Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция

Описание работы

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

Содержание

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине

Работа содержит 1 файл

Темы 1-4.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

 

1.5. Модели государственного  регулирования экономики

 

Существую четыре модели государственного регулирования экономики:

 

1. Американская. Либерализованная система управления национальной экономикой, в которой основной акцент делается на рыночные регуляторы экономических процессов. Государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредованных методов с целью создания «правил игры» и благоприятных условий для развития бизнеса.

В американской модели масштабы государственного вмешательства в  экономику минимальны. Но и это  приносит свои положительные результаты. Многие американские ученые констатируют, что вынужденность терпения в США определенной «доли социализма» (государственного регулирования) позволяет экономике сохранять динамизм развития.

2. Японская. Централизированное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования экономических, опосредствованных и неформальных методов ГРЭ. Особенностью экономики Японии является то, что в основе ее рыночного механизма стоят государственно-корпоративные структуры. Доминирует психология коллективизма, солидарности, подчинения личных интересов коллективным и государственным.

3. Немецкая. В системе управления национальной экономикой активно используются рыночные регуляторы (прежде всего конкуренция) и создание на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан.

4. Шведская. Управление социально-экономическим развитием страны на основе активного вмешательства государства в процесс распределения и перераспределения доходов, создание общей системы социальной защиты населения, доминирование идеи равности и солидарности.

 

 

1.6. Система  государственного управления социально-экономическим  развитием в Украине

 

Система государственных  органов управления социально-экономическим развитием страны состоит из центральных и местных органов.

Высшим законодательным  органов власти является Верховная  Рада Украины, которая уполномочена:

принимать и изменять законы, постановления и другие законодательные  документы, а также осуществлять контроль за их исполнением;

определять основы государственной  экономической политики, в том  числе кредитно-денежной, внешнеэкономической, ценовой и налоговой;

утверждать государственный  бюджет страны.

Гарантом Конституции  и Главой государства является Президент, который управляет экономикой с помощью указов, постановлений и распоряжений. Ему подчиняется Правительство – кабинет Министров Украины. Президент предлагает кандидатуру премьер-министра, которую утверждает Верховная Рада. В свою очередь Премьер-министр предлагает на утверждение Президенту министров и вице-премьеров, а также вносит предложения о целесообразности нахождения на своих постах губернаторов областей.

Кабинет министров Украины  – высший исполнительный орган государственной  власти. Ему принадлежит основная роль в управлении экономикой. Он обязан обеспечивать реализацию законов, постановлений и других законодательных актов.

Общая структура Кабинета Министров Украины состоит из таких министерств:

- экономики;

- финансов;

- труда и социальной  политики;

- топлива и энергетики;

- аграрной политики;

- охраны окружающей  среды;

- транспорта и связи;

- юстиции;

- внутренних дел;

- зарубежных дел;

- культуры и искусства;

- по вопросам чрезвычайных  ситуаций;

- охраны здоровья;

- по связям с Верховной  Радой Украины;

- обороны;

- образования и науки;

- промышленной политики;

- по делам семьи,  детей и молодежи.


Обязанности по государственному регулированию экономики возложены  на Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции. Основными  функциями министерства являются:

- непосредственное участие  в реализации социально-экономической  стратегии государства;

- определение приоритетов  развития национальной экономики;

- разработка программы  социально-экономического развития  страны, структурной и инновационной политики;

- участие в разработке  социальной, внешнеэкономической, финансовой, кредитно-денежной и валютной  политики;

- координация усилий  министерств и ведомств на  эффективное решение социально-экономических  проблем на основе законодательства, указов и распоряжений Президента, постановлений правительства.

Органы местной власти - органы местной исполнительной власти и местного самоуправления. При детальном  рассмотрении их обязанностей видно, что  они имеют как отличия, так  и схожие направления. Основными обязанностями местных органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере государственного экономического управления являются:

- реализация государственной  экономической политики;

- являются самостоятельными  участниками внешнеэкономических  связей;

- распоряжаются и используют  природные ресурсы;

- управляют местными  бюджетами;

- создают условия для  исполнения государственных и  региональных программ;

- обеспечивают соблюдение минимальных социальных стандартов.

Высшим судовым органом  страны является Конституционный суд Украины. Судовые, правовые органы управления разных уровней призваны следить за выполнением законов, рассматривают конфликтные ситуации и претензии субъектов хозяйствования.

В Украине существуют и негосударственные органы управления экономикой. К ним относятся ассоциации, объединения, союзы (профсоюзы, защиты прав потребителей, молодежные, экологические, ветеранов, отраслевые и т.д.)

 

Тема 2. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

 

2.1. Сущность социально-экономической  стратегии

2.2. Социально-экономическое  прогнозирование

2.3. Макроэкономическое  планирование

2.4. Государственное программно-целевое  планирование

 

2.1. Сущность  социально-экономической стратегии

 

В соответствии с теорией  менеджмента стратегия — это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии организации (государства).

Определение общественных потребностей и интересов осуществляется через обобщение и объединение  личных, коллективных и государственных  интересов. Общественным источником возникновения  и фиксирования целей являются потребности  и интересы людей. Эти векторы целеполагания государственной экономической политики являются основными для так называемого гражданского общества. Разнообразие потребностей, взглядов, подходов, мотивов и интересов в соответствии с постиндустриальной концепцией развития является необходимым и желательным, поскольку порождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие.

Сама сущность государственной  социально-экономической стратегии  требует налаженного механизма  построения целей, в том числе  логического продвижения от абстрактного общего предвидения (футурологии) к конкретному прогнозированию и далее — к макроэкономическому планированию и программированию. Поэтому отказ от планирования означает отказ от целеполагания в ГРЭ, а в итоге, и от самого регулирования.

Иерархия целей строится по принципу приоритетов потребностей и интересов общества. Оценка важности и ранжирование целей осуществляется в соответствии с политикой приоритетов. В данном контексте приоритеты — это важнейшие направления социально-экономической политики.

Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными  методами на основании определенных критериев (факторов). Основными критериями являются: социально-экономическая эффективность; скорость получения положительных результатов и минимум необходимых ресурсов для реализации намеченного.

Ранжирование целей  осуществляется путем размещения их в порядке уменьшения приоритетности. Для этого сначала определяются самые приоритетные цели (цели первого  ранга), дальше — самые существенные из тех, которые остались (цели второго ранга), и т.д. Для приведения в порядок целей разных иерархических уровней строится так называемое дерево целей. Цель считается достигнутой, если достигнуты все подцели низшего уровня.

Центральной, определяющей вершиной дерева целей является стратегическая цель, которая предопределяет качество самого общества, обеспечивает сохранение и совершенствование его. Стратегические цели раскладываются на тактические и оперативные. Тактические цели определяют средства, формы и способы деятельности, отвечающие конкретным обстоятельствам на данный момент и обеспечивают достижение стратегических целей. Тактические цели, как правило, фиксируют большие блоки действий. Оперативные цели связаны с необходимостью предотвращения угрозы возникновения отрицательных явлений и преодоления последствий форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, естественных катаклизмов, техногенных катастроф, социальных волнений и т.п.).

Иногда стратегическую цель называют главной, а подцели, которые  делают возможным достижение ее — обеспечивающими. Существует также градация целей: по масштабам — общие (для системы) и частные (для подсистем); по результатам — конечные и промежуточные; по времени — долгосрочные (отдаленные), среднесрочные (близкие) и краткосрочные (непосредственные).

Задачей анализа целей  является сопоставление стратегических, тактических и оперативных целей  с возможностями экономики. Результатом  такого сопоставления является корректирование  целей, которые будут подлежать  реализации через макроэкономические планы (программы) на долго-, средне- и краткосрочный периоды.

Цели должны отвечать трем основным требованиям: конкретность, определенность во времени и реальность.

Конкретность достигается установлением количественных и качественных ориентиров (нормативов) — информационной базы для планово-экономических расчетов, организационных решений, оценки результатов деятельности государственных органов и субъектов хозяйствования и контроля.

Определенность  во времени предусматривает формулирование сначала главной цели, потом — подцелей второго, третьего и т.д. уровней с указанием сроков достижения их.

Реальность означает, что цели не должны превышать возможности экономики. Иначе это может привести к значительным убыткам и обострению социально-экономических проблем.

Отбор инструментов государственного регулирования осуществляется с  целью определения необходимости  и возможности применения их для  достижения соответствующих целей.

С целью достижения стратегических, тактических и оперативных целей, а также определения путей и средств реализации их может формироваться концепция социально-экономического развития. Концепция — это система взглядов на определенные явления, а также способ их понимания, толкования и интерпретации. Разработка концепции является необходимым условием последовательной и преемственной экономической политики. Она должна разрабатываться на долго-, средне- и краткосрочную перспективу. Концепция основывается на трех основных элементах: анализе состояния экономики, анализе целей и выборе инструментов государственного регулирования.

Стратегия социально-экономического развития формируется через макроэкономическое прогнозирование (предвидение возможного состояния объектов в будущем и определение альтернатив развитию), макроэкономическое планирование (определение целей, приоритетов развития и мероприятий, направленных на достижение целей) и государственное программно-целевое планирование (определение наиболее актуальных социально-экономических проблем и мер по решению этих проблем).

Стратегической целью Украины в условиях трансформации экономики, направленной на объединение механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования, является построение социально ориентированной рыночной экономики.

 

2.2. Социально-экономическое  прогнозирование

 

Жизнь современного общества невозможна без определения перспектив его  развития. Прогнозирование — один из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики экономической  политики государства.

Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Одним из важнейших направлений является социально-экономическое прогнозирование общественного развития.

Прогнозирование является связующим  звеном между теорией и практикой. В методологии прогнозирования  различают два аспекта: теоретический  и управленческий. Теоретический аспект состоит в том, что с помощью прогнозирования осуществляется анализ реальных фактов и причинно-следственных связей, оценка и описание возможных и желательных перспектив развития объекта. Практический (или управленческий) аспект состоит в том, что прогнозирование формирует рекомендации по ГРЭ на соответствующую перспективу.

Информация о работе Государственное регулирование экономики