поставщиков создает для компании возможность пополнения ассортимента магазина так называемыми эксклюзивными  товарами, под которыми понимаются товары, которых нет в других магазинах  на данном рынке. Если эксклюзивный товар отличается более высоким качеством и относительно низкой себестоимостью, то наличие его в ассортименте магазина приносит не только дополнительную прибыль (на такой товар есть возможность сделать более высокую наценку, поскольку такого товара нет в других магазинах города), но и делает магазин наиболее привлекательным для покупателя, повышая тем самым его конкурентоспособность.

в) технические. К ним относятся: технологии, применяемые  в компании; используемое торговое оборудование в магазинах; системы  автоматизации на предприятии; качество обслуживания покупателей.

В настоящее  время в розничной торговле появилось  множество разнообразных инструментов, способных повысить эффективность  работы магазина. Одним из таких  инструментов является использование  автоматизированных систем управления, которые обеспечивают оперативность  сбора, обработки и анализа самой  различной информации, на основе которой  принимаются управленческие решения.

Сегодня появились  специальные информационные продукты, позволяющие автоматизировать любые  бизнес-процессы в компании: управление торговлей, управление персоналом, управление финансами, управление маркетингом, управление закупками и другие. Автоматизация  бизнес-процессов позволяет повысить при этом эффективность всей работы компании при этом снижая затраты.

Современное торговое оборудование позволяет моментально  фиксировать объемы продаж любого товара в каждый промежуток времени: час, сутки, день, неделя, месяц и т.д. Использование  при этом автоматизированных систем управления позволяет оперативно проанализировать показатели товарооборота любого товара в торговой точке, что в конечном итоге позволяет рационализировать  процесс закупки каждого товара во избежание порчи и сохранения качества.

Использование автоматизированных систем управления выгодно для розничной торговой компании выгодно не только на этапе  закупок, но и на этапе реализации товара в торговой точке. Современные  программные продукты позволяют  наиболее эффективно организовать планировку торгового зала, выкладку товаров  и определить оптимальное количество рекламных материалов.

В настоящее  время, качественный сервис и возможность  воспользоваться дополнительными  услугами (оплата сотовой связи, Интернета; возможность оплатить покупку пластиковой  картой и другие) в магазине играет все большую роль в выборе магазина для совершения покупки. Не случайно столичные компании открывают свои магазины, как правило, в составе  торговых и торгово-развлекательных  центров. Покупатель, посетив универсальный  торговый центр, имеет возможность  не только приобрести продукты питания  и сопутствующие им товары, но и  другие: одежда, обувь, бытовая техника  и ряд других товаров. Таким образом, ассортимент магазина и дополнительные услуги, предоставляемые покупателю, также являются фактором конкурентоспособности  компании.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности торгового предприятия