Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:26, статья
В статье предлагается методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на концепции ценностной цепи Майкла Портера. Методика предполагает оценку конкурентоспособности основанную, на ценностных действиях внутри фирмы. Оценка осуществляется экспертным путем, используя опросные листы.
Методика
оценки конкурентоспособности
предприятия.
к.э.н. доцент кафедры «Финансы и кредит»
филиала ВЗФЭИ в г. Омске
Аннотация.
В
статье предлагается
методика оценки конкурентоспособности
предприятия, основанная
на концепции ценностной
цепи Майкла Портера.
Методика предполагает
оценку конкурентоспособности
основанную, на ценностных
действиях внутри фирмы.
Оценка осуществляется
экспертным путем, используя
опросные листы.
Основой методики оценки конкурентоспособности является предложенная Портером [1] концепция ценностной цепи (Value Chain), где все виды деятельности фирмы разделяются на две категории: основную деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и поддерживающую деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами, инфраструктурой). Обобщенная ценностная цепь фирмы представлена на рис. 1 [1,с. 37].
Любая
фирма представляет собой сумму
действий необходимых для
Вспомогательная деятельность
Рис 1. Обобщенная ценностная цепь фирмы. [1,с. 37]
Здесь следует сделать дополнение по поводу терминов, термин ценность нами понимается как сумма, требуемая для выполнения того или иного действия, однако это не только стоимостной показатель, но и показатель качества, значения выполняемого действия для достижения конкурентного преимущества. Поскольку не всякий показатель конкурентоспособности можно выразить денежной суммой, использование термина ценностная (а не стоимостная) цепь является более предпочтительным.
Ценностные действия и прибыль показывают цену товара, предлагаемого фирмой. Однако, ценностная цепь фирмы, это не еще один способ определения себестоимости, смысл ее в другом. Она предназначена для определения сильных и слабых сторон предприятия, используя ее, можно увидеть реальные и потенциальные источники конкурентного преимущества, а также оптимизировать работу фирмы, согласно выбранной конкурентной стратегии.
Каждое ценностное действие использует: определенное сырье и материалы, человеческие ресурсы и технологию, позволяющую выполнять возложенные на нее обязанности; кроме этого, используется и создается та или иная информация, например, технические спецификации, чертежи, данные о покупателях, процент брака и т.д.
Все ценностные действия могут быть разделены на 2 большие группы: основную и поддерживающую деятельность. К основной деятельности относятся действия связанные с физическим созданием продукта, его продажей, доставкой и сервисным обслуживанием (В любой фирме основная деятельность может быть разделена на 5 категорий, показанных на рис. 1). Поддерживающая деятельность должна обеспечивать основную, предоставляя снабжение, технологию, управление, и выполнение функций, связанных с фирмой в целом. Пунктирные линии, проходящие через такие поддерживающие действия как: снабжение, технология и менеджмент, показывают, что каждое из этих действий может ассоциироваться как с фирмой в целом, так и с конкретными основными действиями, например, снабжение обеспечивает все отделы фирмы канцелярскими товарами, а также специфические потребности каждого звена. Инфраструктура фирмы не связана с конкретными основными действиями, ее функция в обеспечении эффективных внутрифирменных связей и взаимодействия.
Основные и поддерживающие ценностные действия являются как бы строительными блоками конкурентного преимущества. Источники преимущества в издержках могут находиться как производственном блоке, так и в блоке исходящей логистики, интересно, что источники дифференциации могут также происходить из этих двух блоков. Концепция ценностной цепи позволяет увидеть место образования конкурентного преимущества, позволяет наметить стратегические планы сосредоточения усилий фирмы на конкретные блоки внутрифирменного пространства, а также непосредственно найти места неэффективного использования капитала и пути выхода из кризиса.
Основная деятельность.
Основная деятельность фирмы может быть разбита на 5 категорий, каждая из которых также состоит из свойственных им действий:
Каждая из этих категорий действий может быть чрезвычайно важной для получения конкурентного преимущества. Они присутствуют в каждой фирме, играя при этом различные роли, имея различную важность, в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.
Поддерживающая деятельность.
Поддерживающая деятельность, показанная на рис. 1. вверху, может быть разделена на 4 общих категории:
Инфраструктура фирмы. Состоит из действий, обеспечивающих функционирование фирмы в целом, это: управление высшего звена, планирование, финансы, бухучет, связи с правительством. В отличие от остальных ценностных действий инфраструктура не обслуживает отдельные категории, а работает на всю ценностную цепь фирмы. Она также может являться источником конкурентного преимущества.
Методика анализа конкурентоспособности предполагает использование ценностной цепи предприятия в качестве основы для конкурентного анализа. Это обусловлено: во-первых, универсальностью концепции ценностной цепи, возможностью ее применения в любой отрасли народного хозяйства; во-вторых, построение ценностной цепи фирмы позволяет увидеть существующие и потенциальные источники конкурентного преимущества; в-третьих, ценностная цепь наглядно, в графическом виде демонстрирует достоинства и недостатки, исследуемого предприятия, а также позволяет определить рейтинг каждого ценностного блока.
Положительным моментом данной методики является ее трансформируемость, т.е. возможность некоторой доработки под нужды конкретного предприятия или отрасли. Это объясняется тем, что при составлении общей методики, учесть все источники конкурентного преимущества характерные для каждой фирмы и (или) отрасли.
Экспертной
группе следует ответить на вопросы,
сгруппированные по ценностным блокам
фирмы, при этом, оценка 1 является низкой,
т.е. утверждение или вопрос не соответствуют
реальному положению дел, оценка
3 - частичное соответствие, 5 - полное
соответствие, наивысшая оценка. Отвечать
на вопросы следует предельно честно,
с большей долей умаления собственных
возможностей, при анализе своей фирмы,
и преувеличения возможностей конкурентов.
Исследуемое предприятие:______
Основная деятельность
Входная логистика.
Ценностное действие | Оценка 1, 2, 3,4,5 |
Эффективность переработки грузов (учитывать обеспеченность специальным оборудованием, навыки персонала). | |
Используется система доставки сырья и материалов "точно в срок". (используется, не используется, используется частично) | |
Оцените размер затрат на хранение продукции | |
Размер запасов (оптимальный, перерасход, недостаточный) | |
Условия доставки товара отвечают требованиям конкурентной стратегии (сроки, скорость, стоимость) | |
Большие объемы закупок позволяют экономить на затратах. | |
Квалификация складского персонала | |
Оцените ваши взаимоотношения с поставщиками | |
Оцените месторасположение складов | |
Оцените количество персонала | |
Ваш собственный показатель конкурентоспособности (если таковой имеется) | |
Итого средняя оценка: |
Производство
Ценностное действие | Оценка 1, 2, 3,4,5 |
Оборудование отвечает современным требованиям (хуже, на том же уровне или лучше, чем у конкурентов) | |
Применяемая технология производства (соответствует требованиям времени, передовая, отсталая) | |
Уровень квалификации работающих | |
Размер объема производства (относительно объема рынка) | |
Оцените количество работающих | |
Каково качество выпускаемых изделий (желательно сравнивать с продукцией конкурентов) | |
Соответствуют ли цели руководителей и цели вашей фирмы (не соответствуют, соответствуют, соответствуют частично) | |
Оцените производственные нововведения в Вашей фирме (их количество, качество, объем инвестиций) | |
Имеется ли план развития производства (не имеется, имеется, как выполняется) | |
Имеется ли программа повышения качества продукции | |
Ваше производство способно перестраиваться на другие типы продукции | |
Насколько упаковка содействует продажам, привлекая внимание ? | |
Оцените
дизайн продукции, насколько он
соответствует современным |
|
Размер производственных затрат ( оптимальны, могут быть снижены, высокие) | |
Ваш собственный показатель конкурентоспособности (если таковой имеется) | |
Итого средняя оценка: |
Исходящая
логистика.
Ценностное действие | Оценка 1, 2, 3,4,5 |
Оцените обеспеченность фирмы складами готовой продукции | |
Условия хранения готовой продукции | |
Оцените затраты на хранение готовой продукции | |
Оцените оборудование складов | |
Оцените численность складского персонала | |
Нет затоваривания | |
Каковы Ваши связи с покупателями | |
Физическое распространение товара по каналам распределения | |
Применяется отгрузка "с колес" минуя склад | |
Потери продукции при хранении и транспортировке. (минимальные, большие, могут быть снижены) | |
Ваш собственный показатель конкурентоспособности (если таковой имеется) | |
Итого средняя оценка: |
Информация о работе Методика оценки конкурентоспособности предприятия