Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция
Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине
Основная часть
Государственные доходы — это денежные отношения по поводу распределения ВВП, а также часть ВВП, используемая государством для осуществления своих функций. Доходы бюджетов получаются за счет поступлений от уплаты физическими и юридическими лицами налогов, сборов и других обязательных платежей, а также поступлений из других источников, определенных законодательством.
Доходы бюджетов Украины делятся на доходы государственного и местных бюджетов. Из государственного бюджета Украины в бюджет АР Крым, бюджеты областей, городов Киев и Севастополь передается часть доходов в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей, которые собираются на данной территории. Размер этих отчислений утверждается Верховной Радой Украины в Законе о государственном бюджете Украины на соответствующий год с учетом экономического, социального, природного и экологического состояния соответствующих территорий.
Государственные расходы, включая чистое кредитование, — это затраты, которые не подлежат возвращению, не создают и не погашают финансовых требований. Они складываются в основном из закупок товаров, услуг, оплаты работы государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга.
В соответствии с экономической классификацией расходы бюджета делятся на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения.
Государство, используя бюджет, осуществляет финансирование развития отдельных отраслей, регионов и сфер деятельности. Кроме прямого финансирования и прямых государственных инвестиций, затраты государственного бюджета осуществляются в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции. СУБВЕНЦИЯ - (от лат. subvenire — приходить на помощь) вид денежной помощи местным бюджетам со стороны государственного бюджета, предназначенной на определенную цель. В случае нарушения целевого использования средств помощи, полученных в виде страховой суммы, они подлежат возврату в тот бюджет, из которого получены.
Субвенцию следует отличать от дотации, при которой денежная помощь со стороны госбюджета не оговаривается никакими условиями, и от субсидии, обозначающей дотации, как бюджетам, так и различным организациям за счет средств бюджета или средств специальных фондов, создаваемых за счет взносов отдельных компаний и граждан.
В государственном бюджете
предполагается резервный фонд КМ Украины
в размере не более 1% от объема расходов
общего фонда бюджета для
Превышения доходов над расходами составляет излишек (профицит) бюджета. Превышения расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
Излишек бюджета правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для досрочных выплат, погашения государственного долга, кредитования или переведения его в доход следующего бюджетного года.
Предельный размер дефицита государственного бюджета и источники его покрытия определяются Верховной Радой Украины во время утверждения государственного бюджета. В мировой практике бюджетный дефицит до 10% от суммы доходов считается допустимым, дефицит свыше 20% - критический.
Общепринятым в мировой практике показателем того, насколько бюджетный дефицит велик и опасен, является отношение минусового бюджетного сальдо (государственного внутреннего долга) к объему ВВП. По оценке МВФ показатель превышающий 2,5% является настораживающим.
Покрытие дефицита осуществляется за счет внутренних государственных займов, займов иностранных государств и других финансовых институтов. Решения о привлечении займов в каждом конкретном случае принимает Верховная Рада Украины.
В связи с ограниченностью средств и невыполнением доходных статей утвержденного бюджета фактическое выполнение государственного бюджета Украины за последние годы ниже предусмотренного. Недостаток средств постоянно заставляет решать проблему приоритетности направлений расходования их. В этих случаях становится неминуемым секвестр (сокращение) затрат, т.е. пропорциональное уменьшение их (кроме специально защищенных - заработная плата, стипендии, пенсии и другие трансферты, затраты на медикаменты, питание и др.).
Основные этапы бюджетного процесса: составление проекта бюджета; рассмотрение бюджета; утверждения бюджета; выполнения бюджета; составление, рассмотрение и утверждения отчета о выполнение бюджета.
При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводится чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривает принятие специального закона.
3.2. Финансовая политика государства
В общей трактовке финансы означают применение разнообразных приемов распределения совокупного общественного продукта на централизованные и децентрализованные фонды денежных ресурсов. Через распределительную и контрольную функции финансы активно влияют на процесс общественного воспроизводства, накопление и рациональное потребление фондов.
Понятие “финансы” охватывает государственные финансы, с одной стороны, с другой - финансы предприятий и корпораций частного сектора.
Государственные финансовые ресурсы образуются за счет взимания налогов, таможенных сборов, пошлин, специальных платежей, продажи государственного имущества, поступлений от приватизации государственной собственности, средств от продажи золотого запаса страны, выпуска и продажи государственных ценных бумаг, продажи государственных пакетов акций, прибыли от государственной предпринимательской деятельности, получения денежных средств на основе внешнего и внутреннего заимствования, использование резервных и страховых фондов.
Функции государственной финансовой политики.
1. Финансовый учет и анализ (учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности) призван выявить состояние, динамику финансовых ресурсов, формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов исходя из сложившейся ситуации, проявившихся тенденций и выявленных проблем.
2. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и финансовых процессов, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и служит предпосылкой финансового планирования.
3. Планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливает параметры будущего состояния финансовой системы, величины и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов.
4. Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, а также перераспределения, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач.
5. Контроль за состоянием финансов и ходом финансовой деятельности на всех уровнях управления призван служить звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам государственного управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования финансовых ресурсов, степень исполнения бюджетов и балансов.
В Украине финансовую систему образовывают государственный и местные бюджеты; финансы предприятий всех форм собственности; централизованные государственные и прочие фонды; фондовый рынок.
Воздействие государственных финансов на социально-экономические процессы в обществе зависит во многом от правильно выработанной финансовой политики государства. Финансовая политика - это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Она имеет два аспекта: регулирование экономики с помощью доходов и расходов (фискальная политика) и регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия), что называют бюджетной политикой (“бюджетированием”).
Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.
Информационной базой для принятия управленческих решений по вопросам эффективного использования финансовых ресурсов является сводный баланс финансовых ресурсов государства. Целью разработки баланса является определения объемов финансовых ресурсов государства на прогнозный период, возможностей использования их для финансирования экономических и социальных программ развития, а также установление оптимальных направлений их распределения и использования. Сводный баланс финансовых ресурсов Украины составляется ежегодно (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Сводный баланс финансовых ресурсов Украины (данные условны)
Ресурсы |
Расходы | ||
Источники поступлений |
млрд.грн. |
Направления расходования |
млрд.грн. |
1. Доходы бюджетов |
50 |
1. Расходы бюджетов |
55 |
2. Доходы предприятий и организаций |
30 |
2. Расходы предприятий и организаций |
30 |
3. Доходы государственных внебюджетных фондов |
5 |
3. Расходы государственных внебюджетных фондов |
5 |
4. Долгосрочные кредитные ресурсы на развитие экономики, предоставленные банками Украины |
2 |
4. Расходы на реализацию
национальных программ |
2 |
5. Средства иностранных инвесторов |
5 |
5. Расходы иностранных инвесторов на развитие экономики Украины |
5 |
6. Кредиты международных финансовых организаций |
3 |
6. Использование кредитов международных финансовых организаций |
3 |
7. Недостаток финансовых ресурсов |
5 |
7. Превышение ресурсов над расходами |
- |
Всего |
100 |
Всего |
100 |
По функциональному назначению расходы финансовых ресурсов государства можно объединить в пять групп:
1. Финансирование государственных услуг общего назначения (затраты на государственное управление; содержание законодательных, исполнительных и судебных органов; международную деятельность, национальную оборону, обеспечение общественного порядка и безопасности и т.п.);
2. Финансирование производства общественных товаров (затраты на науку, образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную защиту и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации и т.п.);
3. Финансирование государственных услуг, связанных с экономической деятельностью (расходы на развитие областей материального производства; на повышение эффективности хозяйственной деятельности, осуществление структурных преобразований в экономике, создание условий экономического роста, на реализацию целевых комплексных программ и т.п.);
4. Расходы государственных целевых фондов.
5. Другие расходы (выплаты процентов и затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, созданием резервных фондов, трансферты общего характера и т.п.).
Неэффективная государственная финансовая политика приводит к появлению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний государственный
3.3. Налоговое регулирование
Особая роль в государственном
регулировании принадлежит
Основы налогообложения, которые не подвластны времени, были сформулированы Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами.
Различаю две основные группы налогов:
1. Прямого действия. Это налоги на процессы производства и обращения продукции - капитал, труд и землю. Примеры - налог на прибыль, зарплату и другие трудовые доходы, на имущество, дарение и наследование, земельный налог и т.д. Налогоплательщик ощущает прямой налог непосредственным образом как недополучение дохода (изъятие его части).
2. Косвенного действия. Предметом налогообложения являются товары и услуги. Косвенные налоги проявляются при распределении и потреблении, они распространяют свое действие на потребителя м представляют налоги на его расходы. Примеры - акцизы на товары и услуги, НДС, налог на продажу, таможенные тарифы, пошлины и сборы при оказании услуг.