Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:29, лекция

Описание работы

Государство всегда выполняло классические экономические функции. Она законодательно формировала так называемые «общие правила игры», которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе и такие рыночные институты как банки, биржи, акционерные общества. Практика экономического развития общества без или с чересчур рьяным вмешательством государства доказало свою несостоятельность и даже вредность. Это относится как к классическому капитализму, где государство почти не вмешивается, так и к социализму, где его роль главная и определяющая.

Содержание

1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.2. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
1.3. Функции государства в современной экономике.
1.4. Методы государственного регулирования экономики.
1.5. Модели государственного регулирования экономики
1.6. Система государственного управления социально-экономическим развитием в Украине

Работа содержит 1 файл

Темы 1-4.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом (прибыль, имущество, добавленная стоимость товара (услуги), использование природных ресурсов, доходы граждан и т.д.).

Субъект налогообложения (плательщик налога) – это юридическое или физическое лицо, которое согласно действующему законодательству обязано платить налоги или другие обязательные платежи.

Основные  функции налогов: фискальная, социальная и регулирующая. Сущность фискальной функции заключается в получении и аккумулировании налоговых платежей и формирование на их основе доходной части бюджета для финансирования государственных затрат. Сущность социальной функции налогов — в поддерживании социального равновесия через сокращение большого расхождения реальных доходов отдельных социальных групп населения. Сущность регулирующей функции налогов в том, что посредством налоговых рычагов (виды налогов, объекты налогообложения, база налогообложения и т.д.) происходит стимулирование (дестимулирование) определенных форм экономической деятельности, производства и потребления, отраслей и регионов.

Налоговая система - совокупность взимаемых государством в данной стране налогов, правила налогообложения и органы, реализующие налоговые функции.

В систему налоговых органов входят органы сбора налогов в лице налоговой инспекции и надзора за внесением налогов в лице налоговой полиции.

В Украине - Государственная  налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации  в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, в городах, районах в городах, межрайонные государственные налоговые инспекции, а также налоговая милиция Украины.

Налоговая система основывается на следующих принципах:

1. Обязательности уплаты налогов – разработка норм обязательных платежей (налогов) определенных по достоверным данным об объекте налогообложения и установление ответственности об уклонения от их оплаты.

2. Равенства субъектов налогообложения – это недопущение любых проявлений налоговой дискриминации. Обеспечивается единым подходом к субъектам хозяйствования при определении их налоговых обязательств.

3. Социальной справедливости – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем внедрения экономически обоснованного налогообложения. Это установление необлагаемого минимума, применение дифференцированного налогообложения доходов граждан (предприятий) с различным уровнем доходов и т.д.

4. Стабильности – обеспечение неизменности налогов и обязательных платежей в течении бюджетного года.

5. Научной обоснованности – установление новых или изменение размера действующих налогов должны научно обосновываться и проходить практическую апробацию.

6. Равномерности уплаты налогов – определяется установлением сроков оплаты налоговых обязательств, исходя из необходимости обеспечения поступления средств в бюджет.

7. Доступности – обеспечение открытости информации о видах налогов, суммах и формах.

8. Стимулирования – при определении видов и размеров обязательным условием является степень их влияния на социально-экономическое развитие.

Система налогообложения  — это нормативно определенные органами законодательной власти налогоплательщики, их права и обязанности, объекты налогообложения, виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты, взносы в государственные целевые фонды, а также порядок взыскания установленных налоговых платежей, сборов и взносов.

Также инструментами  налогового регулирования являются налоговые льготы, которые закреплены в нормативных актах как исключения из общей схемы вычисления конкретного вида налога, и касаются объекта, ставки или других составных налогообложения.

По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам: прогрессивный налог, пропорциональный налог, регрессивный налог.

Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).

Такой принцип  наиболее часто используется при  сборе подоходного налога. В Украине он отменен с 1.01.2004 г. Сейчас в пенсионный фонд Украины собирают от 1 до 5% в зависимости от заработка.

При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода. С 1.01.2004 г. подоходный налог с доходов граждан 13% (с 1.01.2005 г. – 15%).

При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Например, вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы.

Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство, а пропорциональное и регрессивное - в большей степени с косвенными налогами (такими, как акцизные сборы, налоги на продажи, налог на добавленную стоимость, НДС). Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок - размера налога на единицу налогообложения.

В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных последствий, важнейшими из которых  выступают:

    • подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,
    • деформирование и торможение процесса производства,
    • снижение трудовой активности,
    • рост "теневой" экономики,
    • массовая практика уклонения от налогов,
    • сокращение поступлений в госбюджет.

Наглядным примером воздействия неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система Украины (особенно 1990-х гг.), когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.

Американский  экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь  между величиной ставки налога и  поступлениями в госбюджет средств  от сбора налогов. Он установил следующую  закономерность: повышение налоговой  ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера (рис. 3.1).



 


 


 


 

 

Каждая страна рано или  поздно сталкиваются с необходимостью реформирования налоговой системы. Вот здесь роль государства резко  возрастает. В Украине уже давно  говорят о налоговой реформе  и кое-какие шаги уже предприняты (снижение подоходного налога, налога на прибыль предприятий, введение электронного возврата НДС и т.д.). Что же должно быть учтено при проведении налоговой реформы?

Перестройка налоговой  политики должна исходить прежде всего  из потребности максимизации регуляторной и стимулирующей функции налоговой системы. Основными задачами налоговой реформы являются снижение и выравнивание налогового бремени, усиление налогового контроля за затратами производства, минимизация затрат исполнения и администрирования налогового законодательства, снижение ставок налогов. Система налогообложения должна быть максимально упрощена. Необходимо существенно повысить налогообложение непродуктивных видов деятельности: бизнес развлечений, некоторых видов посредничества и т.д.

Целями налоговой реформы (ориентирами) в Украине должны быть:

стимулирование динамического  развития экономики;

структурная перестройка  экономики, стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;

стимулирования занятости  и самозанятости;

повышение благосостояния населения и развитие человеческого капитала.

Любая реформа может  привнести в экономику как  положительные моменты, так и  отрицательные. При проведении реформы  необходимо помнить о следующем:

1. Одномоментная замена  существующего налогового законодательства  на полностью новую в условия недостатка квалифицированных кадров как на предприятиях, так и в налоговой службе приведет в массовому возникновению недоразумений и сбоев в механизме оплаты и сбора налогов. Это приведет к резкому росту затрат на функционирование налоговой системы, что, учитывая тотальный дефицит денег у субъектов экономики, притормозит экономическое развитие и углубит и без того значительную нестабильность.

2. Резкое снижение  налогового бремени благоприятствует  увеличению свободных денег в  распоряжении предприятий, но сильно, особенно в краткосрочном периоде, сократит доходы бюджета, что уменьшит влияние государства на процесс реформирования экономической системы и общества в целом. По мнению большинства специалистов временной промежуток с момента изменения налоговой политики до начала реального роста доходов бюджета составит от полугода до двух лет. А изменения в темпах экономического роста появятся еще позже.

3. Надежда на то, что  снижение ставок налогообложения  сразу существенно сократит «теневую»  экономику, могут не оправдаться, и база налогообложения в таком случае автоматически не увеличится. Поэтому налоговая реформа должна проводиться в комплексе с мерами по стимулированию конверсии некриминального «теневого» капитала, предоставления соответствующих механизмов и гарантий сохранения неприкосновенности легализированного капитала и его хозяина.

4. Сомнительным является  утверждение о том, что чем  меньше количество налогов, тем  эффективнее налоговая система  и тем лучше выполняется государством  регулирующая функция налогообложения. Реальность и опыт показывают, что хозяйская деятельность в современном мире настолько разнообразна, что небольшим количеством средств бюджетно-налоговой политики регулировать их не возможно. Для успешного управления экономикой с помощью налоговой политики необходим адекватный набор инструментов в виде налогов, налоговых льгот и специальных налоговых программ.

5. Налоговая система  не должна быть статической,  ее необходимо постоянно совершенствовать, изменять вместе с изменениями  в экономики. Поэтому за государством должно быть право вносить изменения в налоговое законодательство. Этот процесс необходимо сделать прозрачным, а также четко определить субъектов, которые это могут делать.

 

3.3. Денежно-кредитное  регулирование

 

Денежно-кредитная  политика (ДКП) — это комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса. Осуществление государством продуманной денежно-кредитной политики предусматривает размежевание ее стратегических и тактических целей.

Стратегическая  цель ДКП подчинена общим стратегическим целям социально-экономической политики государства. Тактической целью является обеспечение внутренней стабильности денег, т.е. оптимального равновесия между спросом и предложением денег. Определяя тактические и оперативные задачи денежно-кредитной политики, нужно учитывать необходимость дифференциации ее в зависимости от конкретной макроэкономической ситуации. Тактика монетарной политики должна быть гибкой, т.е. изменяться соответственно ситуации на рынке.

Государственное кредитно-денежное регулирование осуществляет центральный банк Украины - Национальный банк Украины (НБУ).

Национальный  банк Украины (НБУ) является особым центральным органом государственного управления и имеет уставной капитал в размере 10 млн. грн., что является государственной собственностью. Размер уставного капитала может быть изменен по решению Совета Национального банка Украины. НБУ является экономически самостоятельным органом, который осуществляет расходы за счет собственных доходов в границах утвержденной сметы, а в некоторых случаях - также за счет государственного бюджета. Национальный банк Украины является юридическим лицом, имеет отдельное имущество, которое является объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении.

Национальный банк Украины  не отвечает по обязательствам органов  государственной власти и других банков, а органы государственной власти и банки не отвечают по обязательствам НБУ, кроме случаев, когда они добровольно берут на себя такие обязательства.

Основной функцией НБУ является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. Выполняя свою основную функцию, НБУ оказывает содействие соблюдению стабильности банковской системы. Основные правовые нормы деятельности НБУ заложены в Законе Украины «О Национальном банке Украины».

Информация о работе Государственное регулирование экономики