Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция
Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине
Самые могущественные выразители хозяйственных
интересов — это союзы
Исполнителями хозяйственных интересов — субъектами ГРЭ — являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу. В государствах с федеративным устройством (Россия, США, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы.
Например, в России очень заметны тенденции усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ, а также все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.
В Украине исполнителями
1.3. Функции
государства в современной
Функции государства как субъекта макроэкономического регулирования:
1. Целевая – состоит в определении целей, приоритетов и основных направлений развития национальной экономики.
2. Регламентирующая – государство с помощью законодательства, нормативно-правовой базы устанавливает правила деятельности для субъектов экономики, определяет правовое поле деятельности.
3. Корректирующая - распределение ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранение негативных последствий (экстерналий) и обеспечение нормальных социально-экономических условий жизнедеятельности общества.
4. Социальная - регулирование государством социально-экономических отношений, перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий.
5. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики – регулирование государственного сектора экономики, создание общественных товаров и благ.
6. Стимулирующая – формирование регуляторов, способных эффективно влиять на деятельность хозяйствующих субъектов и стимулирование экономических процессов в желательном для общества направлении.
7. Контрольная – государственный надзор и контроль за исполнением законов, нормативно-правовых актов, установленных экономических, экологических и социальных стандартов.
Реализация экономических
функций государства
Для решения сложных
социально-экономических
Реализация социально-
Недостатки государства — это его неспособность обеспечить эффективное влияние на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики распределения ограниченных ресурсов распространенным в обществе представлениям о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, которые отрицательно влияют на обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере ГРЭ. Это:
1) Ограниченность информации.
2) Невозможность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия (чересчур резкое вмешательство государства в экономику может вызывать негативные побочные последствия (экстерналии).
3) Несовершенство политического процесса (под влиянием избирателей, групп специальных интересов (лоббистов), политических манипуляций и т.п. государственные органы способные применять неадекватные методы регулирования и тем самым проводить неэффективную политику).
4) Ограниченность контроля над государственным аппаратом (особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность функционирования экономики, в частности приводить к чрезмерному росту управленческого аппарата и неоправданного увеличения бюджетных затрат).
Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место и недостатки рынка, и недостатки государственного вмешательства. При этом ослабить влияние одних недостатков чаще всего можно лишь за счет усиления влияния других. Принимая экономические решения, следует сопоставлять последствия влияния недостатков рынка и государства, чтобы определить оптимальную форму и границу государственного регулирования.
Теория государственного
регулирования экономики
1.4. Методы государственного регулирования экономики
Под методом ГРЭ необходимо понимать способ влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферы предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.
Методы ГРЭ классифицируются:
По формам влияния:
1. Прямые. Методы прямого регулирования непосредственно воздействуют на функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, директивные мероприятия макроэкономических планов и целевых комплексных программ, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т.п..
2. Косвенные. Методы косвенного регулирования — это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенной экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении. К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискального, бюджетного, денежно-кредитного, инвестиционного, амортизационного, инновационного и других направлений экономической политики.
По средствам влияния:
1. Правовые - система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти.
Предметом правового регулирования экономики являются: отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности; отношения «внутри» государства, между его органами по поводу распределения полномочий, определения их правового статуса; отношения между субъектами хозяйственной деятельности и т.п..
Основными формами правового
регулирования экономики в
2. Административные — это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей через установление их обязанностей, норм поведения и отдачи команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.
Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Он призван внедрять в жизнь законы, постановления, указы и распоряжения, которые играю важную организационную роль и определяют отношения между членами общества.
Административные методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экономической деятельности с точки зрения защиты интересов граждан, общества в целом, природной среды. В экономически развитых странах при нормальных условиях административные методы играют второстепенную роль. Использование их становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические средства ГРЭ оказываются недостаточными или действуют весьма медленно. Основными инструментами административного регулирования являются лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, государственные заказы, цены и т.п.
3. Экономические – связаны с созданием государством финансовых или материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы и поведение субъектов хозяйствования. Другими словами применение экономических методов ГРЭ дает возможность создавать экономические условия, которые побуждают субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или иные задачи в соответствии с общегосударственными и частными интересами. Регулирование с помощью экономических методов дает возможность субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведения.
Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной политики государства, других направлений государственной экономической политики.
Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы, и налоги, которые определяют бюджетные доходы. Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, и сдерживающую (рестрикционную) фискальную политику, направленную на сдерживание производства. Существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым направлениями политики.
В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирование инвестиционных программ, обслуживание государственного долга. Затраты государственного бюджета осуществляются также в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции.
Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Налоговая политика реализуется по двум направлениям: во-первых, это определение видов налогов и установление налоговых ставок, во-вторых, предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.
Денежно-кредитное
Важным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации. Внедрение его дает возможность предприятиям прогрессивных областей экономики уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестирования.
4. Пропагандистские (морально-этические) методы ГРЭ — это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.). Они охватывают мероприятия воспитания, разъяснения и популяризации целей и содержания экономической политики, средства морального поощрения и т.п. Суть этих методов состоит в том, чтобы формировать и поддерживать у людей определенные убеждения, духовные ценности, моральные позиции, психологические установки относительно деятельности государства. Для этого проводятся публичные лекции, специальные программы в СМИ, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы. Эффективность морально-этических методов зависит от надлежащей организации пропагандистских акций и степени доверия людей к государству.
Деятельность предприятий
(организаций) с государственной
формой собственности регулируется,
в основном, административными методами,
а с негосударственной – эконом