Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Английский экономист Л. Роббинс утверждал: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование». Помимо указания на проблемы редкости и выбора важно еще раз напомнить о рациональном поведении человека в процессе хозяйственной деятельности. Минимизация затрат и максимизация выгоды - вот суть рационального экономического поведения.

Работа содержит 1 файл

Контр раб по ГРЭ.docx

— 74.42 Кб (Скачать)

1.Сущность эффективности государственного регулирования.

Английский экономист  Л. Роббинс утверждал: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование». Помимо указания на проблемы редкости и выбора важно еще раз напомнить о рациональном поведении человека в процессе хозяйственной деятельности. Минимизация затрат и максимизация выгоды - вот суть рационального экономического поведения. Соотношение «выгоды» или «затраты» есть не что иное, как показатель эффективности. Поэтому в центр исследования рыночного хозяйства становится проблема эффективности: как в условиях ограниченных ресурсов добиться максимальной отдачи от производственных затрат.

Все реально функционирующие  экономические системы - это системы  «смешанные»; повсюду правительство  и рыночная система делят между  собой функцию нахождения ответа на 5 фундаментальных вопросов. Тем  не менее, разные экономические системы  мира резко отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Вместе с тем экономические функции правительства - федерального, штатов, местных органов власти- играют в ней очень существенную роль. Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов - на покупку товаров и услуг и на социальные программы- составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителя от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. Экономических функций правительства много и они разнообразны. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующие два важнейших вида деятельности правительства:

1. Обеспечение  правовой базы и общественной  атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Зашита и  поддержка конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач правительство  усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

3. Перераспределение  дохода и богатства.

4. Корректирование  распределения ресурсов с целью  изменить структуру национальной  продукции.

5. Стабилизация  экономики, то есть контроль  за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Перечень этих пяти функций правительства обычно служит базой для анализа его  экономической роли. Например, программа перераспределения доходов в пользу бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, которые несколько отличаются от товаров и услуг, покупаемых более богатыми слоями общества. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный. На государство возлагается серьезная задача- задача прав производителей и потребителей, действующих на рынке. «промышленное общество, основанное на рыночных отношениях и предлагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона»,- отмечает видный английский социолог К.Поппер. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу свой творческий и материальный потенциал. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности.

Важную роль в  правовом обеспечении имеет государственное  противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм. Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийства, создает более стабильную ситуацию в стране и таким образом улучшает функционирование рынка. Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база, предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Имеется в виду, что такого рода деятельность правительства улучшает распределение ресурсов.

Обеспечение рынка  средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов - все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять все более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

Государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах. Эти пределы  установлены масштабами «фиаско» рынка  в целом и конкретной экономической  ситуацией. Умелое государственное  регулирование позволяет ликвидировать  те «провалы», которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. И вслед за Авраамом Линкольном мы можем сказать: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом».

2.Государственная бюджетная политика.

Государственной бюджетной  политикой РФ является система использования  бюджетных отношений, принципов  и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.

Она включает стратегию и  тактику формирования и регулирования  бюджетных отношений.

Бюджетная стратегия - это  набор методов, с помощью которых  бюджетные отношения, принципы и  функции бюджетов можно реализовать  в ходе осуществления бюджетного процесса на практике.

Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики.

Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации  бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей.

Она используется для решения  поставленных задач в достаточно короткие сроки.

Тактика развития и совершенствования  бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности  бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма.

Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования.

Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.

В основе бюджетной политики лежит ряд принципов:

· бюджетная политика является органической частью общей;

· экономической политики государства;

· предполагает сбалансированность экономики;

· обеспечивает стимулирующую  роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства;

· носит плановый и социальный характер.

Основными направлениями  современной бюджетной политики государства является проведение бюджетной  реформы, которая предусматривает:

1)формирование бюджетной  системы на основе равноправия  и самостоятельности всех звеньев  бюджетной системы;

2) упрочение системы межбюджетных  отношений;

3) укрепление доходной  базы региональных и местных  бюджетов;

4)государственная поддержка  экономики посредством проведения  льготной налоговой и кредитной  политики, а также прямых бюджетных  ассигнований;

5) повышение эффективности  использования средств направляемых  на социальные нужды.

Эта политика реализуется  в деятельности финансовых и налоговых  органов, Центробанка РФ, контрольно-счетной палаты РФ и субъектов РФ.

Концепция бюджетной политики разрабатывается одновременно с  проектом прогноза социально-экономической  политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год. Объявляется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.

Главное из них - научный  подход к ее разработке, учитывающий  реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная  политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.

При этом обоснованность выдвигаемых  мер и предстоящих решений  должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней  власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу  в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной  политики, которые должны соответствовать  общим целям и задачам экономической  и социальной политики государства. Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государства.

Под конкретные задачи - конкретные бюджетный механизм. Функционирование государственного бюджета происходит благодаря таким экономическим категориям, как доходы и расходы, которые имеют специфическое общественное назначение. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Расходы - удовлетворению общественных потребностей.

Составными частями бюджетной  политики выступают:

1. Фискальная, или налоговая,  политика, которая сталкивает интересы  госаппарата, собственников, предпринимателей и наемных работников. Это предполагает выбор фискального курса, принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили: максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов; обложение экономических субъектов согласно их платежеспособности; обложение согласно взаимной выгоды плательщиков и государства; принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.

2. Инвестиционная политика. Она охватывает комплекс проблеем, среди которых соотношение: реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития; интересов различных субъектов-потребителей, т. е. определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.; обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.

Бюджетная политика охватывает политику в области доходов и  расходов бюджета.

Основные параметры  федерального  бюджета

 

Показатель

2010 (отчет)

2011 (оценка)

2012 (проект)

2013 (проект)

2014 (проект)

Млрд. руб.

Доходы, всего 

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

В том числе:

         

       нефтегазовые

3 830,7

5 579,3

5 574,9

5 645,8

6 127,2

       ненефтегазовые

4 474,7

5 632,0

6 205,0

7 060,1

7 964,6

Расходы, всего

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

В том числе:

         

Обслуживание государственного долга

280,3

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

% к ВВП

Доходы, всего 

18,5

21,0

20,1

19,6

19,4

В том числе

         

нефтегазовые

8,5

10,5

9,5

8,7

8,4

ненефтегазовые

10,0

10,6

10,6

10,9

11,0

Расходы, всего

22,5

20,7

21,6

21,2

20,1

В том числе

         

Обслуживание государственного долга

0,4

0,5

0,7

0,7

0,8

Условно утвержденные расходы

-

-

-

0,5

1,1

Дефицит

-4,0

0,4

-1,5

-1,6

-0,7

Информация о работе Государственное регулирование экономики