Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция
Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине
НБУ подотчетен Президенту и Верховной Раде Украины в границах их конституционных полномочий. НБУ и Кабинет Министров Украины проводят взаимные консультации по вопросам ДКП. Согласно закону «О Национальном банке Украины» НБУ поддерживает экономическую политику КМ Украины, если она не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы Украины. Национальному банку Украины запрещается предоставлять прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование затрат государственного бюджета.
Государственное кредитно-денежное регулирование НБУ осуществляет с помощью специфических инструментов (методов) регулирования. Инструменты делятся на прямые и косвенные.
Прямым вмешательством в рассматриваемую сферу считается ограничение роста кредитных вложений. Суть данного метода заключается в том, что Национальный (центральный) банк ограничивает рост кредитных вложений, производимых коммерческими банками в небанковском секторе. Это выражается в установлении для коммерческих банков процентной нормы сумм, проходящих через кредитные операции в течение определенного времени. При несоблюдении установленных норм центральный банк применяет к банку санкции. Они могут выступать в виде обязательных выплат банком штрафных процентов или перевода на счет центрального банка суммы, равной размеру превышенного кредита.
Косвенные инструменты денежно-кредитной политики НБУ:
1. Политика учетной ставки. При их применении Национальный банк выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Кредиты он выдает при условии переучета векселей (дисконтная политика) обращающихся к нему банков или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Ставка, определяемая Национальным банком по таким кредитам, в экономической науке и практике называется официальной учетной ставкой. Итак, учетная ставка - это цена за пользование деньгами. Учетные ставки коммерческих банков зависят от учетной ставки НБУ, по которой он предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Разница (маржа) между учетной ставкой НБУ и ставками коммерческих банков является источником прибыли для последних. В нормальных условиях она не превышает нескольких долей процента.
Национальный банк имеет право в любое время изменить эту ставку. Повышая ее, он увеличивает “цену” кредита, чем ограничивает спрос со стороны коммерческих банков на заемные средства, или же, наоборот, снижая ее, - стимулирует этот спрос. Коммерческие банки, взяв в центральном банке кредиты, ссужают эти средства, но уже под более высокий процент, другим субъектам экономики. Рост процентной ставки, то есть “удорожание” кредита, ограничивает спрос на заемные ресурсы, гасит стремление фирм к новым инвестициям. Снижение же ставки делает кредит “дешевле”, доступнее, что стимулирует частный сектор к новым инвестициям. Практически это выражается в расширении покупок акций, производственного оборудования, в строительстве новых производственных помещений и т.д.
Описанным методом роль учетной политики не ограничивается. Учетная политика усиливает эффект других регулирующих воздействий Национального банка на денежно-кредитную сферу, в частности на операции, проходящие на открытом рынке, и на нормы обязательных резервов. Кроме того, учетная политика Национального банка является для других субъектов экономики индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений. Если, к примеру, официальная учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намерено свертывать деловую активность. И наоборот, снижение ее свидетельствует о стремлении правительства стимулировать развитие экономических процессов.
Учетная политика Национального банка может дополняться другими методами. Например, центральный банк вправе изменить состав ценных бумаг, которые используются в учетных и ломбардных операциях.
2. Система обязательных резервов. Политика обязательных резервов как инструмент денежно-кредитной политики государства выполняет практически две функции - это определенное страхование банковских вкладов и регулирование денежно-кредитной политики. Практика банковской деятельности, сложившаяся в конце XIX - начале XX века, показала, что операции в сфере кредитных отношений требуют определенного страхования. Нередки были ситуации, когда банки, чрезмерно увлекаясь кредитной экспансией, попадали в тяжелое положение, не имея возможности выполнить требования своих вкладчиков о возврате средств. Таким образом, у правительств разных стран появился повод к изданию законов о контроле над банками, в частности, в целях защиты интересов вкладчиков. Так родилась и практически реализовалась идея о создании минимальных резервов. Впервые такой порядок был введен в США в 1933 г. в рамках “Нового курса” Ф. Рузвельта.
Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение суммы предписанного вложения коммерческого банка в центральном банке к срочным обязательствам этого банка.
Суммы, представляющие собой обязательные минимальные резервы коммерческих банков, хранятся в центральном банке в форме бессрочных вкладов. Эти средства должны гарантировать работу банков в течение определенного периода (как правило, месяца). Если коммерческий банк не выполняет данного требования, ему приходится выплачивать штрафные проценты.
Механизм действия политики минимальных резервов достаточно прост. Установление определенного минимального уровня обязательного резерва и необходимость держать его в центральном банке ставит коммерческие банки в определенную зависимость от него. Центральный банк, повышая величину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая - стимулирует ее.
Политика минимальных резервов как инструмент кредитной политики государства является относительно “грубым” способом вмешательства в экономические процессы. Поэтому обычно он используется в сочетании с другими мерами кредитного регулирования, в частности с учетной и ломбардной политикой.
3. Регулирование с помощью операций с ценными бумагами на открытом рынке. НБУ, покупая и продавая ценные бумаги коммерческим банкам, нефинансовым структурам и населению, эффективно влияет на развитие денежно-кредитных отношений в стране.
Коммерческие банки, покупая ценные бумаги Национального банка, уменьшают свои резервы, что сокращает возможность кредитования потенциальных заемщиков. При продаже ценных бумаг Национальному банку коммерческие банки увеличивают свои резервы. Это делается для того, если необходимо увеличить предложение денег. Вследствие этого коммерческие банки получают деньги, увеличивают свои резервы и мультипликативно увеличивают денежное предложение. Обратный эффект наступает, когда центральный банк осуществляет продажу ценных бумаг.
Нефинансовые структуры, покупая ценные бумаги Национального банка, сокращают свои депозиты (средства на банковских счетах) в коммерческих банках. Таким образом, НБУ получает возможность непосредственно влиять на эти структуры, уменьшая роль в этом деле коммерческих банков.
Поэтому политику проведения операций на открытом рынке считают самым эффективным инструментом кредитной политики. Операции на открытом рынке ценных бумаг по своей природе вполне рыночный инструмент, соответствующий рыночным “правилам игры”. В то же время позволяет Национальному банку выходить на нефинансовый сектор экономики.
Обладая несомненными достоинствами, данный инструмент имеет недостатки. К ним, в частности, относятся ограниченные временные рамки. Чем длиннее срок действия ценных бумаг, тем продолжительнее период использования данного инструмента кредитной политики. Другим фактором является ограниченность ресурсов ценных бумаг Национального банка. На практике этот недостаток устраняется (смягчается) обычно двумя способами: либо государство предоставляет НБУ дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право выпускать их самостоятельно.
4. Административные
меры регулирования кредитно-
4.1. Сущность структуры экономики
4.2. Структурная политика государства
4.3. Государственная
4.1. Понятие структуры экономики
Экономика любой страны является сложной системой, то есть совокупностью качественно определенных подсистем, между которыми существует закономерная связь. Специфические признаки, присущие системе: система состоит из подсистем (элементов) низшего уровня; каждая подсистема (элемент) имеет все признаки системы; все подсистемы (элементы) взаимосвязаны. Соотношения, которые отражают взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными частями экономики в процессе ее развития, характеризуются понятием «структура экономики».
Влияние структурных изменений в экономике на динамику макроэкономических показателей называется структурным эффектом.
Количественно характеристику
любого вида структуры можно определить
как удельный вес (УВ, %) отдельных
структурных элементов в
УВаі = , (4.1)
где: аі – количественное значение элемента аі (элемента экономической системы)
Σаі – сумма всех элементов структуры.
В зависимости от характера элементов и содержания экономических явлений, связи между которыми отражаются в пропорциях, на макроэкономическом уровне различают множество видов структурных соотношений. Для государственного регулирования наибольшее значение имеют следующие основные виды структурных соотношений - воспроизводственная, отраслевая, социальная, региональная, внешней торговли.
Воспроизводственную структуру характеризуют соотношения:
1. Между производством средств производства и производством предметов потребления. Эти соотношение определяет динамику и структуру общественного производства. Оптимальных темпов экономического развития можно достичь при разнообразных соотношениях отдельных элементов общественного продукта. Это обуславливается взаимодействием факторов, связанных с достижениями научно-технического прогресса, качественным ростом общественных потребностей, производительностью труда, ограниченностью природных ресурсов, экологическими проблемами, международным разделением труда, специализацией производства и другими факторами.
2. Между возмещением использованных средств производства и вновь созданной стоимостью. Характеризует соотношение стоимости изношенных средств производства (амортизация) и стоимости потребленных в производстве предметов труда (промежуточный продукт), что в совокупности составляет фонд возмещения, и величины вновь созданной стоимости (чистой продукции) за год.
3. Между потреблением и накоплением. Выражает соотношение частей чистой продукции, которые направляются на производственное накопление и создания резервных фондов (фонд накопления), и стоимости материальных благ, которые используются на личное потребление населением (фонд потребление). Если большей является часть накопления, то меньшей становится часть потребления. Тем не менее, при определенных условиях увеличения ВВП соотношение между потребления и накоплением может оставаться неизменным, т.е. абсолютная сумма потребление и накопления может возрастать одновременно. Пропорция между потреблением и накоплением, с одной стороны, определяет темпы экономического роста, а с другой - уровень потребительского спроса, возможности удовлетворения текущих потребностей населения.
4. Между производственными областями и инфраструктурой. В настоящее время динамическое развитие инфраструктуры — одно из приоритетных направлений структурной политики. Инфраструктура делится на две группы: производственную и непроизводственную. К первой группе относят отрасли, которые непосредственно обслуживают материальное производство: связь, производственный транспорт, дорожное хозяйство, энерго-, водо- и газоснабжение, финансово-кредитное обслуживание и т.п. Ко второй группе относят отрасли, которые опосредствованно связаны с производством: общее и профессиональное образование, здравоохранение и т.п.
Ведущая роль в структурной характеристике экономики принадлежит отраслевой структуре. Отраслевая структура характеризует вклад отдельных производств, отраслей, межотраслевых комплексов в воспроизводство ВВП. Научно-техническая революция существенно влияет на отраслевые структурные сдвиги. Сегодня в мире происходит переход от пятого технологического уклада к шестому. Пятый технологический уклад характеризуется развитием микроэлектроники, телекоммуникаций, гибкой автоматизации, комбинированным применением разных композитных материалов. В сфере транспорта он характеризуется опережающим развитием автотранспорта, в энергетике — увеличением потребления природного газа. Ключевыми производствами шестого технологического уклада являются информатика и микроэлектроника, на базе которых будут формироваться системы искусственного интеллекта, развитие космо- и биотехнологии, которые революционно повлияют на развитие многих отраслей экономики. Экономика Украины характеризуется технологической многоукладностью, хотя в структуре экономики представлены элементы пятого уклада, а в разработках некоторых НИИ — и шестого.
Региональная
(территориальная) структура экономики характеризует взнос отдельных
регионов в воспроизводство ВВП. Элементами
территориальной структуры на макроуровне
являются административно-