Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения одной из актуальных проблем состояния экономики России — управление конкурентоспособностью предприятия на основе использования современных знаний об основах составляющих экономической категории «конкурентоспособность», факторах и условиях, влияющих на нее, и методологии планирования, оценки, анализа и контроля
конкурентоспособности в условиях становления отечественной экономики на рыночную основу. Основной отличительной чертой переходного периода является протекание процесса реформирования путем политико-административного воздействия на его направление.

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 11
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия 11
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 16
1.3 Оценка конкурентоспособности и пути ее повышения…………………...20
1.4 Уровни конкурентоспособности предприятия…………………………......23
1.5 Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия 27
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «ПГ «Череповец-Профиль» 30
2.1 Характеристика деятельности предприятия 30
2.2 Анализ положения на рынке и конкурентоспособность предприятия 42
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «ПГ «Череповец-Профиль» 46
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «ПГ «Череповец-Профиль» на рынке г. Черепова и региона 50
3.1 Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия 50
3.2. Мероприятие по внедрению установки плазменной резки. 53
3.3. Мероприятия в рамках сбытовой политики ООО ПГ «Череповец-Профиль» 60
3.4. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 65
4. Обеспечение безопасности жизнидеятельности на предприятии 67
4.1. Анализ условий труда работников предприятия 67
4.2. Мероприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда… 68
4.3. Расчет освещения 70
4.4. Меры по охране окружающей среды 73
4.5. Защита персонала при чрезвычайных ситуациях 74
Заключение 77

Работа содержит 1 файл

оценка.doc

— 718.00 Кб (Скачать)

16. Масштабы  и качество рекламной деятельности;

17. Уровень послепродажного обслуживания;

18. Политика  фирмы во внешней среде, характеризующая  ее способность эффективно управлять своими отношениями с государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями, прессой, населением;

19. Качество менеджмента;

20. Корпоративная  культура и мотивация сотрудников. [12,46]

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке  предполагает выяснение его сильных  и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

      - концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

      - качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

      - цена товара с возможной наценкой;

      - финансы - как собственные, так и заемные;

     - торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

      - послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы - это то, что  способствует превращению возможностей в действительность. [15,34]

 

 

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

 

Формирование и дальнейшее развитие рыночных отношений в России вызывает необходимость повышения качества продукции и, следовательно, конкурентоспособности производства. Решение этой проблемы в настоящее время затруднено из-за нестабильной экономической ситуации, неэффективной системы государственного регулирования рыночных отношений, нехватки денежных ресурсов у предприятий, низкого уровня информационного обеспечения и недостаточного профессионализма кадров. Кроме того, отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности производства.

Существующие методики не учитывают  степень приватизации предприятий  отрасли, психологический фактор и  ряд других факторов, влияющих на конкурентоспособность производства. Для устранения недостатков необходимо, прежде всего, определить и систематизировать эти факторы, что даст возможность повысить эффективность оценки конкурентоспособности производства и поднять качество выпускаемой продукции.

Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара». Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние. [15,63]

Внешние факторы включают в себя:

- факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;

- активность конкурентов;

- факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;  
         - наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;

- действия правительства;

- степень приватизации предприятий данной отрасли;

- случайные события.

Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия.

Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие  в экономике страны родственных  и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих  конкурентную среду для ее предприятий. Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности фирм этой страны. При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства. [15,75]

На все факторы, кроме  последнего, предприятие может оказывать  лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.

К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.

Эти факторы влияют на конкурентоспособность глобальных предприятий. Таким образом изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любой организации. Поэтому к приведенным факторам следует добавить психологический. Рассмотрим их подробнее.

Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение. [19,47] Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.

Под эффективностью издержек подразумевается их оптимизация, которая достижима при оценке вклада каждой фазы производства в общий процесс создания товара с помощью строгого внутрипроизводственного регулирования, включающего стратегический анализ издержек, целенаправленности производственной системы, т.е. соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации послепроизводственных издержек и координации связей, возникающих, когда метод какого-либо вида деятельности предприятия - производство, маркетинг, управление финансами и т.д., влияет на стоимость или эффективность других.

Экологическая эффективность  означает минимизацию ущерба окружающей среде, что особенно актуально на данном этапе развития экономики России, и зависит от экологической оптимизации жизненного цикла товара и экологической культуры персонала.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень  которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать  и реализовывать стратегию предприятия  и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.

Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание  и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух  конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя. [15,83]

Система внешних и  внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.

 

 

1.3. Оценка конкурентоспособности и пути ее повышения

 

Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки.

Практически по каждому  анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности  формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно – технического прогресса.

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. Базой  сравнения могут быть следующие  параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта.[5,179]

В основе анализа конкурентоспособности  продукции предприятия лежит оценка показателей конкурентоспособности, характеризующих финансовое положение предприятия, эффективность производственной деятельности и сбыта, конкурентоспособность товара и производимых работ.

Достичь конкурентных преимуществ  и укрепить свои позиции предприятие  может за счет:

1)   Обеспечения более низких издержек на производство и сбыт товара. Низкие издержки означают способность предприятия разрабатывать, производить и продавать товар со сравнимыми характеристиками, но с меньшими затратами, чем конкуренты.

Предпосылки: большая  доля рынка, наличие конкурентных преимуществ (доступ к дешевому сырью, низкие расходы на доставку и продажу товаров и др.), строгий контроль расходов, возможность экономии расходов на исследования, рекламу, сервис.

Преимущества: предприятия  рентабельны даже в условиях сильной  конкурентной борьбы, когда другие конкуренты терпят убытки; низкие затраты создают высокие входные барьеры; при появлении продуктов-заменителей лидер по экономии на издержках имеет большую свободу действий, чем конкуренты; низкие затраты снижают влияние поставщиков.

Риски: конкуренты могут перенять методы снижения затрат; серьезные технологические новшества могут устранить имеющиеся конкурентные преимущества и сделать малопригодным накопленный опыт; концентрация на затратах затруднит своевременное обнаружение изменении требований рынка; непредвиденное действие факторов, увеличивающих затраты, могут привести к уменьшению разрыва в ценах в сравнении с конкурентами. [8,113]

2)    Обеспечения незаменимости продукта с помощью дифференциации. Дифференциация означает способность предприятия обеспечить покупателя товаром, обладающим большей ценностью, т.е. большей потребительной стоимостью.

Предпосылки: особый престиж  предприятия; высокий потенциал  для проведения НИОКР; совершенный  дизайн; изготовление и использование  материалов самого высокого качества; возможно полный учет требований потребителей.

Преимущества: потребители  предпочитают продукт данного предприятия; предпочтение потребителей и неповторимость продукта создают высокие входные  барьеры; особенности продукта снижают  влияние потребителей; высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками.

Риски: цена продукта может  быть настолько значительной что  потребители, несмотря на верность данной марки предпочтут продукт других фирм; возможны подражания других фирм, что приведет к снижению преимуществ, связанных с дифференцированием; изменение системы ценностей потребителей может привести к снижению или потере значения особенностей дифференцированного продукта.

3) Концентрация на сегменте. Предприятия все свои действия направляют на определенный сегмент рынка. При этом предприятие может стремиться к лидерству за счет экономии на издержках, либо к дифференцированию продукта, либо к совмещению того или иного.

Предпосылки: предприятие  должно удовлетворять требования потребителей эффективнее, чем конкуренты.

Преимущества: указаны  ранее.

Риски: различия в ценах  на продукты специализированных предприятий  и предприятий, обслуживающих весь рынок, могут в глазах потребителей не соответствовать преимуществам  специфических для данного сегмента товарам.

По своей сущности товар (работы, услуги) является единственным средством получения прибыли  и тем самым основным орудием  конкурентной борьбы, ее материальной основой.

Изучение мероприятий  конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами.

Итак, проведя частичный  анализ некоторых направлений повышения  конкурентоспособности предприятия, приходим к выводу, что в настоящее  время отсутствует общепринятая методика разрешения данного вопроса. В конечном счёте, таких вариантов множество. И в сложившейся ситуации остаётся только помнить и придерживаться основного принципа: проведя комплексную диагностику фирмы, и, ориентируясь на те или иные пробелы в её работе, выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям собственного предприятия, и органично вписать его в общую систему управления для создания крепкого фундамента устойчивой позиции на рынке.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия