Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция

Описание работы

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

Содержание

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине

Работа содержит 1 файл

Темы 1-4.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Экономическое прогнозирование - определение состояния и возможностей развития экономических процессов и явлений на различных уровнях экономической системы (макро-, мезо- и микроуровне).

Источники прогнозной информации:

теоретические знания о закономерностях  развития процесса;

статистическая информация об объекте  прогнозирования;

накопленный опыт в сфере прогнозирования;

экономико-математические модели.

Рядом с понятием прогноз существуют понятия "гипотеза" и "план".

Гипотеза - это научное предвидение на уровне общей теории. Научной основой построения гипотезы является теория и открытые на ее основании закономерности, причинно-следственные связи и тенденции функционирования и развития объектов. На этом уровне объекты описываются с помощью качественных характеристик. Прогноз при сравнении с гипотезой, имеет большую определенность и достоверность, поскольку базируется не только на качественных, но и на количественных параметрах.

План (программа) — это комплекс конкретных мероприятий, направленных на достижение определенных целей. План характеризуется высшей степенью конкретности и имеет однозначное решение.

Единство между этими  формами предвидения обусловлено  тем, что гипотетические представления и прогнозы создают условия для научно обоснованного планирования (процесса принятие управленческих решений).

Прогнозы имеют вероятностный и альтернативный характер. При этом определение альтернатив развитию является одним из результатов прогнозирования. Процесс разработки плана (программы) тоже должен иметь вариантный характер, но, в отличие от прогноза, план (программа) — этот уже выбранный вариант развития, который подлежит практической реализации.

Расхождения между прогнозированием и планированием обуславливают разность в их функциях. Если планирование направлено на принятие и воплощение управленческих решений, то целью прогнозирования является создание научных предпосылок для принятия их.

Выделяют следующие основные принципы социально-экономического прогнозирования: целостность, системность, научная обоснованность, адекватность, самостоятельность, альтернативность, рентабельности.

Принцип целостности обеспечивает согласование прогнозных и программных документов социально-экономического развития страны, ее отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц на краткосрочный и долгосрочные периоды времени.

Принцип системности означает, что экономика рассматривается как единый объект прогнозирования и вместе с тем как совокупность относительно самостоятельных направлений прогнозирования. Этот подход предусматривает построение прогноза на основе системы методов и моделей. Системность означает определенную очередность использования моделей для формирования прогноза экономического и социального развития страны, региона, отрасли и т.д.

Принцип научной обоснованности предполагает, что прогнозирование базируется на системных знаниях о закономерностях развития экономики; базируется на современных прогностических методах; учитывает положительный мировой и отечественный опыт разработки прогнозов.

Принцип адекватности означает, что прогноз как теоретическая модель должен достаточно полно и точно отражать реальные процессы национальной экономики.  Для этого необходимо, чтобы используемые при прогнозе методы и модели прошли экспериментальную проверку на точность в определении содержания процессов, которые прогнозируют.

Принцип самостоятельности состоит в том, что местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в границах своих полномочий отвечают за разработку, утверждение и исполнение прогнозных и программных документов социально-экономического развития соответствующих административно-территориальных единиц.

Принцип альтернативности прогнозирования вытекает из возможности развития экономики и социально-экономических процессов в разных направлениях (траекториях), с разными взаимосвязями и структурными соотношениями.

Принцип рентабельности состоит в положительном эффекте между стоимостью аналитической подготовки прогноза и его результатом.

По видам прогнозы делятся на три главные группы - прогнозы ресурсов, прогнозы развития экономики и прогнозы общественных потребностей.

По вариантам прогноз  делится на пессимистичный (отражает нижнюю границу возможного развития национальной экономики при доминировании негативных факторов влияния), оптимистичный (отражает верхнюю границу возможного развития национальной экономики при доминировании положительных факторов влияния) и сдержанный (отражает наиболее выгодную траекторию возможного развития национальной экономики).

Система прогнозных и  программных документов социально-экономического развития Украины состоит из:

прогнозов экономического и социального развития Украины  на среднесрочный и краткосрочный  периоды;

Государственная программа экономического и социального развития Украины на краткосрочный период;

прогнозы экономического и социального развития АР Крым, областей, районов и городов на среднесрочный период;

программ экономического и социального развития АР Крым, областей, районов и городов на краткосрочный период;

прогнозов развития отдельных  отраслей экономики на среднесрочный  период;

программ развития отраслей экономики.

В случае необходимости  прогнозные и программные документы  экономического и социального развития могут разрабатываться и на более долгие сроки, но на практике пока это не получило широкого распространения.

Государственный прогноз экономического и социального  развития Украины - это система количественных показателей и качественных характеристик развития макроэкономической ситуации в стране на определенный период. Он охватывает формирование структуры экономики и социальной инфраструктуры, объемов производства товаров и услуг и их потребление, внешнеэкономическую деятельность.

Прогнозные параметры  определяют с учетом результатов анализа экономического и социального развития Украины за предыдущий период и предположений развития внешней экономической ситуации и перспектив внутренней экономической политики.

Государственные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долго-(10-15 лет), средне-(5 лет) и краткосрочные (1 год) периоды. Их используют для принятия органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в сфере экономической политики, в частности, для разработки государственных, региональных, отраслевых программ.

Методами прогнозирования называют совокупность приемов и оценок, которые дают возможность на основании анализа ретроспективных внутренних и внешних связей, присущих объекту, а также их изменений сделать достаточно обоснованным суждение относительно будущего развития объекта. Выбор методов прогнозирования осуществляется в соответствии с характером объекта и требованиями, которые выдвигаются к информационному обеспечению прогнозов.

Опыт, накопленный  современной прогностикой, показывает, что из всего разнообразия методов прогнозирования их можно объединить (в зависимости от степени формализации) в две группы: интуитивные (экспертные), фактографические и комбинированные.

Фактографические методы основываются на достаточном информационном материале об объекте прогнозирования. К этим методам принадлежат группа методов экстраполяции и моделирования.

Экспертные методы применяются в случае недостаточного информационного материала об объекте прогнозирования. Они строятся на информации, полученной по оценкам специалистов. К экспертным методам относятся методы индивидуальной (метод интервью, аналитический метод, метод написания сценария) и коллективной (метод коллективной экспертной комиссии, метод Дельфи, матричный метод) оценки.

Комбинированные методы объединяют экспертные и фактографические методы.

 

 

2.3. Макроэкономическое  планирование

 

Макроэкономическое  планирование как составная часть  механизма ГРЭ широко используется в экономически развитых странах  с целью социально-экономической стабилизации, формирования макропропорций и обеспечения динамичности развития экономики.

Процесс разработки плана называется планированием. Планирование - это специфическая управленческая деятельность по определению целей и путей их достижения.

Особенность макроэкономического планирования состоит в том, что объектом его является национальная экономика, а субъектом - государство. Кроме того, следует учитывать временные ограничения планов, которые обусловлены календарным характером планирования. Таким образом, макроэкономическое планирование - это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей.

С точки зрения обязательности выполнения субъектами хозяйствования плановых заданий различают директивные и индикативные планы.

Директивный план имеет силу юридического закона, адресный и обязательный для выполнения характер. При директивном планировании должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых задач. Директивное планирование присуще командной экономике. Оно использовалось в СССР и социалистических странах с целью прямого влияния государства на все звенья экономики.

Индикативный  план — это рекомендательная система плановых мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства, которая предусматривает создание таких условий функционирования субъектов экономики, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное макроэкономическое планирование присуще смешанной экономике.

Целью индикативного планирования является реализация целей государственного влияния на экономическое и социальное развитие.

В Украине  индикативное макроэкономическое планирование осуществляется в форме разработки и реализации программ и планов, главная из которых Государственная программа экономического и социального развития Украины (ГПЭСР). Основным предназначением индикативного планирования в Украине является разработка, обоснование и внедрение в жизнь мер по повышению эффективного государственного регулирования социально-экономического развития страны.

Основой индикативного  планирования является ретроспективный  анализ экономического и социального  состояния государства и прогнозы его развития, в том числе масштабов, темпов, структуры производства, конъюнктуры рынка, социальных индикаторов и других характеристик на кратко-, средне и долгосрочную перспективу. На базе этих разработок и расчетов формируются цели, приоритеты и государственная политика (налоговая, финансовая, ценовая, научно-техническая и т.д.) социально-экономического развития.

Однако нельзя забывать, что использование только индикативного планирования не принесет желаемых положительных результатов. Определенная часть должна принадлежать директивному планированию. Особенно это касается мер, которые финансируются с государственного бюджета. Бюджетное планирование - это ресурсное планирование, которое определяет государственные затраты из бюджета на решение важных проблем, которые по объективным причинам не может решить рыночный механизм.

Главные функции  индикативного плана:

ретроспективный анализ, прогнозирование и обоснование  целей, темпов и условий сбалансированного  экономического и социального развития;

разработка  системы прямых государственных  действий (административных регуляторов);

определение экономических рычагов и стимулов (экономических регуляторов);

формирование  целевых комплексных программ социально-экономического развития страны;

координацию и взаимосвязь разработанного индикативного  плана с государственным бюджетом;

координация исполнения отдельных элементов, задач, программ в составе индикативного  плана и достижение основных целей;

разработка  и реализация приоритетных направлений  развития экономики.

Макроэкономическое  планирование опирается на определенные закономерности - принципы. Они определяют логику, задачи и характер составления, реализации и контроля за выполнением программ. Основными принципами, определенными Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», являются: целостность, объективность, научность, гласность, самостоятельность, равенство, соблюдение общегосударственных интересов.

Разработка  макроэкономических планов невозможна без использования системы показателей. Последние дают количественно-качественную характеристику социально-экономическим явлениям и процессам. В макроэкономическом планировании показатель - это мера плановой задачи, которая обеспечивает ее количественную или качественную определенность. Показатели макроэкономических планов классифицируются по такими группами: натуральные и стоимостные; количественные и качественные; объемные и сетевые; абсолютные и относительные; обязательные, расчетные и информационные.

Основными методами планово-экономических расчетов являются балансовый и нормативный.

Сущность балансового метода в макроэкономическом планировании состоит в использовании приемов и расчетов, которые позволяют согласовать потребности и средства их обеспечения. Задачей разработки баланса является достижение оптимального соответствия (равенства) между совокупностью потребностей и общей суммой источников их удовлетворения:

Информация о работе Государственное регулирование экономики