Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из актуальных проблем состояния экономики России — управление конкурентоспособностью предприятия на основе использования современных знаний об основах составляющих экономической категории «конкурентоспособность», факторах и условиях, влияющих на нее, и методологии планирования, оценки, анализа и контроля
конкурентоспособности в условиях становления отечественной экономики на рыночную основу. Основной отличительной чертой переходного периода является протекание процесса реформирования путем политико-административного воздействия на его направление.
Введение 6
1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия 11
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 16
1.3 Оценка конкурентоспособности и пути ее повышения…………………...20
1.4 Уровни конкурентоспособности предприятия…………………………......23
1.5 Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия 27
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «ПГ «Череповец-Профиль» 30
2.1 Характеристика деятельности предприятия 30
2.2 Анализ положения на рынке и конкурентоспособность предприятия 42
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «ПГ «Череповец-Профиль» 46
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «ПГ «Череповец-Профиль» на рынке г. Черепова и региона 50
3.1 Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия 50
3.2. Мероприятие по внедрению установки плазменной резки. 53
3.3. Мероприятия в рамках сбытовой политики ООО ПГ «Череповец-Профиль» 60
3.4. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 65
4. Обеспечение безопасности жизнидеятельности на предприятии 67
4.1. Анализ условий труда работников предприятия 67
4.2. Мероприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда… 68
4.3. Расчет освещения 70
4.4. Меры по охране окружающей среды 73
4.5. Защита персонала при чрезвычайных ситуациях 74
Заключение 77
Дополнительный
Таким образом, говоря об уровне конкурентоспособности
региональной экономики следует
в первую очередь рассматривать
конкурентоспособность
В рамках названных двух кластеров сосредоточено большинство инновационно-активных предприятий: в 2011 году металлургическая отрасль представлена 8 инновационно-активными предприятиями, а машиностроение – 14 (из общего числа инновационно-активных предприятий, равного 30).
В общем объеме производства доля
инновационной продукции
Увеличение затрат на НИОКР, доли инновационной продукции в общем объеме производства череповецкой промышленности позволяет говорить о начале формирования инновационной экономики в регионе, и соответственно о постепенном переходе от конкуренции издержек областных кластеров, к конкуренции на основе предложения новых уникальных товаров, использования современных технологий, то есть – инновационной конкуренции.
Перейдем к анализу рынка продукции из металла и сплавов в Вологодской области с целью выявления конкурентоспособности ООО «ПГ «Череповец-Профиль».
Рынок металлопроката г.
Череповца представлен
Рисунок 2.4 Конкуренция на рынке металлопроката г. Череповца
Таким образом, мы видим,
что предприятие ООО «ПГ «
2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «ПГ «Череповец-Профиль»
ООО «ПГ «Череповец-Профиль» сохранит лидирующие позиции в метизной отрасли в России за счет предоставления высокого качества обслуживания клиентам в привлекательных сегментах рынка.
Цель ООО «ПГ «Череповец-
Существует значительная
разница в темпах роста отраслей,
потребляющих метизную продукцию, от 15%-го
роста в кабельной
- Рост конечной базы промышленного потребления, например нефтяное и газовое машиностроение и кабельная промышленность
- Рост базы индивидуального потребления (автомобилестроение). Рост индивидуального потребления связан в первую очередь с реальными темпами роста доходов населения (3-5% в год).
- Рост потребления в связи с недостаточными инвестициями в основные фонды в течение предыдущих периодов. В частности, обеспеченность сельского хозяйства техникой оценивается на уровне 20-30%, что влияет на темпы роста сельскохозяйственного машиностроения
- Различия в темпах роста потребляющих отраслей влияют на их долгосрочную привлекательность. В частности, прогнозируемое отсутствие роста в промышленности ЖБК снижает ее привлекательность как целевого сегмента для реализации маркетинговых и сбытовых усилий.
Ожидается, что цены на метизную продукцию стабилизируются, т.к. ценообразование в отрасли определяется от себестоимости, и цены на катанку также останутся неизменными.
Конкуренция в отрасли увеличилась за последний год в связи с реструктуризацией и реорганизацией некоторых основных конкурентов ООО «ПГ «Череповец-Профиль». Конкуренция привела к повышению объемов выпуска продукции и усилившейся активности в области продаж. В результате, ООО «ПГ «Череповец-Профиль» потерял свою долю в нескольких основных категориях продуктов.
Реализация метизной продукции на сегодня не является достаточно перспективным направлением по причине значительных организационных изменения в сбыте и маркетинге ОАО «Северсталь», что позволило создать собственную сбытовую сеть в регионах потребления. ОАО «Северсталь» реорганизовало сбыт по регионально-отраслевому признаку, создав отдельные сбытовые подразделения по реализации продуктов с высокой добавленной стоимостью (калиброванная сталь, сталь ШХ и крепеж). ОАО «Северсталь» считает главным направлением развития вложения в создание дилерской сети, и уже открыл собственные представительства в ряде крупнейших городов России.
Остальные конкуренты ООО «ПГ «Череповец-Профиль» также активно развивают существующие направления деятельности.
В планы большинства конкурентов входит усилить инвестиции в производство продуктов с более высокой рентабельностью, о чем свидетельствуют их инвестиционные проекты и СМИ.
В тоже время в отрасли отсутствуют четко заданные рыночные правила (лояльность к торговой марке или стандарты сервиса и маркетинга), что приводит к нестабильности на рынке.
- Результаты проведенного совместного анализа подтверждают, что все производители в отрасли испытывают трудности с поддержанием стандартов качества продукции и сервиса. Разные клиенты дают противоположные оценки одного и того же производителя.
- В отличие от более развитых метизных рынков Европы и США в метизной отрасли России нет широко известных торговых марок – вся продукция является стандартной и производится всеми игроками на рынке в соответствии с ГОСТ. Клиенты воспринимают продукцию как однородную, с незначительной лояльностью к тому или иному поставщику в зависимости от степени надежности поставок.
- Ни один из производителей в отрасли не осуществляет какой-либо определенной маркетинговой стратегии, которая дала бы ему долгосрочное конкурентное преимущество и привела бы к значительному увеличению прибыльных продаж. Наиболее близко подошел к реализации маркетинговой стратегии ОАО «Северсталь», но их стратегия в 2011 г. строилась в основном на завоевании доли рынка за счет снижения цен.
- Количество свободных мощностей в отрасли позволяет любому из производителей быстро нарастить объем производства и продаж без значительных капиталовложений.
ООО «ПГ «Череповец-Профиль» имеет стабильное финансовое положение предприятие и наличие финансовых ресурсов для расширения сферы деятельности.
Структура товарной продукции ООО «ПГ «Череповец-Профиль» за период 2008-2011 гг. значительно изменилась.
В 2008г основным видом деятельности предприятия являлось изготовление изделий и заготовок энергетического (20%) и общего назначения оборудования (20%), значительный объём сторонних заказов по производству металлоконструкций (38%), введение в строй линии по производству оцинкованного профиля (12%) а также реализация метизной продукции (10%).
В 2009 году с увеличением оборотных средств стало возможным уменьшение доли сторонних (случайных, с высокой долей вероятности) заказов на использование производственных мощностей. Наблюдается увеличение производства моечных и очистных станций, теплообменного оборудования, объёма реализации метизной продукции, рост производства металлопрофиля.
В 2010 году общие тенденции развития сохранились. Основные изменения коснулись работы по метизной продукции в силу изменения маркетинговой политики ОАО «Северсталь-Метиз» (организация дилерских центров продаж, в дальнейшем, при оценке текущей ситуации на рынке, остановимся подробнее). В силу значительного объёма строительства быстровозводимых каркасных конструкций увеличился объём заказов на профиль различного сечения и конфигураций.
По итогам 2011 года предприятие имеет три основных направления деятельности: производство очистных и моечных станций, производство теплообменного оборудования, производство профиля.
Основными потребителями являются рынки Центрального и Северо-Западного регионов России. Наличие сырьевой базы (ОАО «ЧерМК») в непосредственной близости, уменьшает накладные расходы по доставке сырья. Удобное географическое положение ООО «ПГ «Череповец-Профиль» позволяет быстро получать комплектующие и доставлять изделия любым видом транспорта.
Вывод: в настоящих условиях ООО «ПГ «Череповец-Профиль» достигнет поставленных целей роста только в случае радикального изменения своей стратегии, основанной на аутсорсинге и ценовом преимуществе перед конкурентами. Предлагается выделить из состава ООО «ПГ «Череповец-Профиль»:
Основным видом деятельности ООО «ПГ «Череповец-Профиль» будет является порезка стальной ленты, штрипсовая заготовка, полоса различной ширины ( от 10 мм.), изготовление тонколистового гнутого профиля различной конфигурации по размерам заказчика (термопрофиль, армирующие, строительные и др.), а также управление и аккумулирование средств и ресурсов дочерних предприятий, которые будут развивать непрофильные виды.
Можно ожидать дальнейшего уменьшения объёмов реализации метизной продукции. Изготовление же энергооборудования и сложных металлоконструкций при условии перевооружения производства является достаточно перспективным направлением развития. Хотя и существует несколько крупных предприятий конкурентов, при существующих условиях расширения промышленных площадок г. Череповец, п.Шексна и др. данное направление расширения бизнеса перспективно.
Производство моечных и очистных станций становится особенно прибыльным и востребованным продуктом, в связи с ужесточением экологического законодательства и обязательных экологических экспертиз всех вновь вводимых производств. Можно ожидать успехов по данному направлению и перспектив его расширения, но необходимо позиционировать себя на рынке, как в качестве торговой марки, так и продуктовой ниши.
Для минимизации рисков по проекту совершенствования промышленной базы, наиболее рационально выделить данное мероприятие как самостоятельное предприятие для позиционирования как развивающейся торговой марки с использованием средств ООО «ПГ «Череповец-Профиль» на первоначальном этапе.
Таким образом, целесообразным
является разработка рекомендаций по
повышению
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
3.1. Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия
Рассматривая основные виды деятельности предприятия и существующее положение на рынке, что более подробно описано ранее, можно сделать выводы о необходимости изменения как организационной структуры, так и аутсорсинга непрофильных направлений деятельности, а именно:
Далее представлена схема организации предприятия по функциональному принципу с перспективой использования эффекта выделения торговой марки.
Основные функции ООО ПГ «Череповец-Профиль»:
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия