Оценка конкурентоспособности автотранспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:04, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность автотранспортной организации – это реальная или потенциальная способность предприятия разрабатывать, производить и оказывать услуги в тех условиях рынка, где им приходится работать.

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

     Оценка  конкурентоспособности  автотранспортной организации 
 

     Конкурентоспособность автотранспортной организации –  это реальная или потенциальная  способность предприятия разрабатывать, производить и оказывать услуги в тех условиях рынка, где им приходится работать.

     Показатель  конкурентоспособности предприятия (Пк) может быть определен как произведение индекса конкурентоспособности транспортной услуги или транспортной продукции (Кту) на индекс относительной эффективности производственной деятельности (Iэф):

.
(1)

     В качестве показателей эффективности  деятельности предприятия могут  использоваться такие показатели, как  рентабельность, объем продаж и их модификации (рентабельность продаж, рентабельность активов, оборачиваемость и др.)

     Оценку  прибыльности коммерческой деятельности автотранспортного предприятия целесообразно проводить на основе определения коэффициента конкурентоспособности предприятия.

     Рассмотрим  критерии оценки конкурентоспособности  автотранспортного предприятия:

     Конкурентоспособность по транспортной услуги:

     - коэффициент рыночной доли (КД) отражает долю предприятия на рынке транспортных услуг:

.
 
(2)

     где QП – объем продаж транспортных услуг предприятием;

     QОбщ – общий объем продаж транспортных услуг на рынке;

     - коэффициент изменения объема  продаж (КΔQ) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж:

.
 
(3)

     где QК – объем продаж на конец отчетного периода;

     QН – объем продаж на начало отчетного периода.

     Конкурентоспособность по цене:

     - коэффициент уровня цен (КЦ) отражает рост или снижение конкурентоспособности предприятия за счет изменения цен на услугу:

.
 
(4)

     где Цmax – максимальная цена услуги на рынке;

     Цmin – минимальная цена услуги на рынке;

     Цп – цена услуги, установленная предприятием.

     Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:

     - коэффициент рекламной деятельности (КР) отражает стремление предприятия к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности:

.
 
(5)

     где ЗРк – затраты на рекламную деятельность на конец отчетного периода;

     ЗРн – затраты на рекламную деятельность на начало отчетного периода.

     Суммировав  вышеперечисленные коэффициенты и  найдя среднеарифметическую величину, определим промежуточное значение коэффициента конкурентоспособности  маркетинговой деятельности для конкретной услуги (КМ).

     Для расчета итогового коэффициента конкурентоспособности предприятия  также нужно учитывать общефинансовые коэффициенты, рассчитываемые на основе анализа баланса предприятия  за отчетный период.

     Таким образом, полная формула расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП) будет выглядеть следующим образом:

.
(6)

     где КТЛ – коэффициент текущей ликвидности;

     КОСС – коэффициент обеспеченности собственными средствами.

     В зависимости от значений ККП предприятия подразделяются на следующие группы:

     1. Рыночные лидеры – предприятия,  имеющие максимальный коэффициент  конкурентоспособности. Как правило,  подобные фирмы имеют максимальную  рыночную долю при продажах  и являются лидерами в ценовой  политике, оптимизации затрат и т.д. Характерным их поведением является оборона.

     2. Рыночные претенденты – предприятия,  расчетный коэффициент конкурентоспособности  которых лежит в диапазоне  от 3,1 до 9. Обычно такие организации  борются за увеличение рыночной  доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки по всем направлениям деятельности.

     3. Рыночные последователи – предприятия,  расчетный коэффициент конкурентоспособности  которых лежит в диапазоне  от 1 до 3. Они проводят политику  следования за отраслевым лидером, не рискуют, но и не проявляют пассивности. Такие фирмы копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.

     4. Предприятия, действующие в рыночной нише, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 0,99 до -6,9. Предприятия этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не принимают в расчет, и отличаются высоким уровнем специализации. Круг клиентов ограничен, характерен высокий уровень цен. В своей деятельности такие организации опираются на клиентов и максимально зависят от них.

     5. Потенциальные банкроты – предприятия  с коэффициентом конкурентоспособности от -7 до -10. Они принимают режим внешнего управления и осуществляют мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.

     Предложенные  показатели прибыльности коммерческой деятельности автотранспортного предприятия  не полностью учитывают характер его конкурентоспособность. Конкурентоспособность как структура финансово-экономических показателей включает в себя не только собственно эти показатели, но и взаимосвязи и взаимодействия между ними, зависящие от состояния макро- и микросреды.

     На  практике оценка уровня конкурентоспособности  автотранспортного предприятия  производится преимущественно на основе сравнительной характеристики деятельности предприятия и наиболее сильных  конкурентов по ряду факторов. Решающую роль здесь играет выбор и оценка факторов. В каждом конкретном случае их выбор следует осуществлять с учетом особенностей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия. Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия достаточно разнообразны: по сравнительным преимуществам, по факторам производства, по рыночным позициям, по качеству продукции и др.  

Информация о работе Оценка конкурентоспособности автотранспортного предприятия