Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция

Описание работы

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

Содержание

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине

Работа содержит 1 файл

Темы 1-4.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

,    (2.1)

где: Ρі – ресурсы і – того вида;

       Пj – потребности j – того вида.

Каждый баланс представляет собой две взаимосвязанных группы показателей (частей, разделов баланса). Первая обобщает ресурсы в разрезе источников, другая характеризует потребности по направлениям использования их. В зависимости от вида баланса ресурсная часть и часть, которая характеризует потребности, могут иметь следующие названия: «доходы — затраты», «предложение — спрос», «поступления — распределение» и т.п.

Классификация балансов осуществляется по многими  признаками. По масштабам объекта  планирования выделяют национальные, отраслевые, региональные и т.п. балансы; по временным признакам — статические и динамические балансы; по единицам измерения - натуральные (материальные), стоимостные (финансовые), трудовые балансы и т.д. В составе ГПЭСР Украины разрабатываются: сводный финансовый баланс; баланс денежных доходов и расходов населения; торговый баланс; баланс капитальных вложений; сводный баланс трудовых ресурсов; баланс рынка труда; балансы производства и потребления основных видов ресурсов.

Балансовые  расчеты в макроэкономическом планировании предусматривают широкое использование социально-экономических норм и нормативов.

Нормативный метод основан на использовании прогрессивной, научно обоснованной системы норм и нормативов. С помощью норм и нормативов определяют потребности в производстве продукции (работ, услуг), обосновывают возможности удовлетворения этих потребностей, осуществляют контроль за эффективностью использования ресурсов во время реализации плановых задач. Нормы и нормативы по сущности являются качественными, относительными показателями. Они построены большей частью как показатели емкости и отдачи.

Показатели емкости (Не) характеризуют нормативные затраты ресурсов на получение определенного результата (эффекта):

,      (2.2)

где: Р – затраты  ресурсов;

       Э  – экономический результат.

Нормативные показатели отдачи (Но) являются обратными показателями емкости:

.    (2.3)

В планово-экономических  обоснованиях нормативы являются своеобразной константой, которая делает возможным осуществления расчетов двух типов. Во-первых, можно определить ожидаемый результат при имеющихся ресурсах, во-вторых, можно определить потребность в ресурсах для достижения определенного целевого результата:

Эо =   Эо =  Но * Рн,   (2.4)

Рт = Не * Эц,  Рт = ,    (2.5)

где: Эо, Эц – ожидаемый  и целевой экономический результаты;

       Рн, Рт – ресурсы наличные и  требуемые.

Система норм и нормативов состоит из таких основных групп: нормы эффективности общественного воспроизводства; нормы и нормативы затрат труда; нормы и нормативы затрат сырья, материалов, топлива, энергии; нормы и нормативы капитальных вложений и капитального строительства; финансовые нормы и нормативы; социальные нормы и нормативы; экологические нормы и нормативы и т.п.

Структура макроэкономического плана - это совокупность его разделов. Каждый раздел плана характеризует конкретные направления деятельности государства по реализации экономической политики в плановом периоде. За последние годы в Украине во время трансформации социально-экономических отношений претерпели изменения сущность, содержание и структура макроэкономических планов. В настоящее время Государственная программа экономического и социального развития Украины на соответствующий год состоит из таких разделов:

  1. Общие положения.
  2. Аналитический раздел.
  3. Целевой раздел.
  4. Отраслевой раздел.
  5. Социальная политика.
  6. Государственное регулирование экономики.
  7. Основные показатели.
  8. Основные балансы национальной экономики.
  9. Социально-экономическое развитие регионов.

Показатели  макроэкономического плана с  целью предания им адресного характера  группируются по соответствующим разрезам. Различают отраслевой, ведомственный, региональный и программный разрезы.

 

 

2.4. Государственное  программно-целевое планирование

 

Недостатки  рыночного саморегулирования и  государственного вмешательства в  экономику порождают сложные  социально-экономические проблемы, решение которых связано с  использованием так называемого программно-целевого метода планирования.

Использование данного метода предусматривает: определение проблемы и формулирование целей; разработку и реализацию программы, направленной на достижение целей; систематический контроль за качеством и результатами работ, предусмотренных программой; корректировку мероприятий, направленных на реализацию целей.

Программно-целевой  метод планирования реализуется  через целевые комплексные программы. Целевая комплексная программа (ЦКП) — это документ, в котором содержится определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение целей. В настоящее время в Украине проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по нескольким десяткам государственных и межгосударственных ЦКП и внедряются их результаты.

Классификация ЦКП осуществляется по таким основным признакам:

1. По времени (краткосрочные  на 1-2 года;  среднесрочные до 5 лет  и долгосрочные - свыше 10 лет).

2. По масштабам (национальные, региональные, отраслевые и т.д.).

3. По целям  (конъюнктурные и структурные).

4. По объектам (экономические, социальные, научно-технические,  экологические).

Проект программы  включать такие типовые разделы: целевой, сводный, организационный.

В целевом разделе приводятся постановка и описание проблемы, а также способы решения ее. Конкретность, определенность сроков достижения и реальность целей обеспечиваются с помощью построения дерева целей. Оно служит основой для определения альтернативных средств и методов достижения целей, построения дерева решений.

Сводный раздел программы включает основные показатели программы, перечень основных мероприятий программы, ресурсное обеспечение мероприятий программы. Перечень основных показателей программы обусловлен характером и спецификой проблем и целей. Он может включать показатели, которые отражают: объемы производства продукции (работ, услуг); введение в действие производственных мощностей, основных фондов и объектов производственного и непроизводственного назначения; прирост запасов полезных ископаемых; характеристику структурных сдвигов в экономике; повышение уровня жизни население и т.п.

Организационный раздел содержит механизм управления процессом реализации программы. Такой механизм предусматривает создание направленной на реализацию предусмотренных программой мероприятий системы правовых, административных и экономических регуляторов. Основным элементом организационного механизма реализации задач программы является механизм государственных заказов (контрактов).

Государственный контракт - основной документ, который регулирует экономические, правовые и организационные отношения между государственным заказчиком и исполнителем. В контрактах должны быть указаны требования относительно объемов, номенклатуры и качества продукции (работ, услуг), а также четко определены сроки поставок продукции (выполнения работ, предоставления услуг) конкретным потребителям.

Реализация  программы состоит из двух основных стадий: заключения государственных контрактов и выполнение комплексов работ. Во время выполнения программных мероприятий может осуществляться контроль. Целью контроля является содействие тому, чтобы фактические результаты по возможности полнее отвечали задачам (целям) программы.

 

 

Тема 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

 

3.1. Государственный бюджет  как инструмент ГРЭ

3.2. Финансовая политика  государства

3.3. Налоговое регулирование

3.4. Денежно-кредитное  регулирование

 

3.1. Государственный  бюджет как инструмент ГРЭ

 

Государственный бюджет играет важную роль в общественном перераспределении  ресурсов и является главным звеном государственной финансовой систем. Бюджет, в общем понимании, — это план образования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций определенной организации. Например, бюджет субъекта хозяйствования известен под названием бухгалтерского баланса.

Государственный бюджет — это годовой план государственных затрат и источников их финансового покрытия.

Взаимосвязи бюджета с другими  звеньями финансовой системы регулируются действующим законодательством. Совокупность всех бюджетов, которые входят в  состав бюджетной системы Украины, называется сводным (консолидированным) бюджетом Украины.

Под бюджетным устройством понимают организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь между ее отдельными элементами и звеньями.

Бюджет составляется согласно бюджетной классификации.

Бюджетная классификация – это единая международная система функционального группирования доходов и затрат бюджета по однородным признакам. Она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, определить характер регулирующих действий государства по поиску доходных источников и направлений использования полученных средств.

Фискальная (от слова Фиск – казна, казначейство) функция бюджета состоит в финансовом обеспечении выполнения государством основных функций, которые находятся в сфере ее ответственности.

При выполнении этой функции  необходимо помнить, что госбюджет рассматривается не только как смета поступлений и затрат, но прежде всего – как способ обеспечения макроэкономического сбалансирования и экономического роста, финансовый план, который предусматривает воспроизведение условий для собственного финансирования в долгосрочном периоде.

Регулирующая  функция бюджета опирается на фискальное перенаправление части ресурсных потоков в стране соответственно установленным законом о Государственном бюджете направлениям.

Изъятие части общественного  продукта в виде налогов и неналоговых  поступлений в бюджет позволяет  корректировать использование этого  продукта, воздействуя на объемы совокупного  спроса и пропорцию между потреблением и накоплениями в экономике. На этапе спада затраты бюджета увеличиваются, компенсируя потерю части общественного спроса, что оживляет экономику, но ухудшает баланс бюджета. На этапе экономического подъема рост налоговых поступлений улучшает баланс бюджета. В случае действия прогрессивной шкалы налогообложения увеличение доходов ведет к росту части налоговых выплат, что является своего рода «встроенным» стабилизатором, «охлаждающим» экономику. Снижение налоговых ставок и увеличение государственных затрат используется как рычаг активизации экономической динамики, в тот час как повышение налоговых ставок и уменьшение затрат является одним и способов предупреждения «перегрева» экономики. Таким образом, бюджет играет антицикличную и стабилизационную роль

Стратегическая функция бюджета определяется структурою государственного потребления и государственных инвестиций и реализуется через влияние государства на межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов внутри страны в соответствии с поставленными долгосрочными стратегическими приоритетами.

Прежде всего это  государственные закупки (госзаказы) продукции определенных отраслей, бюджетные  капиталовложения в отрасли, которые  определены как стратегически важные, но которые не могут привлечь по объективным причинам частный капитал, в депрессивные регионы и т.д. Указанная функция приобретает особое значение в переходных экономиках, в которых происходит существенная структурная перестройка.

Стимулирующая функция бюджета состоит во влиянии мер бюджетной политики на активизацию экономических процессов.

Если регулирующая и  структурная функции могут быть направлены как на ускорение так  и на торможение экономических процессов, то стимулирующая функция бюджета  состоит в создании максимально  благоприятных условий для эффективной предпринимательской деятельности в русле законодательства и национальных интересов страны с помощью налоговых стимулов, субсидий или дотаций, инвестиций и т.д.

Кроме фискальной, все  остальные функции государства  являются не прямыми и их реализация простирается дальше границ одного года, но именно через фискальные функции государства. Поэтому, эффективность их исполнения госбюджетом можно определить по итогам одного года лишь частично.

Основные стратегические направления бюджетной политики:

обеспечение полного и своевременного исполнения финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;

устранение дестимулирующих  элементов и усиление стимулирующих  функций бюджетной политики, прежде всего в направлениях реформирования налоговой системы и политики бюджетных затрат;

уменьшение долговой нагрузки на экономику.

Бюджетное финансирование - это безвозвратное направление средств соответствующих бюджетов (государственного, областного, районного, городского и т.д.) на содержание организаций в соответствии со сметой затрат.

Бюджетные резервы - это фонды непредвиденных затрат, которые создаются в соответствующих бюджетах для обеспечения бесперебойного финансирования запланированных в бюджетах мер при снижении доходов или в случае финансирования непредвиденных мер неотложного характера. Размеры бюджетных резервов обычно составляют 3% от объема соответствующего бюджета.

Информация о работе Государственное регулирование экономики