Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция

Описание работы

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

Содержание

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине

Работа содержит 1 файл

Темы 1-4.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

• предоставление преимущества ранее начатому строительству, техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий;

• государственный контроль за целевым использованием централизованных инвестиций;

• совершенствование  нормативно-правовой базы с целью  увеличения объемов привлечения инвестиций;

• внедрение системы  страхования инвестиций.

Основные инструменты  государственного регулирования инвестиционной деятельности:

1. Налоговое  регулирование инвестиционной деятельности. Обеспечивает направление инвестиций в приоритетные сферы экономики установлением соответствующих налоговых ставок и налоговых льгот. Методы налогового регулирования инвестиционных процессов можно разделить на четыре группы:

1) внедрение дифференцированных  ставок налогообложения;

2) освобождение от  уплаты налога на определенный срок;

3) уменьшение базы  налогообложения;

4) устранение двойного  налогообложения.

2. Бюджетные  методы регулирования. Эффективны в условиях недостаточной сформированности рынка инвестиционных ресурсов, наличия деформаций в структуре экономики, высокого уровня монополизации, отсутствия долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, нехватки собственных инвестиционных средств у предприятий.

3. Амортизационная  политика. Создание механизма ускоренной амортизации. Его внедрение дает возможность предприятиям прогрессивных отраслей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования.

4. Приватизация  государственной собственности. Цель - порождение эффективных собственников, которые способны осуществить инвестиции и наладить нормальный производственный процесс.

Продажа государственного имущества осуществляется на аукционах, коммерческих и некоммерческих конкурсах. Если аукционы и коммерческие конкурсы являются способами привлечения в бюджет средств, которые со временем (через перераспределение бюджета) могут инвестироваться в производство, то некоммерческие конкурсы проводятся с целью привлечения инвестиций непосредственно на предприятия, которые продаются. По результатам некоммерческого конкурса покупатель приватизированного предприятия (или пакета акций) должен не только уплатить его цену, но и выполнить условия конкурса по инвестированию производства. Этот механизм дает государству возможность влиять на направления и объемы инвестиций и контролировать осуществление их.

5. Денежно-кредитная  политика (ДКП). Регулирует денежное обращение и работу банковской системы, которая мультипликативно создает денежные средства. Национальный банк в зависимости от состояния экономики осуществляет кредитную экспансию (расширяет сферу своего влияния посредством вытеснения других субъектов) или кредитную рестрикцию (ограничение).

Кредитная экспансия  проводится в период экономического спада для стимулирования экономического развития. Политика кредитной рестрикции проводится с целью уменьшения инвестиционной активности. Подорожание кредитных ресурсов вынуждает инвесторов вкладывать средства в наиболее эффективные, прибыльные проекты.

Важной стороной государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. В соответствии с украинским законодательством  обязательной государственной экспертизе подлежат государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые реализуются за счет бюджетных и внебюджетных (средств различных фондов) средств. Инвестиции, которые осуществляются за счет других источников финансирования, подлежат государственной экспертизе относительно соблюдения экологических, санитарно-гигиенических требований, пожарной безопасности, прочности и необходимой долговечности домов и сооружений, а также архитектурных требований.

Повышение инвестиционной активности в стране непосредственно  связанно с гарантиями, которые предоставляет государство субъектам инвестиционной деятельности. В Законе Украины «Об инвестиционной деятельности» указано, что государство гарантирует стабильность условий инвестиционной деятельности и соблюдение прав и законных интересов ее субъектов. Защита инвестиций осуществляется государственными органами в разных формах. Прежде всего, государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности инвестора. Всем инвесторам обеспечивается равноправный правовой режим инвестиционной деятельности, который исключает использование мероприятий дискриминационного характера, которые могли бы воспрепятствовать управлению инвестициями, вывозу иностранными инвесторами вложенных ценностей и прибылей, полученных от инвестиционной деятельности, ликвидации инвестиций. Для защиты инвестиций законодательством предусмотрено, что они могут, а иногда и обязательно должны быть застрахованы.




Информация о работе Государственное регулирование экономики